18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
13.03.2016, 12:19

Тамара Жумалиева: Юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям

Обстоятельно и подробно 35 40 960 Кадырбек Айдарулы
В процессе тесного взаимодействия с природой древние кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации — юрту — продукт многовековой культуры казахского народа. Юрта мобильна, ее можно легко разобрать и установить на новом месте. Она идеально приспособлена к кочевому образу жизни и соответствует всем требованиям номада.
В процессе тесного взаимодействия с природой древние кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации — юрту — продукт многовековой культуры казахского народа. Юрта мобильна, ее можно легко разобрать и установить на новом месте. Она идеально приспособлена к кочевому образу жизни и соответствует всем требованиям номада.

Вся жизнь кочевников Евразии была связана с переносным жилищем — юртой. На степных просторах во времена кочевья юрта защищала от холода, жары и ветров, она была местом отдыха и местом продолжения рода древних кочевников.

Тамара Жумалиева: Юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям


- У мангистауских казахов юрты сохранились и по сей день, - рассказывает директор историко-краеведческого музея Тамара Жумалиева. - До недавнего времени жизнь населения полуострова была кочевой, люди, в основном, занимались скотоводством. Зимовья расположены друг от друга на расстоянии 150-200 километров, без юрты в таких условиях не обойтись. Наше детство прошло в ауле. Я помню, когда чабан весной переезжал на джайляу, то в первую очередь туда перевозили его дом. Несколько членов семьи устанавливали юрту в назначенном месте. Через день-два погонщики скота присоединялись к родне. Мы дети 60-ых годов. В Мангистау тогда развивались колхозы, строились дома, школа была у нас хорошая, но люди придавали огромное значение юрте. В ауле всегда существовала конкуренция — чья юрта красивее. Уважительное отношение старшего поколения к юрте отпечаталось в наших детских сердцах. Юрта сохраняла нашу казахскую национальную целостность. Не скажу за остальных, но мангистаусцы не расстаются с юртой и по сей день. Юрта наполнена народной педагогикой, она — хранилище национального воспитания, вся мудрость поколений передавалась в юрте и через юрту. Здесь члены семьи беседовали всегда вполголоса, так как громкие разговоры были слышны на улице. Юрту мангистауские казахи сохранили не только из практических соображений, но и из уважения к национальным традициям.

Тамара Жумалиева: Юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям


По словам директора музея, человек - продукт природы, и все сырье, используемое в юрте, также природное. Из дерева сделан скелет юрты. Войлочное покрытие и вся материальная часть сотканы из овчины. Если научить молодое поколение уважать святость юрты и всего, что в ней находится, я думаю, мы никогда не оторвемся от наших корней, говорит Тамара Жумалиева.

Установка юрты

Перед тем, как ставить юрту, пожилые женщины обращают свои взоры к небесам и просят всевышнего о ясной погоде. Первым ставят порог (табалдырық) в направлении киблы Мекке и Медины, то есть на юго-запад. Справа от табалдырық устанавливают решетчатые складные стенки(кереге/қанат). Канат - это скрепленные по диагональным осям планки (сағанак). Такое крепление позволяет растягивать или же стягивать их. Кереге закрепляют, когда отверстие в решетке становится размером с кулак, затем ставят следующее кереге, соединяя их друг с другом. Таким образом получается круговая стенка основания юрты.

Юрта может состоять из шести — семи (қанат). Края кереге справа и слева подводят к порогу (табалдырық), затем ставят дверные косяки (босаға) вместе с двустворчатой дверью - есік-сықырлауық и сверху устанавливаю лобовую верхнюю часть косяка – маңдайша. Издревле у казахов запрещалось вставать на порог и опираться на дверной косяк - «босағаға тұрма жетім боласың» - «не вставай на порог, осиротеешь».
Кереге и босаға завязывают крепким шерстяным канатом - таңғыш. Кереге ставят молодые джигиты и девушки, держат дети, а старшие снохи и женщины стягивают кереге лентой (басқұр).

Перед установкой шанырака сначала вычисляют центр юрты. Шаңырақ - решетчатое отверстие в центре купола - является одновременно дымоходом и окном. Шанырак - это семейная реликвия, которую передают из поколения в поколение. Кара шанырақ юрты отца его сыновья почитали и почитают как святыню. Когда мужчины собираются поднимать шаңырак, все соседские дети и женщины придерживают юрту, чтобы она не отклонилась в сторону. Подают шаңырак с правой стороны юрты молодые женщины и дети, заранее подвесив укрепляющие ленты (желбау) и (аспабау). Лобовую сторону шанырака устанавливают прямо напротив мандайша, поддерживая деревянным шестом (бақан) с раздвоенным верхним концом. Другой конец шеста упирают в центр юрты и поднимают шаңырак, а на специальные отверстия по его краям вонзают (уық) - купольные жерди и привязывают к краям кереге, тем самым создавая крышу юрты. Шаңырақ и сықырлауық украшены резным орнаментом или красочными узорами.

Когда остов юрты собран, для прочности его стягивают туго сотканной красной и бело-узорной лентой (қызыл басқұр) и (ақбасқұр). Если широкий красный баскур удерживает и закрывает соединение уыка и кереге, то белый баскур затягивают выше него на уыки. Затем сверху на купол юрты забрасывают узорные белые и красные ленты (баулар), белые похожи на ак баскур, а красные на кызыл баскур.

Юрту вокруг кереге, начиная с босага, обтягивают узорным покрытием из тонкого камыша (ши). Каждый его стебель оборачивают цветными нитками и скрепляют между собой, создавая яркое полотно. В жаркие летние дни нижнюю часть войлочного покрытия слегка приподнимают, и ветерок, проходящий через ши, образует легкий сквозняк, создавая чистую и прохладную атмосферу.

