Бытует мнение, что работники нефтегазовой отрасли ездят только на дорогих авто, отдыхают на зарубежных курортах, а черная икра на завтрак для них - далеко не роскошь. Правда это или нет, мы решили спросить у самих нефтяников, которые отмечают сегодня свой профессиональный праздник. О том, как работается на месторождении в 40-градусную жару и о чем мечтают мангистауские нефтяники - в нашей фотоистории. Текст Жанны Сагидуллакызы, фото Лианы Рязанцевой.
Знакомьтесь, Алип Акжигитов, оператор по добыче нефти и газа на месторождении Узень.
Алип родился в семье нефтяников, поэтому с выбором профессии не затягивал. Окончив Каспийский государственный университет имени Ш. Есенова по специальности «Нефтегазовое дело», он стал работать на месторождении в своем родном Жанаозене. Высокая зарплата, по словам героя, является одним из важных факторов, не позволяющих жалеть о выбранной профессии.
- Еще с молодости мои родители работают в нефтегазовой отрасли. Они и посоветовали мне пойти по их стопам и тоже стать, скажем так, потомственным нефтяником. Работа нелегкая, не скрою, но есть огромный плюс - это хорошая зарплата, - рассказывает Алип.
Рабочий день Алипа начинается в 8:30. Месторождение, где работает наш герой, находится в двадцати километрах от Жанаозена. Чтобы успеть на работу и не опоздать на автобус, он просыпается в семь утра.
До работы вместе с коллегами Алип доезжает за полчаса. Прибыв на работу, наш герой надевает каску и спецодежду. Без экипировки нефтяники ни шагу. Экологические и технологические риски на нефтяном производстве - дело крайне серьёзное, и относятся здесь к выполнению работ соответственно.
- Специальная обувь, комбинезон, жаропрочная куртка и перчатки. Благодаря этим перчаткам никакой жар не страшен. Мы должны быть готовы к разным погодным условиям. Работать в жару, конечно, утомляет, но терпимо, - говорит наш герой.
Итак, Алип готов к работе. В первую очередь он снимает показания измерительных приборов, чтобы проверить или по надобности сменить вставную втулку на линии, по которой нефть поступает из скважины.
- В зависимости от способа эксплуатации пластов на скважинах устанавливается специальное оборудование. Операторы обязаны наладить его бесперебойную работу. При компрессорной эксплуатации по показаниям специальных манометров мы определяем возможные отклонения от режима работы скважин, и при необходимости ликвидируем их, - говорит Алип.
О любых неполадках на скважинах оператор должен сообщить руководству. В случае возникновения аварий он должен вызвать слесарей, чтобы восстановить работу скважин. Под присмотром нашего героя 34 скважины, из которых добывают нефть. Алип сравнивает нефтяные вышки с верблюдами, за которыми он бережно ухаживает.
- Скважины для меня, словно мой скот. Если так представить, у меня всего 34 верблюда, за которыми я слежу. В случае возникновения неполадок я сообщаю об этом начальству, зову слесарей, чтобы они исправили ситуацию. Благодаря современным технологиям работу скважин можно отследить с помощью компьютера. Однако, увидев их воочию, ты наблюдаешь весь процесс работы. Расстояния между скважинами довольно приличные, в первой половине дня приходится ходить пешком около десяти километров. Звучит, конечно, не очень, но со временем привыкаешь, - подчеркивает Алип Акжигитов.
Нефть наш герой не любит называть «черным золотом». По его словам, она как «Золушка», которой требуется немного косметических процедур, а точнее, очистки, дабы стать принцессой.
- Здесь нефть становится пригодной для транспортировки. А для того, чтобы избавиться от ненужных примесей, жидкость необходимо нагреть. В сепараторы поступает нефть из скважины. В печи она нагревается, а после попадает в огромные резервуары для дальнейшей транспортировки, - рассказывает Алип.
В обязанности Алипа входит также очистка насосно-компрессорных труб в скважине от парафина и смол. Чистит он их с помощью механических и автоматических скребков и реагентов, растворителей, горячей нефти и пара.
Орудия труда оператора - гаечные ключи для крепления вентилей, задвижек, контрольно-измерительных приборов. Цепные ключи служат для свинчивания и развинчивания всевозможных труб. Нередко приходится брать в руки и тяжелый молоток, признается Алип.
Сложный период в работе нефтяника — это, со слов героя, не жара, а холод. Многие трубы не выдерживают морозов. По этой причине операторам приходится часто вызывать слесарей. Нефтяники на месторождении Узень, в отличие от других нефтяных компаний, работают пять дней в неделю. В выходные дни за работой скважинах следят дежурные операторы. Алип трудится оператором по добыче нефти и газа восьмой год и говорит, что на здоровье он не жалуется.
- Оператору по добыче нефти и газа требуется хорошая физическая подготовка, выносливость, так как в течение рабочего дня нам приходится быть в постоянном движении: обходить порученный участок или наблюдать за множеством приборов. Необходимо обладать хорошо развитым обонянием, чтобы уловить утечку газа и нефти. Если говорить о моем здоровье, то я молодой - мне всего 33 года, поэтому мне грешно жаловаться на здоровье.
