Французский писатель и философ Жан Жак Руссо в свое время написал: «Всякий неработающий человек — негодяй». Эту фразу я вспомнил, когда на стене одного из цехов предприятия «КазАзот» увидел плакат советских времен, на котором была изображена Конституция СССР и цитата: «Право на гарантированную работу и отдых — важнейшее завоевание Великого Октября».
Спросите, при чем тут великий Руссо? Да все просто, в СССР считали так же, как он. Человек, который не работал, признавался тунеядцем и попадал на два года в колонию, как негодяй. Законодательный перебор, конечно. Но при этом работа для всех была гарантирована. А что сейчас?
Руководитель Центра занятости Гульнара Хайрлиева сказала, что за минувший год в поисках работы к ним обратилось 2 042 человека. Женщин больше, чем мужчин. А доля молодежи среди безработных намного превышает долю людей старшего поколения.
Печально, но факт — среди молодежи с дипломами безработных очень много.
И виноваты в этом сами молодые люди, считают в центре занятости. Учились плохо и не те специальности для себя выбирали. Среди дипломированных специалистов больше всего бывших студентов, окончивших ВУЗы по специальности юристов и экономистов. Эта ситуация длится уже многие годы.
Почему же казахстанцы, зная о проблемах трудоустройства юристов и экономистов, продолжают массово получать образование по этим специальностям?
«Дать единственный и правильный ответ на этот вопрос несложно, - отмечает в своей статье, опубликованной в журнале «Вестник КазНУ», преподаватель КазНУ имени аль-Фараби Азим Хитахунов. - В Казахстане создан так называемый высокий имидж финансистов, менеджеров, экономистов. Успешные представители этих направлений являются узнаваемыми людьми. Имиджа других, к примеру, технических специальностей, нет. Даже столь успешные специалисты в области инженерных работ, исследований, геологии, строительства не характеризуются высоким рейтингом узнаваемости.
Система довузовского образования тоже дает сбой. Именно на этом этапе учителям необходимо выявлять склонность учеников к наукам того или иного направления».
Центром занятости Актау за год устроено на работу более 400 человек, но проблемы остаются. Предприятиям города нужны не просто дипломированные специалисты, а квалифицированные работники, умело использующие свои знания. А таковых среди безработных немного.
Чтобы рассмотреть данную ситуацию тщательнее, мы решили взглянуть на проблему со стороны работодателя. Для этого обратились на завод по производству минеральных удобрений.
Как мы уже отмечали, плакат на «КазАзоте» красноречиво говорит, что в СССР безработицы не было. Кстати, начальство на заводе предлагало снять этот плакат, но рабочие посовещались и резонно решили — пусть висит. В конце концов, работа и зарплата — это главное в жизни.
Работников на «КазАзот» берут. Принимают после окончания колледжей и институтов, принимают по государственной программе «Дорожная карта». Но берут не всех. Завод по производству минеральных удобрений — это сложное химическое производство. При этом опасное производство, и бестолковые претенденты на рабочее место здесь не нужны, говорят специалисты «КазАзота», даже если они пришли с дипломом.
Ахмедхану Камбилханову повезло, его взяли на работу слесарем КИПиА.
Как сказал Ахмедхан, он окончил колледж и в поисках работы увидел объявление о наборе на «КазАзот». Подал резюме, вскоре ему позвонили и пригласили на собеседование. Дали опытного наставника, и тут выяснилось, что теоретические знания, которые Ахмедхан получил в колледже — это всего лишь теоретические знания. А на практике молодой человек вообще ничего не умел делать. Вот тут и сработала старая советская система обучения при помощи наставничества.
- На практике работать оказалось намного сложнее, чем решать задачки по учебнику, - говорит Ахмедхан. - Мой наставник Сергей Феклисов учил меня сначала определять неполадки в приборе, а уже потом их ремонтировать. Было очень трудно, хотя интересно. Теперь уже допустили к самостоятельной работе.
На заводе сразу к самостоятельной работе не допускают никого, с каким бы дипломом и образованием человек не пришел. Сначала месяц стажировки, потом контрольный экзамен, и только после этого допуск работе, да и то не всех. Некоторые после стажировки отсеиваются.
Мамбет Жумабеков окончил ВУЗ, который по советским меркам считался очень престижным, по специальности «Автоматизация и информатизация систем управления». Но сейчас данные специалисты не очень востребованы. Теоретические знания не пропали даром только потому, что устроился на «КазАзот» слесарем КИПиА.
- С 2007 года где только не работал. И только после того, как устроился на завод, стало интересно работать, - говорит Мамбет. - Очень хорошие здесь люди работают, многому здесь у опытных рабочих научился. Все устраивает: и работа, и зарплата.
Еще один слесарь с высшим образованием - Светлана Умбетбаева.
Как уже отмечалось, «КазАзот» - это сложное химическое производство, к тому же пожаро-и взрывоопасное, поэтому точные показания приборов — это одно из важнейших условий того, что технологический процесс производства будет проходить строго по нормам, и при этом не произойдет нештатная ситуация. Поверкой правильности показаний приборов и занимается Светлана.
Все трое слесарей, имеющие высшее образование, работой довольны.
Хотя, наверное, каждый студент мечтает сразу по окончании ВУЗа стать начальником или менеджером. Отсюда и тяга к освоению профессий юристов и экономистов. Увы, жизнь расставляет всё и всех по своим местам.
По мнению руководителя профсоюза «КазАзот», успешная работа предприятия, в первую очередь, держится на таких людях, как Александр Терентьевич Мардело, который на данный момент работает начальником ремонтного цеха. А когда-то молодым парнишкой устроился на завод электрослесарем. Постепенно осваивал мастерство и смежные профессии, в итоге начальник цеха и мастер на все руки.
