Европейские ученые предложили новую трактовку "татаро-монгольского ига"

Ряд европейских ученых предложил пересмотреть сложившийся за многие годы стереотип о варварстве кочевых народов и в частности монголов. Об этом говорится в статье издания The New Yorker, передает Tengri Life со ссылкой на ИноСМИ. Ряд европейских ученых предложил пересмотреть сложившийся за многие годы стереотип о варварстве кочевых народов и в частности монголов. Об этом говорится в статье издания The New Yorker, передает Tengri Life со ссылкой на ИноСМИ.

По их мнению, степные кочевники имели все ключевые характеристики либеральных демократий. А так называемое татаро-монгольское иго не сдерживало развитие Руси, но, скорее, помогало ему.

Новая трактовка истории звучит в таких исследованиях, как "Орда: как монголы изменили мир" Мари Фаверо (историк из Университета Париж-Нантер), "Империя степей" Кеннета В. Харла, "Кочевники" Энтони Саттина, "Монгольская буря: создание и разрушение империй на средневековом Ближнем Востоке" Николаса Мортона.

В вышеназванных трудах монголы предстают не опьяненными кровью чудовищами, а умелыми управленцами, которые поддерживали развитие торговли, приветствовали свободу слова и свободу вероисповедания.

"Да, они захватывали города, однако это было обычной необходимостью в свете активного развития государства. И да, они порабощали ближних и дальних соседей - но ровно таким же образом поступали и многие другие народы. И эти другие народы зачастую делали это с большей жестокостью", - говорится в статье.


Общепринятый взгляд на монгольское владычество - это представление о нем как о жестоком порабощении, иго которого тормозило развитие Руси. Фаверо в своей книге утверждает обратное.

"Русские княжества демонстрировали невероятную экономическую стабильность во время своего подчинения Орде", - пишет она, указывая на тот факт, что в северо-восточной Руси в XIV веке было основано 40 или более городов. Она признает, что монголы рассматривали Русь как источник доходов с дани, но утверждает, что их стратегия была скорее торговой, чем репрессивной. Монголы прямо или косвенно связывали Русь с рынками в регионах Волги, Каспийского, Черного и Балтийского морей, а также Китая, Ближнего Востока и Средиземноморья.

"Безопасность и свободный проход для купцов и товаров, привилегированное положение для элиты, духовенства, торговцев и ремесленников, тщательно спланированные налоговые и земельные режимы, в основном непрямое управление - все это было залогом процветания как для находящихся в подчинении русских, так и для монголов", - пишет историк. Монгольская политика не только не замедлила рост России, но, возможно, способствовала его развитию.


Исследователи стараются показать, что история кочевников не менее замечательна и не менее значима, чем европейская. "Но мы так и будем считать себя мерилом всего, если не научимся смотреть иначе на свое собственное представление о значимости", - говорится в публикации.