В честь празднования Наурыза мангистауские пожарные провели конкурс на знания казахских традиций и обычаев. Целью этого мероприятия является пропаганда казахского народного творчества, сохранение и развитие национальных обычаев, традиций и культуры.
В честь празднования Наурыза мангистауские пожарные провели конкурс на знания казахских традиций и обычаев. Целью этого мероприятия является пропаганда казахского народного творчества, сохранение и развитие национальных обычаев, традиций и культуры.
Последнее время много говорят о том, что казахи теряют культуру, язык, традиции. Пока одни говорят, спасатели переходят от слов к делу. Они вспомнили многие казахские обычаи, пели, танцевали, демонстрируя многогранность своих талантов. На какое-то время управление по чрезвычайным ситуациям превратилось в гостеприимную юрту.
- Это мероприятие мы проводим в честь празднования Наурыза. Это праздник единения родных и близких, коллег, молодых и старших по возрасту, благодаря чему соблюдаются и прививаются традиции и обычаи, которые важно передать новому поколению, - отметил заместитель начальника ДЧС Мангистауской области Кажимукан Косбаев.
Он выступил председателем жюри, в которое также вошли начальник ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Бахытбек Молдабеков, член совета ветеранов противопожарной службы Адайбек Утеулин, начальник ГУ «Водоспасательная служба» Айбол Жумашев и журналисты «Лады». Секретарем мероприятия выступила преподаватель школы профессиональной подготовки Жания Нурбергенова.
Жюри и гости мероприятия смогли ознакомиться с историей национального костюма и игр, посмотреть театрализованные представления, демонстрирующие национальные обычаи и особенности традиционного уклада быта, а также попробовать блюда национальной кухни.
В конкурсе участвовали 12 команд, это сотрудники пожарных частей, центра оперативного управления, дежурной части 101, аппарата службы пожаротушения. Каждая команда должна была подготовить заранее заданную программу об обычаях, традициях, истории и культуре казахского народа. Правда, рассказать обо всех казахских традициях не хватит пожарных частей, поэтому остановились на самых ярких и интересных. Здесь были представлены обычаи и традиции, связанные со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства и другие.
Первыми свои знания казахских обычаев показали сотрудники пожарной части №12, расположенной в поселке Тенге города Жанаозен. Им выпало продемонстрировать обычай, связанный с расставанием джигита с холостой жизнью - «күйеу аттандыру». По этому обычаю молодые мужчины не должны были отпускать сватов, пока не получат от них подарок. Пожарным и диспетчерам из этой части удалось не только максимально точно передать особенности этого обычая, но и продемонстрировать традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. Здесь оценивалось буквально все - массовость, точное отражение национального колорита, а вместе с ними творческое обаяние и артистичность.
Молодые пожарные вошли в образ настолько, что казалось, будто перед нами аксакалы, умудренные жизненным опытом. Словно старцы, они прихрамывая и кряхтя, начинали проводить обряды. Пожарные не поленились к шапанам и головным уборам подобрать и бескаблучные сапожки мəсi, которые раньше носили казахи. Безусловно, в ботинках или в пожарной спецобуви, эффект был бы другим.
Кыз узату от дежурной части 101
Далее в борьбу вступили сотрудники дежурной части 101. Им предстояло продемонстрировать еще один интересный и сохранившийся до наших дней обычай - проводы невесты «қыз ұзату». Вечером перед началом церемонии в дом девушки вновь приезжают сваты. Рано утром невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар». В этой песне звучит тоска по покидаемым местам и тревога за будущее своей соплеменницы в чужом роде.
Порадовали и сотрудники пожарных частей №№7 и 10, которым предстояло войти в роль родни и гостей на проведении таких обрядов, как Келин тусиру и беташар. Келин тусиру - это один из этапов казахской свадьбы, когда невесту вводят в дом жениха. Девушки и молодухи выходили навстречу невесте и, не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог при келин тусиру всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу (конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселениями.
После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, в нашем случае это был пожарный из пожарной части поселка Кызылсай, призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд, коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. В нашем конкурсе с этим заданием успешно справились пожарные названных частей.
После исполнения песни свекровь подходила к невесте и, целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда "бие кысырамас" - пусть кобыла не останется яловой, даст приплод. После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.
Девушка стала замужней дамой
Во время многих ритуалов над головой будущего зятя, гостей разбрасывают сладости. Находящиеся вокруг молодежь и ребятишки наперебой подбирают конфеты и тому подобное с земли. Этот обряд называется казахами «шашу» и означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. Похоже, дети пожарных восприняли все действа за чистую монету.
Восторг жюри и зрителей вызвал показ еще одного обычая - бесик салу, в переводе означающий "класть в колыбель". Этот обычай доверяли киндик шеше (вторая мать или крестная у славян). Она накрывала младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком (войлочным плащом), шубой. В нашем случае вместо шубы решили использовать китель пожарного, причем с погонами полковника. Прозвучала шутка, что малыш в будущем также станет полковником. Кроме одежды на бесик сверху, если младенец мальчик, клали узду и нагайку для того, чтобы он вырос хорошим наездником, и нож, чтобы отпугнуть злых духов, а если младенец девочка - зеркальце и расческу, чтобы она выросла красавицей. С этим заданием великолепно справились работники двух пожарных частей №2 из поселка Курык Каракиянского района и №11 из поселка Жетыбай.
