Ситуация с увольнением ряда директоров актауских школ в середине учебного года не оставила равнодушным и меня. Хочу поделиться своим мнением, поскольку есть и родительский опыт, и ученический, и профессиональный.
Начну с ученического опыта. Когда я пошел в первый класс, мне очень хотелось попасть в ученики к Раисе Максимовне Молотковой. Ее я знал хорошо - она была доброй женщиной, к тому же моя соседка, которая всегда ко мне хорошо относилась. Но первого сентября на своем первом уроке я плакал - меня отдали в класс к Марии Федоровне. Для меня это была трагедия. Но она, погладив меня по голове, забрала у меня мою авторучку с синими чернилами и подарила свою с красными, которыми должна была править наши ошибки. Меня тогда распирала невероятная гордость, что все пишут синими чернилами, а я красными да еще ручкой учительницы. О Марии Федоровне у меня остались самые теплые воспоминания.
Когда я через тридцать лет после окончания школы узнал, что она в свои 80 лет все еще преподает в нашей школе, я был крайне удивлен. Но получил ответ, что она лучший учитель в школе и вполне справляется со своими обязанностями.
Это я написал к тому, что заявление руководства ГорОО о том, что директор школы-гимназии №4 Валентина Александровна Малых не может быть директором, поскольку она пенсионного возраста.
Я знаю руководителей университетов, которые в 70 и более лет успешно справляются со своими обязанностями. Возраст и немощь понятия относительные.
А вот свойственные для Мангистау понятия «свойские» и «родственные отношения» - это уже притча во языцех. Назначения у нас получают именно по таким принципам. И это очень хорошо видно при смене руководства любого из департаментов при акимате.
Хотя и в начальники облУО иногда попадают рядовые учителя по начальной военной подготовке, которые только что из армии и четко знают команду «Упал – отжался!».
На этом месте немного отвлекусь, чтобы сказать о том, как я перестал уважать учителей. Впрочем, эта профессия вообще стала неуважаемой. Крайне странная ситуация для нашего общества. Учителей любили и уважали в царской России, в советские времена, а сейчас — это практически изгои общества.
Интеллигенты на правах бомжейВозвращаюсь в свое ученическое детство.
Была у нас учительница математики Галина Ивановна Быбочкина. Как вспомню - так вздрогну. К своему предмету относилась настолько требовательно, что это был, пожалуй, единственный предмет, по которому я либо делал домашние задания, либо с утра срочно списывал у одноклассниц.
В школе гуляла поговорка: «Если у Галины имеешь твердую тройку, можешь смело поступать на физмат». Жадная была на хорошие оценки. У нас две девочки лишились золотых медалей только из-за того, что именно по алгебре получили четверки. Хотя наш директор и родители Галину Ивановну уговаривали: «Ну что вам стоит?..», железная математичка твердо заявила, что у нее раздолбай и лентяй Нестеров, которому она с трудом ставит четверку, лучше знает математику, чем две эти девчонки, которые просто зубрилы.
А сейчас ни одна «марьиванна» перечить руководству не решится.
В нашем образовании сложилась аномальная ситуация. На учителей оказывается огромное давление из-за оценок учеников и результатов ЕНТ. Абсурдно, но педагогам неформально запрещают ставить «двойки» ученикам. Как говорится: ««Два» - в уме, «три» - в табеле». Такую установку даёт отдел образования администрации школы, а те, в свою очередь, приказывают учителям всячески избегать неудовлетворительных оценок. Объяснение очень простое: с «двойками» у школы будут низкие показатели, а у учителя будут еще и моральные проблемы с родителями двоечника.
Если же учитель будет принципиальным, его замучают проверками. Непослушный работник школы обязательно будет наказан.
Вывод: конституционных прав директор школы не имеет, а простой учитель — это вообще крепостной работник образования. С соответствующей зарплатой…
Система Минобразования пожирает сама себяИсходя из вышеизложенного посыла становится ясно, что ждать от нашего образования чего-то хорошего не представляется возможным. Система образования душит сама себя. Выпуская из школ недоучек, она настроена на то, что самые глуповатые ученики поступят именно в педагогические институты. Потому что именно они и являются на данный момент самыми непрестижными.
