В редакцию Lada.kz неоднократно обращаются жители Актау с жалобами на антисанитарию в местах сбыта продовольственных товаров. Люди наблюдают на прилавках с продуктами тараканов и других насекомых, а также возмущаются несвоевременным обновлением ассортимента на полках.
- Ладно, если срок годности истек пару дней назад, можно сослаться на то, что проглядели при таком количестве продуктов в супермаркете. Но хлеб с плесенью на прилавках, просроченная рыба и другие продукты – это же опасно для здоровья. А если человек не проверит это вовремя, потом и доказать будет почти невозможно. Не дай Бог еще нанесешь непоправимый вред здоровью. А тараканы… Тут вообще слов нет: о каком аппетите идет речь, когда приходишь в продуктовый с насекомыми?, – сетует один из жителей города.
Горожане периодически фиксируют подобное на видео и, как заявляют в ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей», это чуть ли не единственный способ доказать, что факт наличия нарушений реально имел место быть. А все из-за статьи 144 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и моратория на проведение внеплановых проверок субъектов МСБ.
- До введения моратория на проверки субъектов частного предпринимательства такое встречалось редко. Да, факты имели место быть, но тем не менее соответствующие органы постоянно навещали частных предпринимателей с проверками, что, в свою очередь, поддерживало «дисциплину». Сейчас ни один уполномоченный орган, наверное, кроме налоговой, не сможет просто так совершить внеплановую проверку. То есть, чтобы проверка была назначена, нужен зафиксированный инцидент, который послужит основанием, в частности, заявление в соответствующий орган, - рассказала Никар Рафикова, президент общества.
Никар Рафикова подчеркнула, что предприниматели сами обязаны проводить санитарный день в местах торговли, тогда как бюрократические проволочки в назначении проверки для рядового жителя обязанностью не являются.
- К сожалению, навряд ли кто-либо видел в последнее время объявление от субъектов бизнеса о проведении санитарного дня. Почему вообще обычный гражданин должен следить за этим, идти, писать заявление, ждать, пока прокуратура сочтет нужным назначать проверку субъекта, если это должны делать априори соответствующие органы? Что это за закон такой и мораторий? Это же палки в колеса любому органу, а предпринимателям – раздолье для бесконтрольной реализации своей продукции. Никто уже не держит бизнесменов в ежовых рукавицах, как это должно быть. Понятное дело, что мораторий ввели не просто так – отдельные нерадивые госчиновники могли позволять себе внеплановые проверки в коррупционных целях, но нынешнее положение дел ситуацию только ухудшило, - пояснила Никар Маликовна.
Асима Жарылгасова, руководитель управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Актау, отметила, что в городе уже несколько лет не проводились мероприятии по дератизации и дезинсекции. В подобных мероприятиях охватывается большая территория города – это не дает возможности насекомых и грызунам перемещаться в населенном пункте.
- В связи с этим мы имеем значительный рост количества насекомых, таких как тараканы, блохи, клопы. На сегодняшний день все объекты торговли относятся к объектам с незначительной эпидемиологической значимостью. Они не подлежат нашему контролю в особом порядке. Проверка только по обращению за получением разрешительного документа. И то, даже в этом случае мы не проверяем ни залы торговли, ни складские помещения, ни моменты реализации и хранения, - пояснила руководитель городского санитарно-эпидемиологического контроля.
Что касается жалоб или поступающих обращений от физических и юридических лиц, Асима Жарылгасова также отметила вышеупомянутый мораторий, как преграду для внеплановых проверок субъектов МСБ.
- Чтобы проверить частных предпринимателей, необходима регистрация и подтверждение факта, а также доказательства, что случившийся инцидент угрожает жизни и здоровью. Государством созданы все условия, чтобы предприниматель мог развиваться и беспрепятственно работать. Но предприниматели не должны забывать, что содержание объекта в период эксплуатации – это ответственность бизнесмена. Санитарными правилами предусмотрено, что все субъекты предпринимательства должны иметь договоры на проведение дезинсекции, дезинфекции и дератизации. Есть определенная кратность проведения таких мероприятий. Более того, этими правилами предусмотрено проведение раз в месяц санитарных мероприятий на объектах торговли, общественного питания, пищевой промышленности, здравоохранения и образования, кроме объектов коммунального назначения – их проверяют раз в квартал и по мере необходимости, - рассказала Асима Жарылгасова.
Руководитель управления подчеркнула, что к росту количества грызунов и насекомых привело и то, что санитарные мероприятия стоят денежных средств, и предприниматели могут просто экономить.
Стоит отметить также, что согласно информации портала «Открытые НПА», центральным государственным и местным исполнительным органам запрещено проводить проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства до 1 января 2024 года.
