На прошлой неделе, по словам Марата Карабаева, начаты батиметрические исследования в акватории порта Курык. Дноуглубительные работы в порту будут завершены к июлю следующего года. Для работы привлечена специализированная дноуглубительная техника крупной европейской компании «Jan de Nul». В 2024 году аналогичные работы будут проведены в порту Актау.
- Помимо этого, на каспийском побережье имеются и частные терминалы, такие как ЕрСай, Саржа, Баутино. В условиях снижения уровня моря эти объекты также нуждаются в проведении дноуглубительных работ. Учитывая, что они находятся в частной собственности, бюджетные средства на данные работы не предусмотрены. Принимая во внимание необходимость развития портовой инфраструктуры, привлечение ими инвестиций для этих целей, рассматривается возможность оказания мер государственной поддержки, — озвучил предложение Марат Карабаев.
Кроме того, как отмечает министр транспорта, дноуглубление решает не только проблему, связанную со снижением уровня Каспийского моря, но также создает условия для дальнейшего наращивания терминальных мощностей. В частности, за счет вынутого грунта будут созданы новые территории, по предварительным расчетам их площадь составит 171 гектар. Для развития терминальных мощностей на данных участках ведется работа с потенциальными инвесторами, такими как Abu Dhabi Ports, Rhenus и Shandong port.
По его словам, сегодня общая пропускная способность морских портов Актау и Курык составляет 21 млн тонн. Морские порты имеют возможность перевалки нефтеналивных, зерновых, генеральных грузов и обеспечивают бесперегрузочную отправку паромным сообщением грузов в вагонах и на автотранспортных средствах.
За 11 месяцев текущего года объем перевозок через морские порты составил 6,5 млн тонн, что на 10% больше показателя прошлого года. Преобладающим являются экспортные перевозки казахстанских грузов в направлении европейских стран.
- Сегодня главной задачей является преобразование Казахстана в международную транзитную страну в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. По сравнению с прошлым годом объемы перевозок по данному коридору выросли в 2 раза и составили 2,5 млн тонн. В том числе в 3 раза увеличился экспорт казахстанской продукции по ТМТМ. Наравне с экспортом отмечается рост и импортного грузопотока. Это, в свою очередь, показывает заинтересованность европейских компаний в маршруте ТМТМ. В то же время снизились объемы транзитных перевозок грузов в направлении восток – запад. Основной причиной является снижение ставки фрахта по южному морскому маршруту, — сообщил министр транспорта.
В настоящее время ведутся переговоры с уполномоченными органами и компаниями соседних государств по привлечению экспорта на маршрут ТМТМ, в том числе по вопросам предоставления мер государственной поддержки данным перевозкам.
Так, отмечается, что Главой государства поставлена задача увеличить объемы перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в 5 раз. В этих целях с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписана соответствующая Дорожная карта. В рамках реализации Дорожной карты каждой страной принимаются меры по синхронному развитию собственной транспортной инфраструктуры.
Совместно с казахстанскими экспортерами и крупными международными транспортно-логистическими компаниями, такими как Maersk, Cosco Shipping, PSA проводится анализ грузовой базы на предстоящие 3-5 лет, потенциально ориентированный на маршрут ТМТМ.
В результате, министерство сможет увидеть полную картину по загрузке маршрута на следующие 5 лет.
Со следующего года будет начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. Для реализации проекта с портом Ляньюньган подписано соответствующее соглашение. ТЭО проекта будет готово в апреле 2024 года. В порту Курык в этом году завершено строительство зерновых терминалов. Также в порту будут построены терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого водорода». Общий объем инвестиций на развитие терминалов порта Курык составит более 200 млн долларов.
В рамках развития смежной железнодорожной инфраструктуры к морским портам планируется строительство 404 км вторых путей на железнодорожных участках «Бейнеу - Мангистау», «Жарык – Сексеул» и «Шалкар – Курык». Будет проведена модернизация 5 станций, а также внедрена автоблокировка на участке «Шалкар – Бейнеу». Данные мероприятия включены в утвержденный план по модернизации магистральной железнодорожной сети до 2030 года.
Также будут построены дополнительные пути к терминалам порта Актау с соответствующей станционной инфраструктурой.
- В частности, для цифровизации маршрута ТМТМ сингапурской компанией PSA разработана цифровая платформа Digital Trade Corridor. Данная платформа интегрирована с информационной системой Сианьского сухого порта. Сианьский сухой порт является крупным китайским транспортно-логистическим центром и через него проходит порядка 30% контейнеров в направлении Европы, — сообщил Марат Карабаев.
На первом этапе развития торгового флота имеется потребность в строительстве 10 новых судов, в том числе 3 танкеров, 3 сухогрузов и 4 универсальных паромов.
- До создания казахстанского судостроительного завода рассматривается вопрос размещения заказа на строительство судна на одном из прикаспийских верфей. В настоящее время АО “Казмортрансфлот” проектируются новые модели судов. В качестве государственной поддержки рассматривается возможность финансирования судостроительного производства через Фонд развития промышленности. Создание в Казахстане отечественного судостроительного завода планируется на базе существующих производственных объектов, — подчеркнул министр транспорта.
В частности, рассматривается возможность использования мощностей компании «ЕрСай», имеющего соответствующие производства металлоконструкций. Потенциальную заинтересованность в реализации проекта «Судоверфь» проявляют компании «YDA», «Asfat» и «ADP». Загруженность завода будет обеспечена за счет потребности в торговых и государственных судах. Также более 150 судам требуется проведение различных видов ремонта, которые можно будет проводить на казахстанской верфи.
Следующим важным вопросом является обеспечение безопасности мореплавания. За 11 месяцев текущего года казахстанскими портами обслужено на 25% судозаходов больше, чем в прошлом году. Динамично растущая интенсивность судоходства и обмеление Каспийского моря адекватно требует ускоренного создания системы навигационной безопасности.
В частности, до конца марта 2024 года будет введена в промышленную эксплуатацию система управления движением судов в порту Курык. В порту Актау СУДС планируется установить до конца 2025 года.
Комментарии
0 комментарий(ев)