07.07.2012, 10:41
Находясь на парламентских каникулах, сенатор Чельпеков ответил на вопросы корреспондентов «Лады»
Депутаты, как известно, делятся на крикунов и молчунов. Некоторые громко кричат в Парламенте о проблемах, которых и сами понять не в состоянии. Другие молчат, не в состоянии преодолеть природную скромность, хотя проблемы знают глубоко. Эффект от тех и от других невысок. Третья категория депутатов идет своим путем.
Бактыбай Чельпеков, представляющий в сенате Мангыстаускую область - человек, который знает о проблемах бизнеса, потому что сам бизнесмен в прошлом, и знает о несовершенстве принятых законов, потому что поработал секретарем областного маслихата. А в 2007 году входил в состав Национального совета, возглавляемого президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Бактыбай Акбердыевич, один из немногих законотворцев, который не крикун и не молчун - он из разряда «напоминателей».
Как выдвиженец в сенат от региона, он тем самым просто обязал себя защищать интересы жителей Мангистау. Что и делает, работая в комитете по финансам и бюджету.
Громко кричать в сенате о проблемах региона - дело неблагодарное. В каждом регионе есть проблемы, а в некоторых еще хуже наших. При этом крикунов от этих регионов в парламенте больше, чем от нашего. Всех не перекричишь. Но и молчать нельзя, поэтому Чельпеков работает через депутатский запрос. Сначала получает ответ, а потом об этом ответе напоминает, чтобы в министерствах и ведомствах ни о нем, ни о Мангистау не забывали.
Что характерно, такой метод напоминаний срабатывает. Вот о чем за год работы Бактыбая Акбердыевича было небезуспешно напомнено министрам и главе правительства…
ДВЕ БЕДЫ — ДУРАКИ И ДОРОГИ
Первая проблема, за которую взялся сенатор Чельпеков — это строительство дороги Шетпе — Бейнеу. Финансировать эти работы взялся «Азиатский банк реконструкции и развития», но при обязательном условии: Парламент должен принять соответствующий закон.
- Я этот вопрос вынес на рассмотрение в сенате, - говорит Бактыбай Акбердыевич. – Сумма, необходимая на строительство, огромная - 273 млн. долларов, поэтому я все подробно рассказал, почему эти деньги необходимо выделить и почему для Мангистау эта дорога очень важна. Этот закон прошел и Президент его подписал.
Теперь вопрос встал таким образом, что ответственность за строительство этой дороги полностью ложится на «Азиатский банк реконструкции и развития». Компания, которая выиграет тендер, будет держать отчет, в первую очередь, перед банком.
Дорога будет относиться к международному классу второй категории - ширина асфальтового покрытия 9 метров, толщина покрытия должна быть рассчитана на 12 тонную нагрузку (на ось).
Все законодательные документы по части строительства этой многострадальной дороги приняты, но дело идет медленно, поэтому, по словам сенатора, ему вновь пришлось идти к министру транспорта напоминать о затянувшемся строительстве и задавать вопрос, почему дело с мертвой точки не сдвигается.
Пришлось министру отвечать на вопрос о медленном строительстве еще одной важной трассы, хотя и совсем короткой. Это дорога Актау — Курык, которую ремонтируют за счет республиканского бюджета уже четвертый год.
Основные вопросы со строительством дорог решены, осталось решить организационные моменты. Одна из основных наших задач — ратифицировать второй транш, который позволит начать строительство магистрали от Шетпе до Актау, а потом можно будет говорить о прокладке дороги до Жанаозена и далее до границы с Туркменистаном.
15 суток в Туркменистане
После того, как ввели новые удостоверения личности, часть казахстанцев потеряли возможность безвизового въезда в Туркменистан. А у многих там родственники или свой бизнес, завязанный на поставках овощей и фруктов на Мангистау. Все дело в том, что на новых удостоверениях не проставлено место проживания. А значит, теряется возможность воспользоваться льготой для пересечения границы жителям приграничных районов.
Этот вопрос, поднятый Чельпековым, был рассмотрен сенаторами и правительством. Возможно, он разрешится уже в конце года. Но решаться он будет не при помощи замены удостоверений, а кардинально. Правительство приняло постановление сделать безвизовым проезд на территорию Туркмении для всех казахстанцев, а не только для тех, кто живет в приграничье, а также продлить пребывание в соседней республике без регистрации с пяти до 15 суток. Это соглашение должно быть подписано в конце года во время визита в Казахстан главы Туркменистана.