Для справки:
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Статья 144. Виды проверок
1. Проверки делятся на следующие виды:
1) проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;
2) внеплановые.
Проверкой, проводимой по особому порядку, является проверка, назначаемая органом контроля и надзора на основе оценки степени риска в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора в сферах государственного контроля и надзора, определенных частью четвертой пункта 2 статьи 141 настоящего Кодекса, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Внеплановой проверкой является проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
2. Исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Основаниями внеплановой проверки субъектов контроля и надзора являются:
1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных грубых нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
1-1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, если субъект более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения;
2) обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
3) обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
3-1) информация (экстренное извещение) о наступлении смерти в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения";
4) обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены;
5) поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
6) обращения государственных органов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
7) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми субъект контроля и надзора имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
8) повторная проверка, связанная с обращением субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой;
9) поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
10) обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
11) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
12) результаты отбора и санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиенических нормативов и технических регламентов, представляющих опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания;
13) информация (экстренное извещение), подаваемая субъектом здравоохранения о возникновении или угрозе возникновения и распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий.
4. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
5. Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и объектов предпринимательства, и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.
6. В случаях возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий проводится внеплановая проверка объектов без предварительного уведомления проверяемого субъекта и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующего рабочего дня в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.
Основанием является получение государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его территориальным подразделением информации (экстренного извещения).
7. Внеплановые проверки по вопросам производства (формуляции), транспортировки, хранения, реализации и применения фальсифицированных пестицидов, а также производства, закупки, транспортировки, хранения, реализации фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий проводятся без предварительного уведомления проверяемого субъекта.
8. В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора и уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления проверяемого субъекта и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих пяти рабочих дней в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.
Значительным отдалением от места расположения контролирующих и регистрирующих органов считается расстояние, превышающее сто километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения.
9. Перечисленные основания для проведения внеплановой проверки применяются в отношении структурных подразделений государственных органов, юридических лиц, структурных подразделений юридических лиц-нерезидентов, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без регистрации в органах юстиции или регистрирующем органе.
10. Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Кодексом, за исключением проверок, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Михаил Одинцов
Комментарии
4 комментарий(ев)Все они могут проверять, и должны. Мараторий, не панацея. А тут уже дело прокуратуры, оценивать бездействие государственных органов.
Защита мораторием прав предпринимателей, оставляет остальных не защищёнными от беспредела. Сколько было нарушено прав потребителей и гражданских прав, пока предприниматели находятся в доминирующем положении? Статистика проводилась?
Посмотрите что творится во круг, не законные строительства (проверить не могут мораторий), не соблюдения сан. норм, пожарной безопасности (проверить не могут мораторий), не качественные услуги (проверить не могут мораторий). Все гос. органы беззубые чему и рады недобросовестные предприниматели, выступая под лозунгом «Мораторий нам ни чего не будет, пишите куда хотите». Печально, что мораторий продлили ещё на год - это катастрофа.
"Ладно, если срок годности истек пару дней назад, можно сослаться на то, что проглядели"..
Нет уж,сослаться тут можно на административную статью Закона РК,которая гласит : Если продажа товаров с истекшим сроком годности не повлекла массового заболевания или отравления людей либо не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния, то продавец товаров с просроченным сроком годности может быть привлечен к административной ответственности в виде ШТРАФА по статье 425 Кодекса РК об административных правонарушениях.
А вот если в результате продажи просроченных товаров произошло массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей, или их гибель, то это влечет уголовную ответственность по статье 304 Уголовного кодекса Республики Казахстан.Или Никар Рафикова об этом не знает??
В магазинах часто вижу такую картину в магазине Алтын Фуд,8 мкр. : Срок реализации тортов всего 72 часа. На стикере этот срок указан производителем.Так вот,когда срок торта уже истёк поверх стикера производителя магазин ставит свою наклейку с надписью УЦЕНКА!!!То есть намеренно и нагло продлевает срок реализации уже испорченного товара и вводит покупателей в заблуждение,при этом создавая угрозу здоровью при покупке продукта ненадлежащего качества.
Что по закону можно отнести к некачественной пищевой продукции ?
На продукции нет маркировки. В нашей стране маркировка носит обязательный характер.
Продукция не имеет срока годности либо он неправильный, перебитый и по факту продавец продает своим покупателям просто просрочку.
И что мы имеем в итоге? Всё верно,действующий мораторий субъектов МСБ. Вседозволенность и безнаказанность для предпринимателей,торгующих просроченным тухляком + антисанитарию, и тараканов на прилавках. И при этом говорим о здоровье народа..Блеск!!
Если такие факты есть, то надо их наказывать.