Политолог Андрей Чеботарев прокомментировал условный срок племянника первого президента Нурсултана Назарбаева Самата Абиша. Приводим его без купюр.
"Условный приговор Самату Абишу можно расценить как результат компромисса между действующим руководством Казахстана и семьёй экс-президента страны Нурсултана Назарбаева. Судя по всему, первоначальные договорённости по нему были достигнуты ещё в 2022 году, позволив ему избежать участия в судебном процессе над Каримом Масимовым и другими бывшими коллегами по Комитету национальной безопасности РК в качестве обвиняемого. Однако впоследствии либо что-то было нарушено со стороны высокопоставленных родственников Абиша, либо он стал объектом внимания определённых сил, готовых поддержать его дальнейшую деятельность вплоть до возможного участия в политике. Нельзя, кстати, не вспомнить, что в своё время персона младшего племянника экс-президента обсуждалась в качестве вероятного преемника его дяди.
В любом случае это было чревато серьёзными рисками для властей. Поэтому их реакция была закономерной: возобновление расследования относительно причастности Абиша к январским событиям и последующая передача данного уголовного дела в суд. Вместе с тем закрытый характер последнего оставляет пока без ответов ряд вопросов, включая характер приговора.
С учётом всего этого можно предположить, что в пользу Самата Абиша сыграли следующие факторы. Во-первых, новые вынужденные шаги экс-президента и тесно связанных с ним персон навстречу властям в решении тех или иных вопросов. Прежде всего, в даче максимально гарантированных обязательств не участвовать в политической жизни Казахстана с использованием своих солидных финансовых, информационных и иных ресурсов, а также возможной передаче определённых активов государству.
Во-вторых, предоставление самим Абишем ценной информации в отношении своих родственников, которую власти могут использовать против любого из них в той или иной форме в нужный момент.
В-третьих, его новые показания, позволяющие дополнить картину произошедшего в январе 2022 года, включая роль его старшего брата Кайрата Сатыбалды, бывших коллег по КНБ и некоторых высокопоставленных персон из окружения Нурсултана Назарбаева. В частности, эти показания могут быть использованы в суде по делу Руслана Искакова, Армана Джумагельдиева и их подельников, а также будущем судебном процессе по делу экс-министра юстиции Марата Бекетаева и отразиться на приговорах основным фигурантам. Не исключено также, что они могут лечь в основу судебных процессов над теми людьми, которые до сих пор пребывают вне «орбиты следствия».
В целом, условный приговор является «мягким» вариантом политической нейтрализации Самата Абиша. В течение 8 лет он будет находиться на пробационном контроле по линии МВД, не считая негласный надзор со стороны недавних коллег, с запретом на выезд за пределы Казахстана и рядом иных ограничений. В случае же каких-либо действий с его стороны или со стороны гарантов его «правильного» поведения, которые будут расценены властями как нарушения предполагаемых неформальных договоренностей, условный срок может быстро стать реальным. Правда, самому Абишу и его гарантам придётся в дальнейшем постараться, чтобы избежать вероятных подстав со стороны каких-либо «доброжелателей»."
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
0 комментарий(ев)