Рывок на восток
Что касается непосредственно южного направления, то наши народные избранники возлагают большие надежды на железнодорожное сообщение со странами Персидского залива. Здесь, по словам сенатора Чельпекова, также были проблемы и также пришлось писать депутатские запросы в министерство и правительство. Дело с мертвой точки не только сдвинулось, но и ускорилось. Окончательное резюме по нему будет сделано на предстоящей встрече глав государств Казахстана и Туркменистана.
Были проблемы с реализацией начала строительства железной дороги Бейнеу – Жезказган - очень важной для нашего региона ветки. Минтранском почему-то отодвинул сроки реализации этого проекта. Но после неоднократных напоминаний сенатора Чельпекова и его коллег по цеху, Михаила Бортника и Серика Оспанова, дело вновь сдвинулось.
На наш вопрос относительно начала реализации проекта, Бактыбай Акбердыевич ответил одним словом - «скоро». Его слова уже на следующий день подтвердил президент страны Нурсултан Назарбаев, который в рамках телемоста на Индустриальном форуме в Астане дал старт строительству железных дорог «Жезказган - Бейнеу» и «Аркалык - Шубарколь». «Это - великая стройка без преувеличения. Больше тысячи километров по всему центральному Казахстану - от центра до самого запада - проходит. Возле дорог возникнет много всяких станций для обслуживающего персонала, сотни тысяч людей получат новую работу. Наша страна большая, без транспортных артерий мы не сможем развивать экономику», - отметил Президент РК Нурсултан Назарбаев.
Наша справка:
ЧЕЛЬПЕКОВ Бактыбай Акбердыевич
Член Комитета по финансам и бюджету
Депутат сената Парламента Республики Казахстан от Мангистауской области.
Родился 20 июля 1959 года, казах, образование высшее. Окончил нефтяной техникум, Алматинский институт народного хозяйства. Техник-нефтяник, экономист.
Работал в должности начальника областного управления торговли Мангистауской областной администрации, директор ТОО «Фирма Акку», секретарь Мангистауского областного маслихата 2-4 созывов.
Награжден орденом «??рмет», пятью медалями, в том числе медалью «Ерен е?бегі ?шін».
Фото Ольги Ярославской
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться
Комментарии
8 комментарий(ев)А сейчас стал бедным, потому что хочет трудится за народ и для народа... Патриот...
СПК строит завод по выпуску планшетов. Это какой идиот решил выпускать планшеты в Мангистау? Для того что бы планшеты были конкурентоспособными, необходимо проводить разработки и постоянную модернизацию производства. Под те планшеты, под которое строилось производство, уже давно устарели. Рынок планшетов не стоит на месте, наблюдается постоянная борьба на рынке планшетов между такими гигантами как Samsung, Acer, Asus, Sony и наконец Apple. Зачем нам не конкурентоспособное производство? Актауские планшетники не смогут даже с китайскими кооперативными планшетниками конкурировать, которые собираются на коленках. Лучше бы эти средства были потрачены на проблемы водоснабжения региона.
Боюсь что средства выделенные на строительство и реконструкцию дороги Бейнеу-Шетпе, будут бесследно разворованны. А мы также следующие десятилетия будем по 10 часов трястись чтобы проехать эти несчастные 250 км.
У Мангистау есть большая беда - малое население. Сенаторов выбирают от количества населения. От Мангистау 4, а от ЮКО 11. При голосавании куда направить деньги, мы всегда в проигрыше.
вот яркий пример: по всему Казахстану решено пустить скоростные поезда до 2014 года, а на Мангистау только работать над этой темой начнут с 2015
Неужеле нельзя упростить всё это? Кому нужна такая длительная процедура? Сотрудникам миграционки? Чтобы взятки брать с нежелающих таскаться по кабинетам?
Не правительство приняло постановление, а Туркменистан согласился...
Визовый режим эта страна ввела в 1999 году. Не прошло и 13 лет, как начали говорить о решении проблемы режима. Сколько лет ещё ждать?