В советские времена студенты шутили: «У кого связей нет, тот идет в мед, у кого ума нет, тот идет в пед.». В данный момент эта поговорка стала особенно актуальна: ученики-недоучки поступают в педагогический и из них выходят педагоги-недоучки, которым мы отдаем своих детей на обучение. А ведь учитель это не просто профессия. Там не должно быть людей случайных. Это выбор на всю жизнь и огромная ответственность за будущее страны. Если верить постулату, что дети - наше будущее.
Отверженные и отвергнутыеКогда после падения царского режима в стране начали распределять зарплату, нарком Луначарский сказал, что врачам и учителям можно назначить самую незначительную оплату за их труд, потому что эти люди пользуются таким уважением, что их народ сам прокормит.
На тот момент он был прав. Кормили. По себе знаю - когда у меня умер отец и мама нас, троих детей, на свою медицинскую зарплату тянула, люди, которые приходили к ней за медицинской помощью, приносили продукты.
Я, безотцовщина, остался без маминого присмотра, потому что днем она работала в больнице, а ночью подрабатывала на «Скорой помощи». В итоге, самая нелюбимая мной учительница в школе стала моей второй мамой. Когда меня забирали в милицию, Эмма Петровна Лотохина даже в два часа ночи бежала в УВД, разбиралась с участковыми и следователями и за ручку вела меня домой. Тогда я за ее активность в моем воспитании ненавидел. Сейчас понимаю, что если бы не она, я бы сел в тюрьму, несмотря на хорошее воспитание и образование.
Сейчас педагоги от таких проблем самоустранились. Если что-то с ребенком произошло вне школы — это родители виноваты. Да, где-то это правильно. Родители обязаны нести ответственность. Но что у нас происходит в школах? Педагог прекрасно знает, что в школе группа хулиганов занимается рэкетом и поборами с младших учеников, но вместе с инспектором по делам несовершеннолетних делает вид, что ничего не происходит - закрывает глаза и сама себе думает, что дети сами разберутся. А если нет, то разбираться должны родители.
Да ничего подобного! Решить данную проблему должны те, кто выбрал для себя профессию учителя. Папы и мамы весь день на работе и отдают своих детей на весь день в ваши руки, уважаемые педагоги. Вы, выбрав себе данную профессию, выбрали и свой путь. А это путь помощи самым незащищенным.
Во как пафосно сказал, аж самому неудобно...
Незащищенный учительВалентина Александровна Малых (бывшая учительница моей дочери) всегда на родительских собраниях возмущалась, что девочки одеваются в школу неподобающе. Понимаю всех женщин-учителей - девочки порой одевают на себя такие вещи, которые простому учителю не по карману.
Тут выход в принципе простой. Пусть горОО разработает школьную форму. Хорошую и красивую. Желательно нескольких фасонов (для девочек). Убьете сразу нескольких зайцев. Уравняете детей с разной степенью доходов их родителей. Не придется думать - надо ли разрешать в школе ходить в хиджабе, и так далее...
Но дело не в этом. Главное в том, что собственное руководство отдела образования делает все, чтобы профессия учителя стала непрестижной, а сами учителя униженными. По своему опыту работы в газете говорю: труднее всего взять интервью у простого учителя. Умные, образованные люди просто боятся, что их не очень образованное начальство воспримет их слова неправильно и поэтому просят журналистов вначале согласовать интервью с руководством. И это по любому поводу - хоть по негативной теме, хоть наоборот. Нашу интеллигенцию наши чиновники просто поставили на колени. А наши учителя даже жаловаться не научились. Может быть Махно не зря называл интеллигенцию вшивой?
Начальник не прав - учителя пожаловаться не хотят: это не интеллигентно, ставят над ними начальницу-алкоголичку - опять не могут пожаловаться: ну неудобно женщину подставлять. При этом «вшивая интеллигенция» забывает об интересах детей. Извините, товарищи педагоги, злой я на сегодняшний день на вас.
А в качестве предложения к горОО скажу так: будьте демократичнее. Каждая школа ежегодно может сама, путем тайного голосования, решить какой им директор нужен. А может быть даже какой министр образования им нужен. Идея такова: систему образования нужно сбалансировать и оптимизировать так, чтобы и учителям, и ученикам было хорошо и комфортно.
