18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
08.12.2015, 12:45

В гостях у каракалпаков Мангистау

Обстоятельно и подробно 2 31 237 Лиана Рязанцева
В этом году исполнилось 20 лет со дня создания Ассамблеи народа Казахстана.
Каракалпакская красавица
Каракалпакская красавица
В этом году исполнилось 20 лет со дня создания Ассамблеи народа Казахстана.

В гостях у каракалпаков Мангистау


Казахская народная пословица гласит: «Основа счастья - в единении». Успешный опыт сосуществования многих этносов в единой полиэтнической семье – яркое подтверждение народной мудрости. Национальное единство основывается на принципах осознания общности судьбы каждого гражданина и его Родины – Республики Казахстан, равенства возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения.

В Мангистауской области 20 этнокультурных центров. В этот раз мы решили посетить каракалпакское этнокультурное объединение «Аллаяр жолы», которое было создано в 1999 году.

В гостях у каракалпаков Мангистау


Председателем актауского филиала данного объединения на протяжении 16 лет является Жолмурат Саитов, уроженец местности Чимбай, что в часе езды от Нукуса - столицы Каракалпакстана. Жолмурат Саитов - специалист в энергетической сфере, работал начальником отдела снабжения ТОО «Автоматика и К». В настоящее время занимается предпринимательством. Заботливый отец семейства, воспитывает пятерых детей. За успешную общественную деятельность, за вклад в развитие толерантности и солидарности народа РК награжден юбилейной медалью.

Каракалпаки («чёрный колпак») - тюркский народ (кыпчакская подгруппа). Говорят на каракалпакском языке. Письменность на основе латиницы (до 1996 — кириллицы). Верующие — мусульмане-сунниты. Общая численность оценивается до 600 тысяч человек. Основным районом проживания является Каракалпакстан (от 390 тысяч до 500 тысяч) — Суверенная Республика в составе Узбекистана. Небольшая часть каракалпаков проживает также в Хивинском оазисе и Ферганской долине, а также в Казахстане, в основном в Мангистауской области.
В Мангистауской области около двух тысяч представителей каракалпакского этноса.

Потомками древних саков и печенегов является народность, называемая каракалпаками. В старинных писаниях племенные объединения саков именовались «кангар» и «апасак» (прибрежные саки). Именно они-то и заложили основу формирования каракалпакской нации. Каракалпаки первыми среди тюркских народов приняли исламскую религию, сохранив при этом в обычаях и традициях отголоски огнепоклонничества, зороастризма. Каракалпакский язык, как и казахский, относится к кипчакской группе тюркских языков. По одной из версий, этноним «каракалпак» происходит от словосочетания «черная шапка», по другой версии - «черный галпик или галпак». Так называлась коса или пучок волос, которые носили на затылке тюркоязычные кочевые племена в период средневековья. Похожие названия носят такие этносы, как башкиры (черная голова), киргизы (черная шерсть), уйгуры (черный волос). «Не трогайте тех, кто рыбачит у реки Амударьи в черных шляпах» - историческая фраза А. Македонского замечательно характеризует каракалпакский народ и расположенность к нему представителей других этносов. О каракалпаках, как «людях, надёжных в бою», отзывался в 1671 году руководитель российского посольства в Бухаре Б. Пазухин.

В гостях у каракалпаков Мангистау


Широка география проживания этого кочевого народа. В поисках плодородных угодий для скота и лучшей жизни вообще они находили пристанище от Китая до Крыма. Одним из мест их обитания было побережье Сырдарьи, входившее в состав младшего жуза казахов. Это не могло не сказаться на сближении двух тюркских народов. Каракалпаки и казахи имеют схожую культуру, традиции и язык. И те, и другие среди разнообразия блюд предпочитают плов, бешбармак, каурдак. Дутар и кобыз являются музыкальными инструментами, передающими национальный колорит тюркских народов. Родство этносов доказывает идентичность племени у обоих народов под названием «коныраты». Смешанные браки – доказательство вековой этнической связи казахского и каракалпакского народов. Аксакалы рассказывают о том, что у Адая было двое сыновей, Келимберды и Кудайке. У Келимберды, отца восьми детей, женой была дочь каракалпакского акына Еспенбета (Есенжана) из рода кият. Выходцами этого рода являются заслуженные батыры, ученые, бии. Многие святые, аулие одинаково дороги как казахам, так и каракалпакам. Казахи с почтением относятся к суфию каракалпакского происхождения по имени Арслан Баб. Согласно некоторым свидетельствам, Арслан Баб некогда взял под свое покровительство вдову Карашаш ана, мать девятилетнего Ходжа Ахмед Яссауи. Сегодня суфию воздалось доброй памятью народной.