Тамара Жумалиева: Юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям


Вся мягкая часть юрты сделана из прессованного войлока. Войлочные покрытия должны быть легкими и прочными, чтобы они выдержали дождь, ветер и палящие лучи солнца. Из войлока по отдельности сшивают туырлықтар, үзіктер и іргелік киіздер. Сначала юрту снаружи покрывают одним из пяти видов полотен (туырлық). Его части стягивают до середины уика и края закрепляются к кереге. Потом накидывают войлочный навес, прикрывающий двери. Пришитые к его концам веревки перекидывают через шанырак вовнутрь юрты и привязывают к краям босага. Туырлык затягивают (белдеу) - это туго сплетенный из козьей шерсти крепкий и толстый аркан. Аякбау у каждого подножья кереге привязывают к белдеу.

Каждое войлочное полотно собирают особым способом. Үзік - покрытие купола - самый тяжелый элемент юрты. Чтобы проще всего натянуть үзік, надо заранее свернуть его особым образом и, придерживая шестами, забросить и разложить поверх уика. По сторонам уики пришивают узкие ленты, которые привязывают к белдеу. Түндік - это квадратное покрытие шанырака, его складывают треугольником, а потом с помошью шеста забрасывают поверх шанырака и также привязывают к белдеу. При необходимости одну из сторон можно приоткрыть.

Все войлочные полотна по краям обшивают плетеным шнурком (жиек). Для жиек используют шерсть белой козы, скручивают ее вручную. Войлочное покрытие украшают узорной аппликацией, придающей юрте особую нарядность. Туырлык расшивают по основанию и боковинам, узик - по основанию, иногда в виде крупного узора на купольной части, а тундик- по всей площади.

Тамара Жумалиева: Юрту мангистауские казахи сохранили из уважения к традициям


Последним юрту заворачивают в іргелік киіз, его тоже привязывают к белдеу. Это войлочное полотно часто делают из темной шерсти.
При создании юрты человек уподоблял ее не только большому дому - макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты или ее элементов: керегенің басы (голова кереге); керегенің көзі (глаза кереге); керегенің құлагы, аяғы (уши и ноги кереге); уықкөз (глаза для уыка); балашық (детеныш - самые короткие стержни в решетках); маңдайша (лоб - верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость - остов юрты); кіндік (пуповина - центр помещения юрты). В названиях различных узорных лент: басқұр, аяқбау, иықбау, белдеу - понятия «голова», «нога», «туловище», «плечи» в каждом случае сочетаются с понятием «бау» - узорная лента. Это пример объединения в сознании кочевника обыденного и возвышенного: человеческого тела, жилища и вселенной.

Внутреннее убранство юрты

Внутри юрта делится на четыре зоны. В центре (ошақ) - очаг, почитаемый казахами как святое место жилища. О почтительном отношении к нему свидетельствует запрет специально тушить огонь. Для казахов угасание огня в очаге означало прекращение жизни семьи. Поэтому одним из самых тяжелых проклятий было: «Ошақта отың сөнсін» - «Пусть погаснет огонь в твоем очаге». В представлении казахов казан - ошак (очаг) является символом продолжения рода, функционирования семьи, поэтому казахская пословица гласит: « Қатыныңнаң айырылсаң да қазан-ошағыңнан айырылма» - «Хоть с женой разведешься, но никому не давай свой қазан-ошақ».

Төр - это почетное место для дорогих гостей. Расположено оно прямо напротив входа. Оң жақ - правая сторона от входа - особо значимое место, где находится вся мебель, кухонная утварь и шымылдық — тканевая занавесь, закрывающая от постороннего взора место для молодой невестки. Сол жақ - левая сторона от входа; есік жақ — буквально около двери.

Как говорит Тамара Жумалиева, существуют великолепные ритуалы и обычаи, связывающие правую сторону внутреннего пространства юрты с другим миром. Когда приходит время свадьбы, невесту приводят в дом жениха с покрытом лицом и усаживают за шымылдық, который находится справа. Там же надевают на голову платок - знак ее замужества, и с этого дня молодая невеста, усаживаясь на правую сторону юрты, начинает исполнять свои обязанности в новой семье.

И ребенок появляется на свет тоже на правой стороне юрты, за шымылдық. Затем подросшего младенца передают в обьятия дедушки и бабушки для дальнейшего воспитания. Во время выдания дочери также исполняют обряд за шымылдық и провожают с правой стороны юрты в новую семью. Когда кто-либо из семьи умирал, его юрту выделяли среди других. Она сильно отличалась по внешнему виду: гасили очаг, закрывали двери и шанырак. Тело покойного располагали также на правой стороне перед проводами в мир иной. Правая сторона юрты как бы является «золотым мостом», связывающим мир живых с потусторонним миром мертвых, и поэтому казахи относятся с преклонением и почитанием к правой стороне юрты.

- У народов Евразии, туркменов, монголов, есть свои юрты. Каждая оригинальна по-своему, но казахская юрта стоит отдельной похвалы, мы гордимся этим. Наша юрта очень высокая, и этот простор дает нам свободу и независимость, такие же, какие дарят наши бескрайние степи. Все принадлежности в юрте из века в век, из года в год обновлялись на основе конкуренции, а где есть конкуренция, есть и красота. Юрта является самой большой реликвией великих кочевников Евразии, - считает директор историко-краеведческого музея.


Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, роста и благополучия ее обитателей. На достижение этих целей была направлена вся обрядовая практика кочевого социума, с ними были связаны и ими определялись вся эстетика и мораль семейного благополучия казахов.

Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться