20.11.2022, 19:04
Бензин в Казахстане будет дорожать – мнение
В министерстве энергетики Казахстана подтвердили LS планы по интеграции.
В ведомстве пояснили, что государства-члены работают над поэтапным формированием общих рынков энергетических ресурсов, включая газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергию.
«В соответствии с принятыми планами мероприятий установлены сроки для начала функционирования общих рынков ЕАЭС, которые определяют их запуск с 1 января 2025 года», – уточнили в Минэнерго.
В беседе с LS экономист Петр Своик отметил, что в рамках евразийской интеграции Казахстан начнет подтягивать цены на ГСМ к уровню других стран Союза.
По данным GlobalPetrolPrices* от 7 ноября, в Казахстане литр бензина стоит 45 центов (около 208 тенге**), в Кыргызстане – 78 центов (около 360 тенге), в России – 85 центов (около 393тенге), в Беларуси – 97 центов (448 тенге). Таким образом, разница между Казахстаном и Беларусью составляет 2,1 раза, Россией – 1,9 раза, Кыргызстаном – 1,7 раза.
«Есть шанс поддерживать привычный ценовой уровень, если в рамках ЕАЭС перейдем на инвестиционный формат и будем работать не столько в торговом формате, сколько по части развития производства, совместных инвестпроектов. Тогда можно будет не поднимать стоимость к более высокому уровню, а оставить удобный для казахстанцев диапазон», – отметил Своик.
Он пояснил, что диверсифицированные тарифы на дизтопливо, когда для иностранцев литр стоит 450 тенге, а для местных – 230-260 тенге, как административное решение плохо вписываются в общий рынок.
«По мере развития интеграции будут нужны рыночные механизмы регулирования. В то же время государство должно нести ответственность, так как производство ГСМ в Казахстане – это естественная монополия. То, что сфера была отдана в рынок, перекупщикам и спекулянтам, было попыткой государства снять с себя эту ношу. Однако это безответственное поведение, которое привело к попыткам администрировать цены», – высказался эксперт.
По словам собеседника LS, правительству нужно взять ответственность за производственную монополию и использовать стоимость ГСМ как один из стабилизаторов цен на товары и услуги, а не провокаторов, как это происходит сейчас.
При этом Своик отметил, что в данной отрасли не нужны посредники. Продажа должна выстроиться от скважины до бензоколонки: нефтедобытчик – нефтепровод – НПЗ – региональные склады – АЗС.
«Все остальные давальцы, которые существуют – это ненужное и вредное следствие снятия государством с себя ответственности за эту монополию», – заключил экономист.
Ранее в Минэнерго ответили на вопрос LS, как долго в Казахстане будут сдерживать цены на бензин.
Напомним, в 2025 году в ЕАЭС начнет действовать единый энергорынок. По мнению казахстанских экспертов, из-за него цены на топливо постепенно выравниваются во всех странах – членах Союза. В ЕЭК также отметили, что к тому времени стоимость ГСМ в странах Союза, включая Казахстан, должна прийти к рыночным ценам и находиться в определенном коридоре.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
0 комментарий(ев)