Современная жизнь... За всю историю развития человечества, люди никогда не возлагали на себя большей нагрузки, чем сейчас. Мы все время бежим , бежим, бежим… порой сами не знаем куда. Крутимся как белки в колесе. И у нас не хватает времени "жить". Многие даже не помнят, когда в последний раз брали в руки книгу или ходили в театр, но могут с легкостью назвать последний просмотренный кинофильм, потому что это легко, доступно и быстро. У нас для отдыха существует теперь интернет - личное пространство, где можно просматривать видео ролики, читать новости, играть , общаться, находить друзей, просматривать новинки кино, знать обо всем и обо всех. Это для нас все: телевидение, кинотеатр, библиотека, выставка. Но как быть с искусством? С живым общением с актерами? Сопереживаниями героям? Как переживать сиюминутную радость или печаль? Как? Ведь согласитесь, лучше посмотреть живую игру актеров, чем тысячу раз переснятые кадры. Нельзя сказать, что кино это плохо, это очень даже хорошо, но оно никогда не сможет сравниться с театром.
В репертуаре многих театров можно увидеть классические произведения. Как известно, ничего не может быть лучше классики. Она учит нас жить, помогает разобраться в сложных ситуациях, на личном примере героев произведений предостерегает от жизненных ошибок. А дальше уже сам решаешь, как быть. Извечный гамлетовский вопрос: быть или не быть? Вот в чем вопрос.
Осенью прошлого года наш город посетил Астанинский драматический театр им. М.Горького. На представлениях был аншлаг. Зритель был разный. Ходили все! От школьников до заядлых театралов. Ученики ходили целыми классами на "Мастер а и Маргариту", «Здесь все свои…»(по пьесе Н.Гоголя «Ревизор»), потому что изучение этих произведений входит в школьную программу и им проще зрительно воспринимать эти произведения.
А что же с нашими театрами? В городе Актау одновременно существует несколько театров: Областной драматический театр им. Н. Жантоeина, областной кукольный театр, народный театр «Гвоздь» и театр «Сант». Репертуары театров резко отличаются, поэтому с этим и другими я обратилась к главному режиссеру областного драматического театра Мергалиевой Гульсине Бакытжановне.
- Здравствуйте, Гульсина Бакытжановна. Я очень рада, что вы согласились ответить на мои вопросы.
- Здравствуйте, я рада ответить на них, так как дело касается театра.
- Хорошо, пожалуй, начнем. Как вы подбираете репертуар?
- Так как я являюсь художественным руководителем этого театра, то, конечно, сама. Но при выборе произведения я, конечно же, советуюсь с теми, чье мнение для меня особо важно, с людьми, которые, как мне кажется, очень грамотно подойдут к этому вопросу и трезво смогут оценить тот или иной спектакль.
- Когда вы выпускаете в свет новую работу что вы ощущаете?- Опустошенность. Работаешь над спектаклем полтора, а то и два месяца, вкладываешь в него абсолютно все, живешь им, и когда работа заканчивается, чувствуешь опустошенность. Когда я только училась на режиссера, я думала, что это будет приносить мне восторг, какое-то необыкновенное чувство, но я всегда ощущаю лишь опустошенность. Всегда.
- Сколько спектаклей насчитывает репертуар вашего театра?- Около 40 - 50 спектаклей. И каждый из них призер. Я не хочу хвастаться, но это- абсолютная правда. Для меня награды - это результат работы. Если их нет, значит, я делаю что -то не так.
- Почему в Актау на сцене драматического театра ставятся спектакли только на казахском языке?- Вы не правы. Я могу поставить произведение на русском и на английском языке, и оно будет иметь свое право на существование. Так получилось , что по приезде в Актау я привезла с собой две труппы казахских актеров. И мы преимущественно ставим спектакли на казахском языке. Но в нашем репертуаре около 10 русских спектаклей. На данный момент многие из спектаклей на русском языке не могут быть поставлены за нехваткой русскоговорящих актеров. Многие актеры ушли из театра или уехали по семейным обстоятельствам.
- Как часто у вас бывают аншлаги, или же наоборот?- Знаете, по-разному. Особенно мало людей было, когда мы только начали ставить спектакли на русском языке. Мы долго не могли убедить зрителя . Люди не хотели идти, так как у них, как и у вас, сложился стереотип, что театр казахский. Но с приходом к нам актрисы Марины Федоренко обстановка изменилась. На нее народ пошел. Она достаточно давно живет в Актау, ее театр "Гвоздь" существовал задолго до появления нас в городе. Она очень любит театр. Но, к сожалению, ей пришлось уйти из театра. Но мы до сих пор очень тесно общаемся с ней.
- А как вы считаете, в Актау благодарный зритель?- Да. Определено да. Зритель вырос вместе с нами, вместе с нашим театром. Когда мы только приехали в Актау, могу прямо сказать, что зритель был "странный". Люди приходили на спектакль, могли позволить себе не отключать телефоны и разговаривать, прямо в зале вместе с актерами. Кушать во время спектакля. Складывалось ощущение, что они смотрели фильм. Но сейчас дело обстоит иначе. У нашего театра уже есть постоянный зритель, то есть многие зрители ходят на один и тот же спектакль по несколько раз.
