18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
04.10.2011, 12:48

Почему в Актау бензин не только дорожает, а вообще пропадает с заправок?

Бензин в Казахстане стал напоминать любимое лакомство Вини Пуха. Помните, «мед - это очень странный предмет: он если есть, то его сразу нет…»? Бензиновый кризис прокатился по стране, не оставив без своего внимания ни один уголок республики.
Бензин в Казахстане стал напоминать любимое лакомство Вини Пуха. Помните, «мед - это очень странный предмет: он если есть, то его сразу нет…»? Бензиновый кризис прокатился по стране, не оставив без своего внимания ни один уголок республики. Заглянул даже в города, имеющие на своей территории нефтеперегонные заводы
«Почему так произошло?» - этим вопросом озадачились все - от простого водителя до министра экономики. И наша газета не исключение. Поскольку министра у нас под боком нет, а бензиновые воротилы тоже в Актау отсутствуют, то вопросы мы задали координатору Ассоциации автозаправочных станций Мангистаускои области Неталиеву Гариполле Сайполлаевичу.

Нефть дорожает - бензин дорожает, нефть дешевеет, но бензин все равно дорожает...
А когда он подорожал настолько, что «перепрыгнул» все установленные правительством ценовые рубежи, то просто исчез из продажи — это какой-то экономический нонсенс, в котором очень не просто разобраться даже участникам этого бензинового рынка.
Координатор Ассоциации АЗС Мангистауской области в ответ на наш вопрос привел простую формулу:
- Буквально на днях премьер-министр Масимов официально признал, что у нас в Казахстане недостаток производства топлива. Это реально так, - сказал Гариппола Сейполлаевич.
Но в это же время директор Атырауского нефтеперерабатывающего завода говорит, что у него переполнены склады и он не может отправлять горючее из-за недостатка цистерн.

Если это действительно так, то данное утверждение, по сути, перчатка в лицо министру нефти и газа Сауату Мынбаеву, который на требование премьера «НАДО» по-комсомольски гордо ответил «ЕСТЬ!» и заверил партию «Нур Отан» и правительство, что в ближайшие дни будет закуплено и доставлено в Казахстан 50 тысяч тонн российского горючего. А может быть надо найти вагоны-цистерны?
Здесь опять чувствуется какой-то подвох, если вспомнить, что наши министры упорно утверждают, что дефицит бензина образовался из-за того, что в России он дороже, и теперь в связи с образованием таможенного союза, нефть стало выгоднее продавать в Россию и горючее стало уходить к северному соседу.

Но господин Неталиев с такой трактовкой причин образовавшегося дефицита горючего не согласен. По крайней мере, он утверждает, что не владеет информацией о том, что бензин стал уходить в Россию. Между тем, это очень важный момент в этой запутанной истории.
Обратите внимание на отправные точки бензинового кризиса.
ДЕФИЦИТ есть — это первый постулат и бесспорный. ЦЕНА в России выше — тоже факт. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ правительство обещает удержать в рамках незначительной инфляции (не более 6%) - а вот тут начинаются метаморфозы, которые даже координатор Ассоциации мангистауских АЗС объяснить не в состоянии. Не бензин, а шайтан-вода какая-то…

Вопрос первый: закупив в России 50 тысяч тонн горючего и не повышая цены, мы будем торговать себе в убыток? Ответ министра нефти и газа - «ДА». Тогда второй вопрос: а кто из предпринимателей готов торговать, не только не имея прибыли, но даже неся огромные потери? Ответ господина Неталиева - «КАЗМУНАЙГАЗ!!!». Только это мощное государственное предприятие способно что-то в одном месте потерять, чтобы в другом приобрести, и не ощутить даже слегка веяния кризиса.

