В начале декабря в стране был принял закон о республиканском бюджете на 2025-2027 годы. В документе определены основные расходы и доходы страны, передает корреспондент Tengrinews.kz.
На 2025 год городами-донорами республиканского бюджета стали:
В сумме из этих городов и региона в бюджет будет изъято 504,1 миллиарда тенге.
Остальные регионы Казахстана, наоборот, получат субвенции (финансовую помощь) из республиканского бюджета. Всего - 5,7 триллиона тенге в 2025 году (2024 году сумма составляла 5,2 триллиона тенге).
Регион | 2024 год (млрд тенге) | 2025 год (млрд тенге) |
---|---|---|
Область Абай | 234,9 | 251,8 |
Акмолинская область | 354,7 | 383,3 |
Актюбинская область | 293 | 318 |
Алматинская область | 183,6 | 203,6 |
Восточно-Казахстанская область | 245,3 | 270,1 |
Жамбылская область | 426,3 | 465,9 |
Область Жетысу | 355,3 | 386,5 |
Западно-Казахстанская область | 251,3 | 266,8 |
Карагандинская область | 322,7 | 347 |
Кызылординская область | 433 | 476,7 |
Костанайская область | 318,9 | 340,6 |
Мангистауская область | 135,6 | 166,8 |
Павлодарская область | 132,3 | 146,6 |
Северо-Казахстанская область | 316,6 | 336,2 |
Туркестанская область | 1 000 | 1 103,6 |
Область Улытау | 51,8 | 59,1 |
Шымкент | 207,5 | 251,2 |
Финансист Расул Рысмамбетов пояснил, что крупнейшим регионом-донором республиканского бюджета остается Алматы. На втором месте - Атырауская область, за ней следует Астана.
Справедливо ли говорить, что в Казахстане всего три региона-кормильца: Алматы, Астана и Атырауская область? На самом деле это не так, объяснил эксперт.
"На самом деле регионов-доноров больше. Просто все зависит от того, где зарегистрированы юридические лица. Налоги платятся по месту регистрации, а не по месту фактической деятельности. Алматы и Астана пополняют бюджет за счет малого и среднего бизнеса, а Алматы дополнительно - за счет банков и нефтяных компаний, зарегистрированных там. Атырау — благодаря нефтяному сектору. В Астане также значительную роль играют квазигосударственные компании, которые платят налоги в столице", - поясняет эксперт.
Если бы нефтяные компании, работающие в Кызылординской и Мангистауской областях, платили налоги по месту добычи нефти, а крупные игроки регистрировали бы свои доходы не в Алматы или Астане, а в регионах, мы бы увидели совершенно другую картину, где регионов-доноров было бы гораздо больше, отметил Рысмамбетов.
Согласно закону о республиканском бюджете на 2025-2027 годы, 17 регионов Казахстана получают субвенции. Больше всего выделяется Туркестанская область - более 1,1 триллиона тенге. Затем следует Кызылординская область - 476,7 миллиарда тенге и Жамбылская область - 465,9 миллиарда тенге. Общая сумма субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в региональные бюджеты, на 2025 год составляет 5,7 триллиона тенге.
"У меня нет ответа, почему Туркестанская область получит триллион тенге, а очень индустриальная Павлодарская область всего 146 миллиардов. Ну, во-первых, это население. Идет активный рост народонаселения в Туркестане. Шымкенту дали 250 миллиардов тенге, что сопоставимо с объемом средств для области Абай. Последняя - это новый регион, где ведется активное строительство.
Но я бы не стал говорить, что у нас три донора и 17 дотационных регионов, и все плохо. У нас де-факто много регионов-доноров. Я считаю, что регионам нужно самим развиваться, нужно дать им больше свободы в экономическом планировании, нужна децентрализация", - размышляет Рысмамбетов.
Как считает эксперт, здесь можно сделать неожиданный вывод: нефть перестала быть источником бюджета развития.
"Нефть уже несет только поддерживающую социальную функцию. Прибыль от экспорта нефти уже не принесет таких хороших доходов, как раньше. Поэтому надо срочно что-то делать, например развивать мелкотоварное и экспортоориентированное производство", - отметил Расул Рысмамбетов.
Сейчас, по его словам, складывается такая ситуация: все регионы сдают деньги в общую кассу, а дальше все средства распределяются по нуждам.
"Экономическое планирование страны у нас чрезмерно централизовано. Нужно менять приоритеты планирования и развития или отдать их в руки регионов частично. Чем опасна чрезмерная централизация? Тем, что неминуемо порождает коррупционный фон", - заключил эксперт.
Комментарии
0 комментарий(ев)