- Считаете ли вы, что люди деградируют в культурном плане?- Я не могу сказать, что люди деградируют. Это все временно. Книги, конечно, это потрясающе. Но я признаюсь, что и сама стала намного меньше читать. Хотя очень люблю это. Сейчас искусство переходит на иной уровень. В другое измерение так сказать. И человек сам выбирает, что ему посмотреть и почитать, потому что он спокойно может это сделать в интернете. Возьмем ту же эпоху возрождения 14-16 веков, великие произведения, картины выдающихся художников. Но как я повторюсь- все временно. И поэтому я думаю, что люди ничуть не деградируют. Просто мы живем сейчас в таком времени.
- Спасибо большое, что ответили на вопросы, было очень приятно с вами побеседовать. И все же напоследок : что бы вы хотели пожелать зрителю?- Не кашлять , отключать телефоны, не жевать в зале. Ходить на наши спектакли, и ,конечно же, хорошего настроения.
Из нашего разговора было ясно, что театральное искусство в Актау только развивается. Но у нас существуют и другие театры, и мне удалось поговорить с молодым поколением актеров Актау, а точнее с актерами театра «Гвоздь». Задать им вопрос: чего же они ждут от современного театра? Чего они ждут от своей игры в театре? Задавая эти вопросы юным актерам, я видела, какие различные ответы они дают. Вот некоторые из их ответов:
«Я –артистка театра «Гвоздь» третий год и могу с уверенностью сказать, что актерское мастерство помогает в повседневной жизни. Будь то конкурс стихов в школе, собеседование на работе или умение держать себя в обществе. Театр развивает человека изнутри, словно появляется второе дыхание, что помогает оценить себя и продвигаться дальше. Чем больше в это окунаешься, тем меньше хочется возвращаться в реальность. Как сказал народный артист ____: "Настоящее удовольствие получаешь в тот миг, когда стоя на сцене, ты забываешь о времени, о проблемах, обо всем. Когда отдаешься сознанию своего героя". Вот только это чувство длится несколько секунд и это действительно потрясающе".
Крижанивская Екатерина 17 лет.«Я не знаю, что можно ждать от театра: это непредсказуемое место, в театре забываешь обо всём. Это праздник. К нему готовишься, ждёшь. Мне нравится, что спектакль проигрывается целиком, без дублей и кадров, без монтажа. Актёры его проживают, каждое слова переносят через себя. На сцене я чувствую себя совсем другой. Я уже не Мира, я совсем другой человек. И сердце бьется со скоростью звука»
Мусина Мейрамгуль 15 лет.«Я пришел в театр, чтобы поработать над своими комплексами, чтобы попробовать себя на сцене, как это, выступать, для меня это было "большое слово» так сказать . Ну, актером я думаю вряд ли стану, по крайней мере, не задумывался о том, для меня это скорее увлечение, мне просто нравится играть, нравится ощущать себя на сцене, я как будто значимый человек. Сцена, это да, это святое место, там не нет случайных . На сцене я не чувствую волнения, скорее наоборот, облегчение, как будто это для меня родное, просто это неописуемое чувство и мне кажется человек побывавший на сцене вряд ли забудет такое чувство. Вот, но это мое сугубо мнение»
Седов Дмитрий 16 лет.Придя в театр, ощущаешь неведомое волнение перед просмотром, не знаешь, какой будет игра актеров, какие режиссерские решения ты лицезреешь и, самое главное, ты не знаешь, с какими чувствами ты выйдешь из зала. Живая игра невообразимо точно передает эмоции и чувства. Доводя до человека самую суть и ничего лишнего.
Зачастую на сценах театров показывают абсолютно бытовые спектакли и вы с легкостью можете узнать в их персонажах себя. Что- то обдумать, понять, а можете пережить снова. В театре можно посмотреть на самого себя. Пережить то, что никогда не сможешь пережить. И это не все что можно сказать о театре. Актеры, выступающие на сцене театра, любого, они не играют, они живут. Не многим из нас удается даже в обычной жизни жить, а не играть тем более, так как "жизнь театр и все мы в нем актеры".
Автор: ДинараУважаемые пользователи. Данный материал публикуется в рамках конкурса "Мне не все равно!"Специальный приз конкурса присуждается по итогам голосования посетителей сайта (голосовать могут только пользователи, которые имеют не менее 50 комментариев на сайте). Поставьте оценку материалу. Внимание, при подсчете все баллы будут суммироваться
Комментарии
2 комментарий(ев)Хороший совет. Но трафарет журналист должен иметь. А по ходу ответов, задавать дополнительные вопросы.
Здесь присутсвуют несколько недоговоренностей, которые я бы уточнил. Часть артистов ушла - вопрос ПОЧЕМУ?
Красавица и умница Марина Федоренко ушшла - ПОЧЕМУ?
Позволил себе комментарий, потому что членом жюри не являюсь.
А материал считаю нормальным. Выстроенным по правилам.
Ставлю пять