Самый полный бокал страстей,
Это сладкое зелье – сцена,
Заклинаю – не пей… Не пей!
Это слова из песни, прозвучавшей на премьерном спектакле театра САНТ — «Антракт (Неприличное название)» 29 и 30 апреля. Автор пьесы украинский драматург Александр Мордань.
О чём этот спектакль? Вот как раз о том, о чём поётся в песне. Открывается занавес и перед зрителями театральная гримёрная провинциального областного театра, где обычно готовятся к выходу на сцену пять актрис — пять женщин, каждая со своей судьбой, со своим характером. Это Анфиса, актриса 60 лет (Лариса Науменко), Маша и Ольга, женщины 40 лет ((Александра Белова и Ольга Басова) Ирина, 23 года (Яна Безверхняя) и Наташа, 30 лет (Наталья Фомина). Женщины – актрисы собрались в гримёрке в антракте между действиями спектакля «Три сестры» по знаменитой пьесе Чехова. Их имена совпадают с именами чеховских персонажей. Первое впечатление — это серпентарий, где актрисы сплетничают, делают друг другу мелкие гадости, разыгрывают друг друга, язвительно шутят. Это на первый взгляд. Но вскоре выясняются их заботы — у Анфисы скоро юбилей, надо подумать, что ей подарить. Маша беспокоится о сынишке, забрал ли его из садика отец. Наташа оказывается женой директора и худрука театра, у неё своя закулисная политика, а Ольга вынуждена сниматься в рекламе — в театре небольшие заработки. Ирина, «маленькая, но очень перспективная стерва», как отозвалась о ней Маша, позднее открывается в признании: «Когда я долго не выхожу на сцену, начинаю играть дома. Для кошки. Для вещей. И роли сама себе придумываю… странные… Снега, дождя, травы под этим дождём. Солнца, которое эту траву сушит. Не могу без театра». А Наташа отвечает: «А мне нужен зритель. Хотя бы один. Зритель для актера – воздух для самолета…» Хлебнули обе театрального зелья… Как знаменательна шутливая реплика Анфисы: «Ну, хватит о суетном. Пошли на сцену!» Эти пять женщин, в зависимости от ситуации, словно стёклышки детского калейдоскопа, каждый раз складывают новый узор отношений.
И вот он — очередной поворот калейдоскопа. Выбежавшая из гримёрки Ирина увидела в зрительном зале знаменитого на весь мир режиссёра Павла Богомолова. Она видела его фотографии в журналах. Наташа, жена директора, сообщает, что когда-то уволенный из их театра Богомолов вернулся в родные пенаты, чтобы поставить свой новый спектакль. Немая сцена – к нам едет режиссёр! Оказывается, много лет назад Павел Андреевич (Сергей Мошечков) дружил с теперешним директором Петром Никитичем (Дмитрий Каримов), и мечтали они сделать собственный особенный театр, который хотели назвать «Петропавловская крепость». А потом Павел поставил скандальный спектакль «Голый король», и его уволили, после чего, поскитавшись и нахлебавшись лиха, он за эти десять лет отсутствия стал режиссёром с мировым именем. Но вдруг решил на время вернуться и поставить новый скандальный спектакль, название которого даже неприлично произнести. Но это ещё не всё. В те прошлые времена Павел собирался жениться на Маше, а когда она поехала в Москву за свадебным платьем, он завёл роман с Ольгой, в которую был влюблён и его друг Пётр. Всё смешалось в «Петропавловской крепости», в результате чего Павел уехал один, Ольга отказала Петру, а Маша, со временем, погоревав, вышла замуж за удачливого бизнесмена. Однако сына назвала Павликом. Пётр женился на молодой актрисе Наташе. И вот теперь Павел Богомолов решил снова войти в ту же реку.