Седобородые аксакалы рассказывают вот какую историю о дружбе тюркских народов: Несколько столетий назад в одно из весенних половодий Амударьи было смыто с лица земли одно из селений на юге Каракалпакстана. И жители этого селения вынуждены были скитаться в поисках нового места жительства. Отзывчивые узбеки предложили приют на своей земле, сердобольные казахи – на своей. Тогда старейшина каракалпакского этноса Аллаяр Досназаров порешил так: «Где будут громче и самозабвенней петь песню «БозОтау» («малая родина»), туда я и поведу свой народ. И рассказывают старики, что громче эта песня неслась по степям Казахстана. И решили старейшины принять приглашение казахов. На рубеже XVII-XVIII веков каракалпакские территории входили в состав Казахского ханства. В 1925 году Каракалпакская автономная область была включена в состав Казахской ССР.

Республика Каракалпакстан – суверенная Республика в составе Узбекистан. Образована в октябре 1924 года, как автономная область в составе Казахстана, в дальнейшем преобразованная в Каракалпакскую автономную республику, вошедшую в 1936 году в состав Узбекистана. Административное деление: 15 районов, 12 городов, 16 посёлков, 112 аулов. Население – 1850,9 тысяч человек, из них каракалпаки составляет 734 тысячи человек. Города: Кыпшак, Беруни (Шаббаз до 1949года), Бостан, Конырат, Мангит, Муйнак, Нукус, Тахиатас, Торткуль (до 1932 года столица Республики), Халкабад, Ходжейли, Чимбай, Шуманай, Ак мангыт, Кара-озек, Тахта-копир, Канлыкол. Республика Каракалпакстан расположена в северо-западной части Республики Узбекистан. С севера и востока её окружает Республика Казахстан, на юге граничит с Республикой Туркменистан, с Хорезмским и Бухарским вилоятами, на востоке с Навоийским вилоятом Республики Узбекистан. По своему географическому положению Республика Каракалпакстан находится в трёх естественных ландшафтах – в дельте реки Амударья, плато Устюрт, а также в пустыне Кызылкум.

Каракалпакская автономная область была образована в 1924 году и вошла в состав Казахской ССР, а в 1930 году – в состав РСФСР. В 1932 году область была преобразована в Каракалпакскую автономную республику, вошедшую в 1936 году в состав Узбекистана. С 1992 года страна получает название Республика Каракалпакстан. 14 декабря 1990 года сессия Верховного Совета Каракалпакской АССР приняла Декларацию о государственном суверенитете, что предполагает полную независимость государства. Но спустя два года, а именно 9 января 1992 года, Республика Каракалпакстан вошла в состав Узбекистана как автономия. Таким образом Каракалпакстан приобрел статус сателитта, т.е. стал государством, лишь формально обладающим независимостью, но фактически находящимся под политическим и экономическим влиянием другого государства.

Гордость края

Активным общественником, заместителем председателя каракалпакского центра является капитан полиции, заместитель командира батальона дорожной полиции ДВД Мангистасукой области Базарбай Ханназаров. Выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта - Базарбай - в настоящее время работает начальником охранного агентства «Дозор и К». Базарбай - активный участник конкурсов художественной самодеятельности среди сотрудников полиции. Его басистый голос всегда овациями приветствуют зрители республиканских конкурсов и фестивалей МВД РК. Будучи разносторонне развитой личностью, мастер спорта по рукопашному бою, Базарбай Ханназаров побеждал в спортивных первенствах как Узбекистана, так и Казахстана. За трудовые достижения и успехи в общественной жизни награжден медалями «10, 15, 20 лет Независимости РК», а также дипломами первой степени МВД РК. На вопрос секрета своих успехов в общественной жизни Базарбай ответил так: «Я сын своего отца. Мой отец, Калыкназар, воин-победитель. Ветеран Великой Отечественной Войны, он участвовал в освобождении Чехии, Польши, Белоруссии и победу встретил в Берлине. За боевые заслуги награжден орденом «Красной Звезды» и многочисленными медалями. Победы нужны и в мирное время».