Тем более что все заводы по переработке нефти принадлежат именно «КМГ»: Павлодарский и Атырауский на сто процентов, а Шымкентский на пополам с китайцами. Кроме того, «КМГ» владеет сетью собственных АЗС и этот кризис может только укрепить их позиции на рынке ГСМ.
В данной ситуации российский бензин будет реализовываться через сеть принадлежащих «КМГ» АЗС. А мелкие собственники останутся в долговой яме.
Между тем, именно мелким собственникам АЗС принадлежит 80% рынка, а сеть автозаправок «КМГ» и «Гелиос» не превышает 20%.
- Уход с рынка мелких собственников порождает двух мощных монополистов, - считает Гариполла Неталиев. Именно поэтому он и написал письмо президенту страны.

- Правительство страны, преследует свои макроэкономические цели, основным из которых является сдерживание инфляции, действует по принципу: все средства хороши. Но когда в жертву приносится практически весь рынок розничной реализации нефтепродуктов, потому что 80 % от общего числа АЗС в стане является небольшими сетями частных АЗС, то естественно у его непосредственных представителей возникает беспокойство за свое будущее. Для предпринимателя потеря рентабельности дела означает потерю экономического интереса к его продолжению, то есть ему это дело становится неинтересным. Это один из основных законов рыночной экономики, - говорит координатор Мангистауской Ассоциации АЗС, вспоминая при этом повесть Гоголя «Тарас Бульба».
- Предприниматели - порождение экономической политики, проводимой Президентом страны. Проще говоря, его детище. Поэтому, в трудное время предприниматели со своими тревогами, волнениями и беспокойствами обращаются к своему Родителю, и при этом не хотят оказаться в ситуации сына Тараса Бульбы Андрея — «Я тебя породил, я и убью!».

От президента мелкие собственники ждут того, что он возьмет под личный контроль реализацию нового закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Вышеуказанный Закон при всей своей важности и значительности для целей укрепления экономической безопасности страны и решения задач социального характера на макроэкономическом уровне, устанавливает определенные условия и ограничения при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов, то есть прямо затрагивает законные права и интересы, а по большому счету, определяет будущую судьбу значительного количества участников этого рынка: владельцев небольших сетей автозаправочных станций - конкретных людей на протяжении ряда лет ведущих предпринимательскую деятельность в этой сфере бизнеса и для которых эта работа стала основным делом их жизни.

Из комментария Г. Неталиева к письму президенту
«Правительство, как разработчик основных направлений государственной политики в области оборота нефтепродуктов, должно было озаботиться в первую очередь о том, какое влияние окажет Закон на основных субъектов рынка розничной реализации нефтепродуктов. Что их ожидает. Как говорится, тщательно выверяя каждый свой шаг, мы, к сожалению, не увидели и не услышали заботу и внимание к тем, кто в этой цепочке движения топлива с НПЗ до бака автомобиля занимает свое важное место. Может быть, надо было сначала опробовать практическую сторону Закона на одном виде нефтепродукта, например бензина Аи-80 или дизтопливе, производство которого в стране близко к объему потребления. И потом, в ходе апробации, двигаться в сторону расширения практики Закона с учетом полученного опыта.

В любом случае, начинать надо с расчета себестоимости нефтепродукта в крупнооптовом звене рынка, в момент его выхода с НПЗ. И уже отсюда, по цепочке торговых наценок, выходить на конечную «предельную» цену на пистолете АЗС».
Попытка посчитать прибыльность мелких АЗС оказалась безуспешной. На вопрос - по какой оптовой цене продают бензин производители? - господин Неталиев ответить не смог, потому что таких цен просто, по крайней мере их никто не знает официально. Каждый владелец АЗС лично договаривается, кто как может. И еще один немаловажный, но, по сути, самый важный момент в этом деле. Государство регулирует предельные цены на горючее, то есть не дает повышать цены в рознице, но при этом никак не регулирует цены на оптовую продажу. Как раз-таки тут и зарыта собака. По словам Гариполлы Сайполлаевича, владелец мелкой АЗС сейчас с литра бензина имеет максимум дохода в 6 тенге. На эти деньги ему нужно содержать штат работников, ремонтировать оборудование, оплачивать бензовозы и водителей и так далее...

