Какие психологические приемы используют мошенники
Стереотипный портрет мошенника обычно таков: человек с низким эмоциональным интеллектом и не способный вникнуть в чувства другого человека. Однако недостаток эмпатии не мешает им манипулировать другими людьми. Они хорошие психологи, часто обаятельны, легко «втираются» в доверие граждан, вызывая их симпатию или сочувствие.
Также мошенники отличные ораторы, они точно знают, какие словесные конструкции нужно использовать в тот или иной момент, с какой интонацией говорить и какой посыл вкладывать. К примеру, гражданам сообщают об оформленном без их участия кредите или переводе денежных средств. Жертва пугается, на время теряет способность рационально мыслить, и здесь «заботливый» собеседник говорит, что может помочь – просто надо сообщить, а дальше якобы банк со всем разберется.
Часто мошенники играют на желании граждан быстро разбогатеть, особенно в наше время, когда вокруг так много мотивационных бизнес-курсов. Аферисты требуют решения здесь и сейчас – нет времени думать, говорят жертве, иначе вы упустите свой шанс навсегда. И потом люди вкладывают деньги в сомнительные организации или берут займы у «черных кредиторов».
На людей преклонного возраста действует распространенная психологическая техника – давление авторитетом. Пенсионеры в большинстве своем привыкли доверять госорганам и полиции, поэтому, если к ним обратится человек, представившийся сотрудником КНБ – ему поверят. И откликнутся на просьбу помочь представителю власти в поимке опасного преступника, для которого нужно передать деньги или сообщить конфиденциальные данные. Если человек засомневается, ему начнут угрожать уголовной ответственностью за препятствование государственной спецоперации. Нельзя также и забывать о том, что мошенники становятся все искуснее с развитием интернета и IT-технологий – они исследуют все нововведения, чтобы применить их в своих корыстных целях.
Как вычислить мошенников?
Признак №1: Мошенник всегда первым вступает с вами в контакт. Они инициируют звонок или пишут посредством социальных сетей и предлагают заманчивые предложения, или играя на вашей доверчивости и страхе выманивают денежные средства. Не относитесь легкомысленно к таким звонкам и сообщениям – это часть цифровой гигиены, которая обезопасит вас от мошенников.
Признак №2: Разговор с мошенниками всегда крутится вокруг финансов. Злоумышленники представляются сотрудниками банка, госучреждений или крупных магазинов, но всегда их разговор с вами касается денег. Конечно, нельзя на 100% точно определить, мошенник ли вам позвонил, но будьте бдительны, не верьте на слово незнакомцам, когда дело касается денег.
Признак №3: Они просят сообщить конфиденциальную информацию. Ни один сотрудник банка или представитель правоохранительных органов не будет требовать от вас реквизиты платежных карт, пароли и CVV-код. Это строго запрещено их служебной этикой. Поэтому ни в коем случае не делитесь личной информацией с посторонними, как бы они вас ни запугивали.
Признак №4: Злоумышленники выводят на разные эмоции. Мошенники, как мы уже разобрались, знакомы с человеческой психологией, поэтому будут давить на все болевые точки и выводить из равновесия. Не теряйте голову и лучше сами позвоните в контакт-центр банка или госорган, чтобы уточнить детали.
Признак №5: Вас торопят с принятием решения. Мошенники специально ставят своих жертв в ситуацию, когда у нее нет времени на раздумья. Сделайте сейчас, либо пожалеете – таков посыл аферистов, потому что они знают, что в состоянии шока человек теряется. Если вас торопят и к чему-то принуждают незнакомцы, лучше поставьте разговор на паузу и обдумайте ситуацию. Вы всегда можете перезвонить в случае необходимости.
Как защититься от мошенников
1. Не забывайте о важности критического мышления – разговаривая с незнакомыми людьми, не позволяйте им давить на эмоции, анализируйте их слова и поступки. Помните, что вы ничего им не должны, и имеете право не отвечать или уйти.
2. Не полагайтесь на свою уверенность – есть исследования, которые говорят, что излишняя уверенность только повышает риск стать жертвой мошенников. Вы не можете знать все схемы аферистов и их приемы, поэтому будьте осторожны и бдительны.
3. Никогда не отвечайте сразу, берите время подумать – вас могут уверять, что предложение сгорит через пару минут, но это не так. Если вам предлагают действительно что-то стоящее, то оно точно не будет действовать такой короткий промежуток времени.
4. Всегда советуйтесь с близкими, которым доверяете – со стороны ситуация может выглядеть не такой пугающей или однозначной. И вы можете получить ценный совет, который сбережет вам деньги и нервы. Кроме того, человеку вне вашей ситуации проще анализировать, и он быстрее заметит опасность.
5. Не разговаривайте с людьми, которые настойчиво вам что-то предлагают – лучше вежливо им откажите. Если вам сложно это сделать, то есть психологический прием со стоп-фразами – придумайте такую и используйте ее в разговоре. Например, «мне нужно обсудить это с сестрой» - так вы и не отказали напрямую, но и разговор закончили.
6. Не позволяйте на вас эмоционально давить – помните, что квалифицированные работники и должностные лица никогда не позволят себе играть на ваших чувствах. Они действуют по устойчивому алгоритму, и отступление от него может дорого им обойтись. А когда якобы сотрудник банка угрожает вам или выводит на эмоции – это знак, что разговор нужно прерывать и перед вами, скорее всего, мошенник.
7. Задайте конкретные вопросы и предупреждайте, что записываете – не бойтесь узнать данные того, кто звонит, адрес его работы, должность, а также детали ситуации, по которой вам позвонили. К тому же, запись ответов не только испугает мошенников, но и поможет вам активировать свои аналитические навыки, которые отступили перед эмоциями, на которые начали давить.
Берегите себя, свои деньги и повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Комментарии
0 комментарий(ев)