Игорь Нестеров
Краткий курс по распознаванию хороших и плохих учителейУчитель хороший:
- легко идёт на контакт с родителями, не прячется от них, всегда готов выслушать родителей или тех, кто их заменяет;
- никогда не делает в дневнике ребёнка записи типа "вертелся на уроке", "списывал у Васи", "мочился в углу школьного двора" (последнее - реально, я не выдумала);
- предлагает обменяться номерами телефонов, даёт свой мобильный и адрес электронной почты для связи (взаимно);
- всегда готов ответить на любые ваши вопросы, в том числе главные: какие цели в обучении ставит, какие методы использует и почему, по каким принципам выставляет оценки и т.п.;
- хороший учитель не пугается, когда вы просите пустить вас, родителя, на урок. Испуг и отказ от посещения урока - первые признаки глупости и некомпетентности учителя;
- у учителя должен быть общий план уроков на четверть и поурочный план. Могут быть и форс-мажорные ситуации, когда план резко меняется и урок уходит в "другую сторону", но когда это происходит систематически - задумайтесь;
- придя домой после уроков, ребёнок должен уметь внятно объяснить, что конкретно было на том или ином уроке, чему он научился, что нового узнал или повторял. Если ребёнок систематически не может объяснить, что он изучал вчера и сегодня на уроке английского или литературы, это очень плохо;
- хороший учитель умеет добиться того, что все дети записывают домашнее задание и, главное - понимают, как его выполнить. Если ваш ребёнок систематически плохо выполняет "домашку", в этом есть и вина учителя;
- никогда не обсуждает с ребёнком младше 14-15 лет его одежду и вообще не обсуждает при других учениках ничего, что касается личной, интимной жизни ученика;
- если в классе происходят "разборки", есть группа хулиганов, кого-то травят, обижают - учитель ОБЯЗАН вмешаться.
- оценка ставится в журнал и дневник только за знания, но никогда - за поведение ученика;
- ученика нельзя выгнать из класса во время урока ни при каких условиях. Учитель отвечает за его жизнь и здоровье с той минуты, когда ученик вошёл в класс, и до той секунды, когда он из него вышел;
- если ученик, особенно младшеклассник, просится на уроке в туалет, учитель обязан его отпустить без единого возражения. Чтобы ученик не пошёл гулять вместо туалета по школе или не ушёл вообще, нужно отправить с ним хорошего ученика, который подождёт возле туалета. Я не шучу, это очень серьёзный момент. Если вашего ребёнка учитель не отпускал с урока в туалет, мотивируя это тем, что "у него была на это целая перемена" - учтите: хуже такого учителя не может быть никого. Знаю случаи, когда из-за таких учителей дети мочились на уроке, вот за это учителя нужно судить в самом прямом смысле слова и гнать из профессии.
- учитель - от слова "УЧИТЬ", а не "КОНТРОЛИРОВАТЬ".
И если за контрольную треть класса получила "двойки" - это оценка не умственных способностей детей, а уровня профессионализма учителя.
Комментарии
38 комментарий(ев)Блин, вот вообще не хотела лезть в эту дискуссию для меня немного странную. Моя мать учитель со стажем в 30 лет, пользуется этой доской, приходила ко мне, просила научить, я ходила к ней в школу объясняла как это и с чем это есть. Учителей у которых есть мозг много, но очень мало преподавателей, которые умеют им пользоваться. Огромная беда всех школ отсутствие людей, способных настроить эти доски, преподаватели которые хотели бы имим пользоваться не имеют этой возможности, потому что доска попросту не настроена. Я пршла к матери в школу, а в пультах для тестирования даже лычки из под батареек не вытащены, они не включаются... В общем, глухо все с любого вида "компьютерщиками". Сидит какой-то чудак на букву "м", называется почему-то программистом, хотя должен заниматься исключительно системным администрированием...
Сама училась у Малых в школе, не знаю какой педагог, лично она мне не преподавала, но она ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ организатор, а директор и должен быть именно организатором.
Извините Игорь, по-поводу бояться ставить двойки... Опять же ссылаюсь на свою мать, которая лично мне зарубила документ "4" по физике, именно словами: "Ну не знает она мой предмет на "5", как я ей могу поставить такую оценку?" И сейчас продолжает в том же духе. Знаю её подруг столь же критичных в оценке знаний учеников... и тогда, и сейчас.