Каракалпаки, проживающие в Мангистау, в основном, реализуют свои способности в сфере строительства и торговли. Мечтает каждый каракалпак, уважающий своих предков и потомков, построить дом. Чтобы заработать на собственный, необходимо построить много домов землякам и друзьям, – таков закон социума.

В почете у каракалпаков имя заслуженного строителя Узбекистана, заместителя председателя Совета Министров Каракалпакской АССР города Нукус по строительству Абдуллы Бекманова. Абдулла Бекманов воспитал 11 детей, пятеро из них живут и трудятся в Казахстане. За свои трудовые заслуги награжден «Знаком Почета».

В послужном списке Ниитпая Уразбаева деятельность в Совете Министров Каракалпакстана, должность руководителя одного из отделов Нукусского городского акимата, а также руководителя по коммерции и строительству поволжского отделения фирмы «АСИАНА» (город Пенза). Переехав же в Мангистау, Ниитпай Уразбаев успешно трудится главным инженером строительной компании «АС КУРЫЛЫС», которая согласно республиканской программе «Питьевая вода» осуществляет монтаж водоводов и строит ЦУВС-4 для обеспечения водой новых микрорайонов Актау.

В гостях у каракалпаков Мангистау


Из города Хаджели приехал в Мангистау выпускник Казанского химико-технологического института Бахтияр Алиев. В годы перестройки он участвовал в восстановлении торговых связей Каракалпакстана, Казахстана и России в сфере строительства. Бахтияр с нежностью вспоминает хлопковые поля родного Каракалпакстана, на которых приходилось собирать хлопок, помогая старшим. При этом с не меньшей радостью растит детей на мангистауской земле, а их у Бахтияра трое - Даулетияр, Перизат, Аксынгуль.

Экономисту по образованию, Зибагуль Есемуратовой, довелось поработать в управлении конституционного надзора Верховного Совета Каракалпакстана. В настоящее время она успешна в строительном бизнесе и работает директором актауского строительного магазина «Добрострой». Компания, в которой работает Зибагуль, являются дистрибьютором таких известных фирм, как «Селена» (Польша), «Формат» (Россия) и другие.
Вот уже дюжину лет живет в Актау уроженец Ташкента Бахтияр Мендыбаев. Строитель по призванию, он возглавляет фирму «Каркас», которая осуществляет экологические проекты.

Бахадыр Курбаниязов родился в Чимбае. Будучи человеком, ищущим себя, приехал на полуостров Мангышлак, где очень скоро понял, что именно здесь можно обеспечить будущее своих детей. Бахадыр работает замдиректора компании «Фиала», которая оказывает услуги в сфере капитального строительства. В копилке достижений компании строительство таких значимых объектов, как бизнес-центр «Звезда Актау», Евразийский банк, морской причал базы поддержки компании «Аджип ККО» (Баутино). В свое время Бахадыр закончил государственный университет имени Т. Шевченко. Будучи филологом по образованию, замечательно цитирует стихи на родном каракалпакском, а также на казахском и русском языках. Его супруга, Тойган Жумагулова, фармацевт компании «Медсервис плюс». Супруги воспитывают троих детей, которые без тени сомнения на вопрос «Где твоя Родина?», отвечают «Казахстан».
Выпускник Московского государственного университета, кандидат технических наук Аженияс Бердымуратов успешно работает в сфере связи и телерадиовещания, кабельного телевидения.

Воспитывает детей гражданственности, толерантности, основным постулатам мира и дружбы выпускница Ташкентского государственного пединститута имени Низами, с 20-летним опытом педагогической деятельности Райхан Бекманова. Она приехала в Мангистау в нелегкий период своей жизни. Как она сама вспоминает: «В первый же день пришла к морю и, глядя на солнце сквозь волшебный камень «Желаний», «Куриный бог», произнесла заветные слова: «Мангистауская земля, прими меня и мою семью!» Методист ГККП «Детский учебно-воспитательный центр» №42 «Ромашка», Райхан Бекманова активная участница проектов детской ассамблеи народа Казахстана Мангистауской области. Райхан считает, что не человек выбирает свою родину – судьба подводит человека к кузнице своей жизни. Супруги Бекмановы строят дом и считают, что лучшим цементирующим средством для него является уважение к народу, приютившему их семью. Талантливой каракалпакской поэтессой является мама Райхан - Даме Алламахова. Творчество Даме известно и любимо каракалпаками, живущими как на исторической родине, так и далеко за ее пределами. В 2007 году издан сборник стихов Даме Алламаховой «Говорю только «мама». Все ее стихи о материнской любви, о детях, о Родине.