Периодически к нему в цех приходят на практику студенты. Молодыми людьми опытный наставник, в принципе, доволен. Считает, что при грамотном подходе из них получатся хорошие специалисты. Но все же Александр Терентьевич сетует, что молодежь стала слишком меркантильной.
- От нас они отличаются тем, что работать хотят поменьше, а получать побольше, - смеется Александр Мардело.
В старые времена токарь высокой квалификации порой разбирался в производстве не хуже инженера-металловеда, считает опытный производственник. Токари прекрасно разбирались в марках и свойствах стали. Прекрасно читали чертежи. При получении очередного разряда сдавали экзамены, на которых их гоняли не хуже, чем студентов на экзаменах по сопромату. Кстати, и этот сложный предмет высококвалифицированный токарь или слесарь должны были знать.
Но все знать никто не может, поэтому работник должен уметь найти нужные сведения, и кабинет Александра Терентьевича забит справочной литературой. Увы, все справочники старых советских времен. Новые сейчас не издаются и в книжных магазинах не продаются.
Директор департамента управления персоналом и документооборотом предприятия Светлана Степанова занимается еще и подбором кадров, поэтому она не столь благодушно настроена, как Александр Терентьевич.
- Несмотря на то, что нам трудно найти кадры, мы вынуждены многим отказывать, - говорит Светлана Степанова, - потому что наше предприятие является особо опасным, и допустить технически не подготовленного работника к производству мы не можем. Слишком велика ответственность. Проблема выбора перед нами стоит.
По словам Светланы Леонидовны, попадаются выпускники институтов, которые не знают даже формулу воды (Н2О).
- Лично я бы посоветовала студентам больше уделять внимания учебе, - говорит Светлана Степанова, - и тогда у них будет меньше проблем с поступлением на работу.
У Пэйдж Митчелл есть такой афоризм: «Найти мужчину легче всего тогда, когда у тебя уже есть один; найти работу легче всего тогда, когда у тебя уже есть работа».
Это абсолютно соответствует действительности. Легче всего новую работу или вторую работу находят те, кто успешно справляется на своей работе. Это не парадокс.
На предприятиях нехватка рабочих, а на бирже труда избыток безработных. Но это только с первого взгляда, на самом деле, проблема в системе образования. Исчезли ГПТУ, которые готовили для предприятий сварщиков, электриков, токарей и фрезеровщиков, поэтому тому же «КазАзоту» приходилось набирать на работу людей даже не в Казахстане, а в Украине. Теперь приходится обучать самим.
В Центре занятости говорят, что у них те же проблемы: подавляющее большинство безработных не имеют квалификации, некоторых удается обучить и пристроить на работу. Но большинство приходится пристраивать на так называемые «общественные работы», где и работа неквалифицированная, и зарплата не самая достойная. Но об этом подробнее в следующих публикациях.
Фото Ольги Ярославской
НАША СПРАВКА:По данным Мангистауского управления координации занятости и социальных программ, за помощью в трудоустройстве обратилось 15 357 человек. Из них восемь тысяч — это молодые люди. Из них трудоустроено три с половиной тысячи человек.
На молодежную практику были направлены 741 человек. 2 176 безработных были направлены на общественные работы. Количество молодых людей до 29 лет, охваченных программой «Дорожная карта занятости», составило 1 100 человек.
На временные рабочие места направлено 205 специалистов.
Комментарии
8 комментарий(ев)Плюс к тому (на сколько мне известно из достоверных источников) з/пл там для такого вредного и опасного производства далеко не "айс". Планктон в некоторых офисах в городе поболее получает
а подумать можно, что все безработные - негодяи
(когда видишь спускающихся с автобусов работников будто ты оказался каком-то Российском городе). (85% люди европейской национальности).
Там русские отдельно, украинцы отдельно (кстати украинцев много, именно мигрантов украинцев, видимо там у них с работой тяжко), казахи и др национальности отдельно кучкуются в столовой.
Там много старичков (не азиатов) пенсионеров, которые с важным видом достают пожелтевшую книжку или акт совковских времен, начинают разговор: "вот раньше в наши времена". И попробуй ему возразить что этот акт 1965 года, утративший силу и после этого все менялось чуть ли не 3-раза.
Очень радует что именно в это предприятие открыли "Дорожную карту". Молодцы!!! Может будет хоть какой ни какой прогресс.
Жигиттер мен кыздар инженер (КИПиА, Энергетик, Атомщик, Архитектура ж/е т.б.), мамандыгына окындар! Ол кариялар кетеди, орнына калатын жасбуын. Осы мамандыктар ешкашан Мангыстауда жойылмайды ж/е аркашан керек болады.
Молодые Люди! учитесь на выше указанные специалности! Поскольку на Мангистау они актуальны были, есть и будут!
Абсолютно точно. Увидел эти приборы,мосты-самописцы чернильные и чуть не заплохело... Такую мерзость еще на МАЭКе можно встретить и на аульской котельной..
#### окончил ВУЗ, который по советским меркам считался очень престижным, по специальности «Автоматизация и информатизация систем управления». Но сейчас данные специалисты не очень востребованы. Теоретические знания не пропали даром только потому, что устроился на «КазАзот» слесарем КИПиА.
Специальность довольно востребована. Вся и беда что ВУЗы так и остались на базе того, "приборного парка советских мерок" .
Молодежи надо валить с таких предприятий, пока при памяти.. Или закиснут в прошлом столетии.