Я буду рад если будет признана непровата акима города и акимата в целом. Я сильно надеюсь на это. Оба директора заслуживают высочайшего уважения. И никто не вправе бесцеремонно выкидывать человека, даже если ты доктор наук Жамбурчин. Я рад что есть еще те кто готов остаивать правду.
Не надо обобщать и писать, того о чем Вы знаете со слов и из желтой прессы. Вы, я надеюсь, знаете, что самку с детенышами нельзя трогать. Так вот именно, чего не учли руководство города и отдела образования, что рассерженные мамы будут очень настойчивы и целеустремлены, защищая интересы своих ДЕТЕЙ!
Мектепте парақорларға орын емес.
Для русскоязычных переведу.
"Знание казахского языка не означает; патриотизм, профессионализм и честность.
Взяточникам не место в школе"
Дева,
nt,
Восхищает ваша сообразительность. Лада, берегите этих бесценных аналитиков!
В России казахов 0.5%, в Казахстане русских и хохлов 30%, а они со всей серьезностью о количестве директоров казахов в России
Вполне вероятно, это стандартное поведение наших Нуротановцев. Но аким города скорее всего специально создает такую ситуацию, он вообще кажется давным давно предал Нур Отан. Он когда-то там работал и его вроде как пнули оттуда из-за принципиальных разногласий. И вообще, мы кажется становимся свидетелями еще одной большой политической интриги, разыгрываемой различными группами.
Patriot80,
очень возможно, в этом и опасность нашего общества, много выскочек, которым лишь бы покричать из-за спин других.
насколько я знаю в России казахские школы есть, и вообще в России очень много казахов, особенно в астраханской и оренбургских областях они считаются кореными жителями, а Кемерево губернатор Аман Тулеев казах, адай между прочим, с Каракалпакистана.. ничего плохого что директора русские они же не в казахских школах директируют..
Каково было удивление родителей (вручавших письмо), когда Предводитель сказал им, что "не в курсе описываемых событий"(?!), но, дескать "он во всём разберётся и ответит" написавшим.
Причём Предводитель выглядел ОЧЕНЬ испуганным ...
(передаю со слов присутствующего там человека)
Сейчас не единая форма, а единый стиль, единая форма у солдат и то они изголяются как могут, что бы сделать ее неединой. Но суть не в этом, а в том что допустим эта статья сработает, ну как бредят некоторые очень наивные люди, допустим эту статью выпустят как памятку в отделы образования, и что? Ну сделают они вам форму что изменится? Разом канут в лету все классовые различия и связанные с этим проблемы воспитания? Как по мановению волшебной палочки чиновники демократизируются и на руководящие посты начнут ставить русских безродных специалистов, а не своих родственников? Начальники перестанут давить на подчиненных выдавливая из них хорошие оценки для статистики и для детей нужных людей и т.п.? Правильно сказал человек "мало системного анализа, много соплей".
Да ничего они не боятся, дабы им известно, что ничего им за это не будет. Каждый царь в своем государстве! Видимо и зав.гороно так считает.
Гимназия № 4, экономический лицей, 7 школа знаю, что работают, в 1 школе бывает используют. Правда не уверена, что все доски приобретены из "бюджета".
вы знаете школы где с ними работают?
В смысле? Интерактивные доски могут где-то пылиться? В школах с них же "пылинки сдувают".
Каждая на счету.
Во всех школах сейчас введена единая форма, во всяком случае, рубашки и блузки, юбки и брюки одного цвета у всех учеников. А почему бы и нет? Почему родители должны быть против формы? В школе дети должны учиться, а не демонстрировать "одежку".
У нас комплексы по поводу айфонов, крутых джипов, отдыха за границей, например, улеглись. Все дни недели заняты, некогда переживать. А на уроках, тем более, надо работать.
Обещала все же, несмотря на возражения отца, подарить айфон в качестве премии за окончание первой четверти без единой тройки. Не вышло, значит нет и премии. Либо отвлекаемся на компьютер и "сушим" мозги, либо учимся нормально и получаем какое-то благо - право выбора за ребенком.
Ребенок должен понимать, что его задача получить знания, чтобы иметь широкие возможности для выбора профессии, и учиться, достойно. А не похваляться родительскими достижениями в области материальных благ. Труд всегда был уважаем, всегда будет замечен и оценен.