На свете всем предостаточно места.
Дружите, любите, работайте честно.
Никому не дается буханка на блюде.
Живите, как люди! Уходите, как люди.
Мой бедный народ, мой добрый народ!
Пусть душа твоя от счастья поет.
Уважай стариков и поддерживай млад.
Благо творить – препятствие в ад.
Не помня обиды, любите друг друга.
Трудом лечат недуг, усталость и скуку...

Из города Мойнак приехала Зина Палымбетова. Педагог английского языка, она успешно работает в актауской гимназии №13. Грамоты, благодарственные письма, уважение коллег и учащихся, а также почтение родителей – итог ответственного отношения педагога к своему труду.

Бахадыр Канназаров, преподаватель физической культуры по образованию, считает, что благодаря спорту человек реализует себя как личность. Будучи мастером спорта по казахша-куреш, кандидатом в мастера спорта Узбекистана по волейболу, долгие годы он работал тренером по рукопашному бою в училище МВД РК. Капитан МВД РК Бахадыр Канназаров, в прошлом старший оперуполномоченный оперативно-розыскного отделения департамента дорожной полиции Мангистауской области, сегодня работает старшим инспектором отдела спецназа «Арлан» ДВД Мангистауской области.

В числе первых переселенцев приехали в Казахстан супруги Жумабаевы. Супруг Марат - казах, его спутница Гульзада - каракалпачка. Дочь межнационального брака, Гульпере Жумабаева, работает экологом в службе безопасности нефтяной компании «Аджип ККО». Гульпере из опыта своих родителей усвоила аксиому жизни – любовь не приемлет государственных границ, не считает преградой разницы в цвете кожи и волос.

Уроженец Шимбайского района Каракалпкастана, Даулетбай Есбоганов, с 1974 года живет и трудится в Мангистау. Работает оператором компании «Каражанбасмунай». За ответственное отношение к работе ветеран предприятия неоднократно награждался грамотами и юбилейной медалью «15 лет Каражанбасмунай».

С середины 80-х годов работает водителем в компании «Казстройсервис» Орынбай Кайратдинов. Орынбай участвовал в монтаже трубопроводов не только в Мангистауской области, но и по всему Казахстану.

Возле самого синего моря (Аральское море), в городе Мойнак, родился один из самых известных писателей Каракалпакстана Аденбай Тажимуратов. Одна из его песен «Айдынлар» снискала народную славу и стала гимном каракалпакского народа. Эта песня о любимом Аральском море, о любви к родине, к женщине. В настоящее время его сын, Женис Тажимуратов, живет и трудится в Актау. Женис, стараясь рассказать об особенностях своей исторической родины и ее жителях, вспомнил об исторической шпаге 18 века, которая хранится в государственном музее города Нукус. Эта шпага символизирует миролюбие каракалпакского народа и является ярким свидетельством того, что в стране использовалось оружие лишь как средство защиты.

Чтобы рассказать мангистаусцам о жизни каракалпаков в Казахстане, а также на их исторической родине, в Мангистауской области издавалась газета «Айдын жол («Счастливый путь») на каракалпакском, казахском и русском языках. Редактором газеты работал Сейпатдин Нуратдинов.

Долгожданным гостем в Мангистау является старший научный сотрудник института языка и этнографии города Нукус Табыскан Канаатов. Табыскан, как лучший добрый вестник, привозит каракалпакам Мангистау самые теплые приветы от соотечественников с исторической родины. Организует творческие мероприятия с участием представителей этносов двух государств, Каракалпакстана и Казахстана.

Известно во всех Республиках Средней Азии имя заслуженного акына, бахши Каракалпакской АССР Амета Тарихова. Автор таких лирических эпосов, как «Гарип ашик», «Кырмандали», «Кор оглы», был завсегдатаем многолюдных свадеб и торжеств. Его именем названа улица в городе Нукус. Продолжателями творческого пути отца стали его дети. Сын, Махсет Тарихов, в настоящее время возглавляет нукусскую музыкальную школу №1. Дочь, Миуагуль Тарихова, выпускница Ташкентского института культуры, в настоящее время живет в Мангистау. Преподаватель мангистауского колледжа искусств (отделение дирижирования), Миуагуль завораживающе играет на дутаре, тем самым доказывая, что музыка – это сила, которая открывает Шанырак любой юрты для Солнца и Мира на земле. Старожилы Мангистау помнят регулярные авиарейсы в далекие 80-е годы XX века по маршруту Нукус-Шевченко-Махачкала, а также Шевченко-Нукус-Ташкент-Ашгабад-Душанбе. И мечтают о возобновлении этих дружеских рейсов, соединяющих страны и их жителей.