Частные предприниматели считают, что государство под контролем президента должно выработать формулу расчета оптовых и розничных цен на ГСМ. Эта формула должна быть простой, понятной и, что самое главное, прозрачной. Вопросы ценообразования не должны быть скрыты от общества. Потому, что бардак в сфере поставок бензина неизбежно бьет по всей экономике.
Выводы делайте сами, но уж очень сильно похоже на то, что кто-то хочет полностью монополизировать рынок ГСМ.

фото Ольги Ярославской
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

10 комментарий(ев)
Эфика
Эфика
Мужчины общаются, drink даже как-то неудобно вмешиваться. Все правы как никогда!!!drunk Всем мульЁн ПЛЮСИКов !!!
28.10.2011, 02:31
Ermyndo
Ermyndo
Цитата: Отдыхающий
Опять Россия и ТС виноваты?!

Нет, Аблязов.... boyan
28.10.2011, 01:26
mer
mer
При Союзе наверное бы уже расстреляли ,да ещё и несколько раз подряд,одних и тех же лиц.Ох ,где мы все живем,млять ,страна воров в законе.Гэбэшники все продались(все бизнесом занялись),про ментов и не говорю.Кто этим заниматься будет,кто захочет рубануть под собой сук,на котором сам же и сидит.Полная опа у нас господа.
07.10.2011, 22:59
Abramov
Abramov
Сталина на них надо.
07.10.2011, 22:33
пипл
пипл
думается мне что на скамью подсудимых посадят пацанят которые на заправках ленятся подходить к машинам и вставлять пистолеты в бензобаки, из за чего и сложилась такая ситуация с ГСМ в Казахстане.
04.10.2011, 15:54
kazakhstan
kazakhstan
Vortex,

Так и Есть, Было но очень надеюсь не Будет...
04.10.2011, 15:10
kazakhstan
kazakhstan
Значит в Атырау переполнение склада, а Павлодар как я слышал, остался без нужного обьема сырья. А ведь Павлодарский НЗ основной поставщик бензина на рынок КЗ. И вправду сговор скорее всего есть, в корыстных между прочим целях. Тут статью нужно применять из УК РК. И обязательно кого нить посадить, за многомилиардные хищения путем вымогательства и мощеничества)))
04.10.2011, 15:03
Игорь Нестеров
Игорь Нестеров
Цитата: пипл
г-н Нестеров, вы можете связаться с г-ном Г. Неталиевым, чтобы он дал комментарии по моему вопросу:

Мы обсуждали этот вопрос с Неталиевым. Цена на российский бензин марок АИ - 95 и АИ-98 государство не ограничивает.
Только казахастанский АИ-93 и ниже
Возможно именно из-за такой ценовой политики наш отечественный АИ-93 на заправках волшебным образом становится российским АИ -95.
04.10.2011, 14:25
пипл
пипл
2 Нестеров
г-н Нестеров, вы можете связаться с г-ном Г. Неталиевым, чтобы он дал комментарии по моему вопросу:
Помнится мне что на Барсе бензин Аи-95 был российского производства(по моему УФА). До вступления в таможенный союз он стоил порядка 110-115 тенге за литр, с учетом того что данный бензин был импортным и подвергался таможенной очистке. После вхождения в таможенный союз и снятии таможенных барьеров и платежей, цена вырастает до 145-160 тенге, хотя по идее цена наоборот должна была снизится ввиду исключения таможенной очистки. Или это российские заводы взвинтили цены? Или вовсе не российский бензин раньше продавали на наших заправках?
04.10.2011, 14:12
пипл
пипл
Помнится мне что на Барсе бензин Аи-95 был российского производства(по моему УФА). До вступления в таможенный союз он стоил порядка 110-115 тенге за литр, с учетом того что данный бензин был импортным и подвергался таможенной очистке. После вхождения в таможенный союз и снятии таможенных барьеров и платежей, цена вырастает до 145-160 тенге.
Вопрос: кто кого н........т?
04.10.2011, 13:54
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.