Но,время уже не то!понятия у молодежи, совсем другое сейчас!к примеру процитирую"нужно отправить с ним хорошего ученика, который подождёт возле туалета. Я не шучу, это очень серьёзный момент. Если вашего ребёнка учитель не отпускал с урока в туалет, мотивируя это тем, что "у него была на это целая перемена" - учтите: хуже такого учителя не может быть никого. Знаю случаи, когда из-за таких учителей дети мочились на уроке, вот за это учителя нужно судить в самом прямом смысле слова и гнать из профессии."скажут одноклассники:-а ты зачем с ним собрался?держать ему будешь?или он один не справиться что ли?это все реально!ничего смешного нету!это правда!я сам это проходил...время уже не то!если хотим это все изменить!?надо сперва измениться самим родителям!чтобы уже и детям это все втолковать!
так педколледж один-борьба будет
Нет, в очереди педколледж.
сш №23 тоже лицей.Они получили лицензию еще в позапрошлом году,если не ошибаюсь
теперь на очереди заведующие детсадами?
Смешно. Как не воровать, они воровали, ворует и будет воровать. Надо у всех чиновников что своровали отнять (не важно на чье имя написано) и пустит по миру. Потом другие задумаются. Когда стреляют в мирных людей и идти на повышение. Я уже в этой стране ни к чему не удивляюсь.
Не смотря на то что статья мне понравилась с этим согласен. Тема "кто виноват и что делать" не раскрыта. Предложения смешные, форма ничего не даст, детишки не безмозглые и не глядя на одежку знают кто есть ху, видят у кого какой айфончик, за кем на какой машине приезжают, знают кто где отдыхал, кто куда будет поступать. Социальные сети, общение, и в школе и вне школы и т.п. Уравнять одежкой - это утопия, ничего кроме негативной реакции как минимум половины и детей и взрослых это не даст. Призыв к чиновникам быть демократичнее - святая наивность, давайте их попросим не воровать, вдруг сработает?
Мне кажется я тоже.
"рыба гниет с головы"-это про нынешний акимиат
Это не про нынешний акимат,это про нынешний Казахстан...
Вот это верно!
А так статья классное во всех позициях попал в точку. Надо эту статью в республиканской газете опубликовать или хотя бы в печатной газете. Здесь на 1000% правда.
Игорь Нестеров, В этой школе кажется сейчас даже русских нету. Хотя я сам учился в Баутине в казахской школе, русская школа пользовался авторитетом. Поэтому я всегда братишек уговариваю учится в русскую школу. Хотя в Баутинская казахская школа один из сильных школ в Мангистау. Актауские отличники там становится троешниками. Там очень требовательные, образованные, сильные учителя.
Видимо для того, что бы дети были доучкамирешают вопрос о 12ти летнем школьном образовании. Тогда за партами будут сидеть совершеннолетние ученики, которые законно могут жениться и рожать детей. Или парней с выпускного, автобус будет сразу забирать в военкомат. Учились раньше, как то 10 лет и ничего. Страшно подумать, как дальше будет учиться мой ребенок. Недавно в новостях прочитала, что система образования в РК не вошло в 20ку стран, в которых можно учиться.
Государство совсем не думает о подрастающем поколении, с такими темпами, нас будет ждать дегродация нации!
С образованием в нашей области ситуация сложилась, прямо скажем, критическая. Школ, дающих крепкие современные знания, мало, по пальцам перечесть можно. Из ранних комментариев можно сделать вывод, что из государственных школ выделяются гимназия № 4, гимназия № 13, экономический лицей, школа -лицей № 7, физико-матем. лицей № 11, из простых школ СШ № 2 и СШ № 23. И все?!
Коллективы и руководство остальных школ берегут здоровье и силы для других нужд?
Согласна с мнением Акку в других темах. Для гор.отдела образования в этих школах огромное поле деятельности, вот с чего надо начинать. А в хороших школах "наводить порядок", только портить их.
Улкен рахмет баутинским и аташским братьям казахам. Они упорно отстаивали эту школу, хотя там училось всего пятеро русских детей. Родители доказывали, что их дети имею право получать образование не только в есеновском университете Актау, но и в Питере, и в Астрахани, а потому русскую школу закрывать нельзя.
О, маска,маска я тебя знаю! С возвращением!
Конституцию очень хорошо знаю. У нас светское, а не исламское государство. Поэтому если будет закон, что нужно носить школьную форму, то хиджаб автоматически вне закона.