Как интересны разговоры двух бывших друзей о прошлом, о театре! Они и шутят, и тут же говорят серьёзные вещи. Они, кажется, рады встрече, но Пётр Никитич не хочет в своём театре ставить скандальную пьесу. А Богомолов восклицает: «Скучно у вас в провинции!..» Однако, оба присутствуют на репетиции спектакля «Недоумение». И это забавная сценка развеселила и друзей-режиссёров, и зрительный зал. Олег Головин, Александр Макагонов, Асель Сапожникова, Егор Пленокос, Алмат Еламанов и Ольга Алёшина с нарочитой серьёзностью успешно справились с модной авангардной сценой. На что Пётр Никитич восклицает: «Не только «Трёх сестёр» можем ставить!» — знай, мол, наших! Оказалось, что по поводу неприличной пьесы Павел пошутил, а собирается поставить другую пьесу неизвестного автора, которую тот ещё не закончил – судя по всему, свою собственную. Как он говорит – о любви, о надежде и отчаянии. О том, как человек попал в аварию и лежит в больнице, в коме. Как каждый мужчина, он окружён женщинами. У персонажа их пятеро: мать, сестра, жена, дочь, любовница. И врач сказал им, чтобы каждая из них приходила каждый день и разговаривала с ним, возможно, он придёт в себя. Хотя никто точно не знает, слышит он или нет. Возможно, от их любви, веры, надежды зависит его жизнь. И эти пять актрис нужны режиссёру все вместе и каждая в отдельности, как нужная краска для его картины, как необходимый ему инструмент, или, как горько пошутила Анфиса — утварь. И тут зрителей допускают в святая святых — на репетицию. Павел (Сергей Мошечков) спускается в зрительный зал, садится на первый ряд и репетирует с каждой актрисой отдельно, чему все зрители, сидящие в зале, становятся свидетелями, и ясно, чего он хочет от каждой добиться. И понимаешь, какой это невыносимо тяжёлый, нервный труд – быть режиссёром.
И снова завязывается узелок – Павел хочет восстановить любовные отношения с Ольгой, преодолевая её сопротивление, давнюю обиду, оскорблённую гордость, и это ему удаётся. А через какое-то время вдруг молнией ударила новость — Павел Богомолов срочно уехал, не простившись ни с кем, а они все остаются. У всех пятерых шок. У зрителей тоже. Как же Ольга?! Как сказала Маша: «Подколёсин хренов: надлюбил и бросил». А Ольге надо выходить на сцену и заканчивать спектакль «Три сестры». Она начинает свой последний монолог, но сил у неё нет, и актрисы по очереди, стоя рядом, плечом к плечу, спасая спектакль, читают её монолог. Собрав последние душевные силы, Ольга заканчивает чеховскими словами: «Зачем мы живём, зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать!» Невероятно, но то же самое мы можем спросить и сейчас, через сто с лишним лет…
Что ж, прекрасная пьеса, замечательные диалоги – умные, искромётные, иронические, острые. Они встретились — пьеса и театр САНТ, его режиссёр, его актёры. Сергей Мошечков играет гениального режиссёра, который умён, талантлив, немного циничен, но и сентиментален тоже, он понимает людей, использует всех, приносит их и себя самого в жертву своему искусству, даже не ради собственной славы или денег – это уже побочные эффекты, а потому что иначе не может – это смысл его жизни. Для творца нужна особая энергетика, полыхающий костёр и лучшая для него растопка - влюблённость. Для этого и сгодилась Ольга, а потом что-то его поманило в иные дали, проявились новые горизонты, и, сознательно не желая ей зла, он просто о ней забыл. Дмитрию Каримову удалась непростая роль второго при первом, обиженного на бывшего друга, и на судьбу, ведь начинали вместе, он ничем не хуже и, возможно, мог бы… Но не смог, и с этим нелегко смириться. Практически ему приходится подбирать крохи с барского стола. Через пять лет за спектакль «Голый король», который довёл после друга, он был выдвинут на госпремию… И сейчас, доведёт «Антракт» и снова будет на коне. Сергей Мошечков и Дмитрий Каримов — два полюса спектакля, они оба неоднозначны, как все живые люди. Зрители соскучились — последнее время, они оба нечасто выходили на сцену. И вот, наконец, порадовали нас. Пять актрис — каждая создала свой образ, и каждую из них чувствуешь, понимаешь, жалеешь, прощаешь. Актёрам есть, что играть, и они справились с этим достойно. В диалогах персонажей слышны постоянные реминисценции, фразы — отклики, отсветы из пьес Шекспира, Пушкина, Гоголя, Островского, и это так забавно и трогательно. Что ж, понятно, театр — зеркало жизни. А жизнь — это театр? Этот спектакль — удачная, можно сказать, профессиональная постановка Светланы Лозовой. Спектакль вместил её озарения, её видение, её труды — режиссура, музыка, декорации в условиях не слишком приспособленной сцены. В разговоре актрис приоткрывается тайна театрального действа: режиссёр ставит спектакль про себя, актёры играют про себя, а зритель смотрит тоже про себя. А каковы зрители! Все сидели, буквально замерев, ловили каждое слово актёров. Лишь изредка зал позволял себе вспыхивать аплодисментами. Я с удовольствием посмотрю этот спектакль ещё раз! Спасибо, САНТ!
Тамара Павленко Фото Виктора Малюка
Комментарии
0 комментарий(ев)