Бесик салу в исполнении сотрудников ПЧ 2 Курык и их родных
Трудно сказать, кто был лучше, но надо отдать им должное - обе части выполняли свои роли с максимальной отдачей, привезли из поселков все предметы, которые необходимы при проведении данного обряда. В одном случае «главную старушку» сыграла сотрудница части, в другом - к делу привлекли настоящую бабушку. И оба коллектива правы. Одни показали, какие они хорошие артисты, а здесь это радиотелефонист ПЧ 11 Галия Абильшеева, другие напомнили роль бабушек и дедушек в исполнении обрядов, поскольку те были и остаются основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Артисты-пожарные напомнили, какое значение для казахов имел бесик (люлька). При вероломном нападении врага первым делом прятали и уносили в безопасное место бесик - люлька сохранилась, значит будут дети, будет продолжение рода.
Пожарному из пятой части, а он на конкурс приехал один, предстояло продемонстрировать есім кою, ат қою - обряд имя наречения. Этот обряд может проводиться во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.
Обряд имянаречения от ПЧ 5
Сотрудники пожарной части №3 из поселка Шетпе позабавили жюри и зрителей национальными играми - ұлттық ойындары. Без них не обходилось ни одно празднование. Пожарные показали самые распространенные у древних казахов игры - асык ату и перетягивание каната.
А сотрудникам аппарата службы пожаротушения предстояло показать такой казахский обычай, как тусау кесу (разрезание пут). Ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги шерстяным шнуром, который затем перерезала многодетная, энергичная, подвижная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Разрезанный шнур затем сжигали. Тусау кесу (разрезание пут) очень символичен: для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний, и их надо пройти достойно. Еще один обычай - бата показали сотрудники пожарной части №4 города Форт-Шевченко. Бата - благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство, доброту. Это особый вид поэтического творчества. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы.
Сотрудники специализированной пожарной части №2 города Актау продемонстрировали разнообразие национальных костюмов. Этот конкурс назывался ұлттық киімдер. Пожарные пытались воспроизвести все его элементы казахских нарядов, узоры, цветовую гамму. Их наряды покорили своей яркостью, вышивкой, национальным орнаментом. Пожарные пояснили, какую одежду в каких случаях надевали древние казахи, и какую роль кроме согрева играла одежда для них.
Сотрудникам пожарной части №8 города Актау досталась не менее приятная миссия — продемонстрировать казахские народные инструменты. Вот домбра - это самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. И настоящий кобыз нашли. Это древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. Были представлены и другие инструменты, на которых после представления сыграли талантливые работники противопожарной службы. Здесь были целые династии - семья командира отделения ПЧ 8 Жазгельды Калимкашева. Трое его детей ловко играют на всех инструментах. Свою лепту в представление внесли и старший пожарный ПЧ 8 Бахтыбай Сулейманов и его сын Аскар.
Сотрудникам специализированной пожарной части №1 города Актау досталась самая вкусная часть конкурса - ұлттық тағамдары. Казахская кухня всегда славилась разнообразием мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, казы, шужук и т.д. , а также полезными напитками: кумыз, шубат , айран и, конечно, чай. Без этого обычая и конкурса бы не было, поскольку отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство, с которым связано очень много обычаев и самое главное здесь - радушно встретить и накормить гостя.
Бешбармак от СПЧ 1 Актау
- Национальная кухня для казахов - особый повод для гордости. Но застолье - не просто набор аппетитных блюд, тут есть особые ритуалы, к примеру, голову барана подают самому уважаемому гостю, у которого уже нет в живых отца, - рассказывают конкурсанты. Перед тем, как подать блюда, они спели песни и сыграли на национальных инструментах. Этим конкурсом и завершилось мероприятие.
В итоге первое место было присуждено пожарной части №12 из поселка Тенге, обладателями второго места стали их коллеги из специализированной пожарной части №1 города Актау, а тройку призеров закрыли пожарные ПЧ 2 из поселка Курык. Победителям и призерам вручили грамоты и ценные подарки. Остальные участники конкурса отмечены поощрительными призами.
- Главная цель мероприятия - приобщение молодежи к национальной культуре и обычаям. Сохраняя культуру, мы сохраняем общество, способствуем его развитию, поэтому проведение такого рода мероприятий, способствует сохранению, популяризации и приумножению духовных, культурных ценностей нашего народа, - отметил ветеран противопожарной службы Адайбек Утеулин.
Фото автора и Кадырбека Айдарулы Видео Кадырбека Айдарулы
Подпишись на наш канал в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
молодцы, хороший праздник походу получился! поистине одни говорят, другие делают, еще и веселятся
26.03.2015, 13:32
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо,
авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике
Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых
пользователями сайта.
Nimerjsok →Популяризация сайтов — это набор действий, направленных на повышение видимости и популярности сайта в поисковиках. Главная задача заключается в том, чтобы сайт имел высокие места по ключевым запросам…
Комментарии
1 комментарий(ев)