Традиции каракалпаков

В гостях у каракалпаков Мангистау


У каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, есть свои обычаи и традиции. Многие из них корнями уходят в глубокую древность и берут начало в языческих культурах кочевников саков, печенегов, огузов. Конечно, большинство принадлежит к более поздней исламской культуре, но при этом сохраняют некоторые элементы языческих культур.

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдаются до сих пор. Как и большинство восточных народов, каракалпаки едят пищу, по традиции, сидя на полу вокруг скатерти или дастархана. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в пиале или чашке. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. По обычаю, первым есть начинает старший по возрасту или положению член семьи или гость. Когда в дом приезжал гость, его обязательно поили кислым молоком или айраном. Обычай пить чай стал распространяться в Каракалпакии, как и во всей Средней Азии только к началу XIX века.

Особый интерес вызывает родильный обычай каракалпаков. При рождении ребенка совершают обряды, направленные на то, чтобы отвратить от него все беды и несчастья. Огромное внимание уделяется выбору имени ребёнка. Обычно, право выбора имени ребенка получает наиболее уважаемый член общества, духовный лидер или старейшина-аксакал. Часто имена даются в честь прабабушек или прадедушек. Среди самых распространённых имен у каракалпаков считаются имена с корнем «нур» - Нуратдин, Нурсултан и так далее.

В гостях у каракалпаков Мангистау


На сороковой день после рождения устраивают бешик-туй. После традиционного купания ребёнка кладут в бешик, но прежде ему под подушку кладут лук, перец и нож, чтобы с врагом был беспощаден, как горький перец. Под ноги кладут зеркало, чтобы жизнь была светлой, а лицо открытым и красивым. Также под подушку ставят большой точильный камень и хлеб, чтобы голова была твердой как камень, ум был великим как хлеб, чтобы глаза были зоркими. Существует традиция пришивать различные обереги к одежде маленьких детей, чтобы никакие беды не коснулись их в жизни.

Каракалпакская свадьба, как и у всех тюрко-язычных народов, проходит в несколько этапов, основными из которых являются: 1) сговор; 2) малый пир (патия той) в доме невесты; 3) день свадьбы (пир в доме невесты и в доме жениха). Сговор обычно происходит в доме невесты. Родители жениха дарят подарки родителям невесты. В этом обязательно должны участвовать старейшины, которые должны дать разрешение на брак. Родственники жениха должны подарить вещи белого цвета и договорится о калыме.

Родители жениха и невесты после сговора устраивают кенес той, на который приглашаются родственники, соседи, близкие люди, решаются вопросы, связанные с проведением свадебного торжества. После сговора следует малый пир (патия той) в доме невесты. Расходы на проведение этого пира берет на себя жених, который одаривает невесту, ее родителей, родных подарками. После патия тоя родители невесты наносят визит родителям жениха (Ыдыс кайтты) (буквально: посуда вернулась), одаривают их подарками.

Неотъемлемой частью свадебного обряда является плач невесты - сынсу, в котором выражалась грусть девушки, покидающей отчий дом. Когда невеста приходит к дому жениха, мать жениха забрасывает её конфетами, чтобы жизнь у девушки была сладкой. Затем девушку провожают в комнату, которая закрыта узорчатой ширмой – шимылдыком, где она находится до одной из важнейших церемоний открытия лица – бет ашар. После, невеста приветствует каждого гостя, кланяясь ему, как и у узбеков этот обряд называется келин салом.

В целом, обычаи и традиции каракалпаков во многом схожи с традициями других среднеазиатских народов.