Кормят нефтяников, работающих на месторождениях, в столовой, которая расположена недалеко от базы. В рацион питания работников нефтегазовой отрасли обязательно входят молочные продукты: кефир, сметана или творог. Необходимо это для укрепления здоровья нефтедобытчиков и поддержания их физической формы.
Чаще всего рабочий день заканчивается в 18:00. Порой Алип может остаться на работе до ночи, если со скважинами возникли серьезные проблемы.
- Мы работаем в любой день, будь это Новый год или Курбан айт. Как всем известно, большая часть жителей Жанаозена работает в нефтяной отрасли, поэтому все праздники мы устраиваем в выходные, - делится Алип.
Дома Алипа ждет его семья: родители, братья и сестры. Наш герой холост, но он в активном поиске супруги.
- Наверное, она также ищет меня, но никак что-то не найдет (смеется). А если серьезно, то мне уже 33 года, многие мои ровесники имеют несколько детей.
На сегодня самое главное мое желание - обрести вторую половинку и завести семью.
Свою будущую жену Алип представляет домохозяйкой, умеющей вкусно готовить.
- Не зря же говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Так и у меня тоже самое. Признаться, после работы тяжело даже мясо порезать, потому что руки грязные. Стирать я умею, но вот в еде прихотлив (смеется).
- Если говорить о женщинах-нефтяниках, то этот вопрос сложный. На месторождениях работают в основном уже замужние женщины, но к ним я отношусь с глубоким уважением. Благодаря им на работе чистота и порядок. Без них было бы очень тяжело. Но среди своих коллег вряд ли я найду себе жену, - признается Алип.
Отпуск наш герой берет обычно зимой. В 2016 году он хочет отдохнуть в Боровом. С его слов, он не особо любит зарубежные курорты и предпочитает отдыхать в Казахстане.
- Мне нравится отдыхать в нашей стране, где все друг друга понимают. Здесь у меня не могут возникнуть языковые барьеры. Люблю очень Боровое, Алматы. На море бываю редко, меня тянет в леса, где много зелени и свежий воздух. Работая в степи, хочется увидеть сосновый бор, озера. За границей я еще не был, но не считаю себя ущербным. Когда в нашей стране есть такие природные богатства, почему бы не отдыхать здесь. Еще отпуск - это самое время закончить все домашние дела. Как и у многих мужчин, отпуск - это масса свободного времени. Именно тогда мы можем закончить все дела, которые так долго откладываем. Я живу в частном доме, и сами понимаете, забот много: то кран починить, то крышу отремонтировать, то обои приклеить, - говорит Алип.
Своей слабостью Алип называет автомобили. Не так давно он приобрел себе новую иномарку.
- Мне нравятся машины марки Toyota, сейчас у меня новый легковой автомобиль, но хочу поменять его на внедорожник. На внедорожнике удобно ездить по степи, выезжать на море, да и вообще он более комфортный, - говорит Алип.
Во время интервью на вопрос об отношении нашего героя к разговорам о том, что нефть в Казахстане рано или поздно закончится, Алип ответил так:
- Нет на свете ничего постоянного, нефть тоже самое. Пока она есть, соответственно, есть работа. Если же закончится, то это не беда всей вселенной, люди начнут заниматься другими делами. Говоря о себе, то скажу, что не хочу ограничивать себя лишь одной профессией. В ближайшее время я хочу открыть собственный бизнес, а вот какой именно, я пока не могу говорить.
Редакция газеты «Лада» поздравляет нефтяников с профессиональным праздником!
Комментарии
25 комментарий(ев)Поностью соглашусь с этим мнением. А работникам нефтегазовой отрасли надо воздать должное...
Восемь лет на этой должности. А потом удивляемся почему наши месторождения принадлежат не нам. Как минимум за этот срок работы должны руководить хотя бы на ЦПУ. Знать технологию процесса добычи, я не спорю может и знаете, но почему тогда наши инженера работают на вторых позициях, а все технологически умные процессы выполняют иностранцы. Своего ни чего нету
.и все же где настоящие нефтяники Лада? Где бурильщики? где КРСники? ПРСники? Которые зимой и летом..днем и ночью трудятся в поте лица и испачкенные нефтью...
Теперь нефтяники только операторы,бывшего "НГДУ" все остальные за кадром.
Очень много кого за борт выкинули и до сих пор пытаются "не профильным активом" обозвать. А нефтяник в сознании большинства это картинка с буровой, работягами на скважине и нефтью конечно же. Вспомните фильм "Сибириада" Кончаловского...
где я грязью полил компанию эту?)если бы сам не видел ничего не сказал бы
Мы тут...
Статья из буровой выглядел бы как триллер, не для праздничного дня.
да помнится, как ребята помбуры в три утра ком не стучались на буровой ( я там постоянно жил), просили стакан, чтобы технический спирт попить от жуткого холода.
Уважаю. у меня всего лишь 10, пока.
С Есеновским образованием больше не с чем сравнивать Все мы в душе пастухи
10 км до обеда на верблюде, оттуда на качалке
настоящим нефтяникам некогда в таких репортажах сниматься.
Добро пожаловать в ИНТЕРНЕТ!
насчет каракудук я бы поспорил
Грязное месторождение и все времен СССР.в Узене 90% не соблюдают ТБ, даже очки защитные отсутствуют. Единственные более менее чистые месторождения Дунга и Каракудук.