Свадебный костюм каракалпачки

В гостях у каракалпаков Мангистау


Сложный каракалпакский женский костюм, несмотря на свободные, туникообразные одежды, подчеркивает красоту, изящество и грацию женщины. Красный цвет одежд и головных уборов контрастно сочетается с желтым, зеленым, белым цветом вышивок. Яркий колорит костюма сдерживает и оттеняет теплое серебро ювелирных украшений. Наиболее интересным комплектом одежды является традиционный свадебный наряд каракалпачек. До сих пор он не был предметом специального изучения. Все научные публикации, посвященные женским свадебным одеяниям каракалпачек, в основном ограничивались описанием отдельных элементов костюма, в частности, головных уборов – саукеле и киймешека. Между тем именно в свадебном комплекте одежды с необычайной яркостью нашли выражение эстетические предпочтения, своеобразие цветовых сочетаний, чувство стиля и мастерство его создателей. Свадебная одежда более, чем другие ее виды, украшалась вышивкой и ювелирными изделиями, что придавало ей неповторимый и торжественный вид, соответствующий важности главного момента в жизни женщины. В каракалпакской женской одежде нет “одноразовой” свадебной одежды в том понимании, которое принято сейчас. Готовясь к свадьбе, женщины обычно создавали комплект, который впоследствии носился как праздничный. В его состав входили: нательная рубаха и штаны, синее платье – кок кейлек, головные уборы – кызыл киймешек, саукеле и тобелик. Поверх всего наряда накидывалась головная накидка – жепек жегде. Лишь после того, как девушка подготовит весь комплект свадебного наряда, украсит его вышивкой, она могла выйти замуж.

Каракалпакская национальная кухня

В гостях у каракалпаков Мангистау


Каракалпакская кухня - традиционная кухня каракалпаков - представляет собой интересное смешение кулинарного искусства многих среднеазиатских народов: узбеков, туркмен, казахов. Как и многие другие народы Центральной Азии, каракалпаки готовят плов, шурпу, манты и многие другие восточные блюда. Конечно же, каракалпакская кухня имеет свои особенности.

Из мясных блюд каракалпаки употребляют говядину, баранину, верблюжатину, конину, мясо кроликов и домашней птицы. Больше всего в ходу баранина и говядина. Свинину не едят вообще. В первые и вторые блюда, как составная часть или как гарнир, идут джугара, маш, джугаровая мука, просо, рис, фасоль, сорго и другие злаковые культуры. Много потребляется картофеля, овощей. Основные способы тепловой обработки – варка и жарка. Широко распространены комбинации из мяса и отварного теста. Наиболее распространенные блюда – бешбармак, плов, лагман, манпар, шавля, манты, самса, пельмени, шорпа по-узбекски, суп-мастава, суп-лапша в бульоне. Почти все блюда подают с лепешками из пшеничной муки. Пищу запивают зеленым чаем или черным чаем с молоком. Этот обычай был распространён ещё у кочевников в средние века, а сегодня он существует в культуре не только каракалпаков, но и у казахов и у туркмен.

Из джугарной муки можно приготовить и так называемые жуери гуртик (клецки для мясной еды) и май гуртик (масляные гуртик). Жуери гуртик – это своеобразное блюдо, оно, вероятно, относится к числу старинных видов пищи, но бытует до сих пор.

С клецками связано еще одно традиционное каракалпакское блюдо – дурама (от слова турама – накрошить). Это мелко накрошенное мясо с клёцками. Вареное мясо мелко крошат обычно взрослые мужчины, а клецки крошат остальные присутствующие. После этого мелко накрошенные клецки и мясо смешивают. Для клецок гуртик употреблялась в основном джугарная мука. На трех человек и более тараму подают на общем блюде, сверху заливая кушанье бульоном. Вместе с бульоном в тураму иногда наливают соус - так называемый тузлык, или серебе (смесь крошенного лука и жира от сваренного мяса). Это блюдо имеет аналоги в ногайской (турома), туркменской (дограма) и узбекской (нарын) кухнях, которые в свою очередь также являются разновидностями бешбармака. Дурама является уникальным каракалпакским блюдом, не характерным для кулинарии других среднеазиатских стран.

Традиционная каракалпакская кухня не оставит равнодушным ни одного гурмана. Каждый сможет найти блюдо на собственный вкус.

В статье использованы материалы из книги «Мангистау под шаныраком дружбы» Н. Задерецкой, фотографии из личного архива Жолмурата Саитова и фото alfarabinur.kz, sanat.orexca.com, advantour.com, vostokcafe.com, turklib.ru.
Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

1 комментарий(ев)
Abik
Abik
Спорная территория Каракалпакстан, издревле жили с нами, и были почти как 4 жуз, но с 1936 отдали как автономию в Узбекистан. в 1992 году партия Алга Каракалпакстана, хотела соединиться с Казахстаном, но Каримов вреенно переубедил подождать 20 лет, а в то время отправил в тюрьмы всю интиллегенцию народа.
Было б хорошо, если они присоединились к нам как 15 область. chih
09.12.2015, 09:30
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.