Ушу - воинская техника

Термин "ушу" в переводе с китайского означает "боевая техника" или "воинская техника". Термин "ушу" в переводе с китайского означает "боевая техника" или "воинская техника". Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины "цзицзи", "цзи-цяо", "цзиюн", "цюаныиу", "цюаньюн", которые переводятся, соответственно, как техника ударов, техническое искусство, кулачная техника, кулачные герои.

Ныне ушу скорее военизированная гимнастика, чем боевое искусство в точном смысле этого термина. Его задачами являются укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия-тушоу и работу с оружием-дайсе. То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов таолу и произвольных упражнений.
Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово "кулак" (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей ("Цветок сливы", "Красный кулак").



Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля Обезьяны (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля "Направленная воля" (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль Пьяницы был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль "Потерянный след" или "Лабиринт" бывшим воспитанником шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров, ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь. Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шаолиньского, уданского и эмейского.

Уданское направление сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его "дао", то есть пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-янь и пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из "Книги перемен", создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.



Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых "звериных" стилей, характерных для всех направлений ушу.

Основные принципы всех мягких стилей уданского направления сводятся к следующему:
1. Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
2. Плавность и округлость движений.
3. Своевременное расслабление, позволяющее "двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже". Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
4. Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
5. Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. "Корень сокровенной пружины произрастает из сердца" — такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.



Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием "тао". Отсюда и берется направление в ушу-таолу. В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, "перед тем как исчезнуть", передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для "тао" всех школ характерны чередование мягкости и жесткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии. Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.

Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: "В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают...Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность... хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости". Этот пункт описывается древними мастерами в образах и понятиях, характерных для их времени и для людей, занимающихся ушу для реализации самого себя.



Ушу-саньда - официальный контактный вид единоборства, представляющий собой "свободную борьбу" и вобравший в себя элементы различных традиционных китайских боевых искусств. Саньда состоит из двух основных составляющих - удары руками и ногами (кикбоксинг) и "шуай джиао" (китайская форма борьбы). Таким образом, саньда - типичный комбинированный вид единоборства, включающий в себя удары, захваты и броски. Саньда представляет собой одну из двух дисциплин на турнирах по современному ушу, организуемых Международной Федерацией Ушу (MWF). В Китае говорят: "Сан шоу ши вушу де жингуа" (Саньда - квинтэссенция ушу). Иными словами, этот современный вид единоборства вобрал в себя все лучшее из китайских боевых искусств.



Термин "саньда" переводится как свободная рука и относится к стилю единоборства, адекватно воспроизводящему настоящий рукопашный бой. Поединки по саньда ушу проводятся на приподнятой бойцовской площадке, называемой "лей-тай". История боев на лей-тай восходит к тем давним временам, когда дуэли в Китае проводились без всяких правил, как врукопашную, так и с холодным оружием, и их исход часто был смертельным. Например, на китайском национальном чемпионате в Нанкине в 1928 году, бои на лей-тай были так жестоки, что 12 участников не допустили к поединкам, из-за опасения вывести из строя великих мастеров того времени. Так что, изменения давно назревали.

Современная саньда стала спортом примерно в то же время как и современное ушу, когда в 1960-ых годах китайское правительство стало содействовать развитию этих видов единоборств. Для того, чтобы выработать стандартные правила нового единоборства, мастерам боевых искусств по всей стране было поручено использовать богатейшую школу китайских боевых искусств и создать единую систему, в которой одновременно использовались бы приемы из различных стилей и форм единоборств. Для того, чтобы уменьшить опасность травм, были сконструированные защитные приспособления.

О пользе для организма во время занятий ушу рассказывает врач лечебно- физкультурного диспансера Люева Елена Борисовна:
- Создавая гимнастические комплексы, стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Занимаясь этим видом спорта можно заметно улучшить свое здоровье.

В Актау школа Синь Хо Мэнь образовалась 5 сентября 1989 года. Руководителем школы является Александр Радунцев - национальный тренер по ушу-саньда, международный судья высшей категории, национальный судья высшей категории и главный судья РК.

Изначально тренировки проходили в спорткомплексе "Каспий", ребята переходили из зала в зал, даже занимались на "Розовых скалах" только в 1993 году перешли в здание школы Синь Хо Мэнь. Раньше в этом здании располагался кукольный театр, который выгорел дотла. Своими силами был сделан ремонт в помещениях, сейчас школа боевых искусств Синь Хо Мэнь - единственная в Казахстане, имеющая свое собственное полностью оборудованное помещение.



Учителя школы постоянно повышают квалификацию, выезжая в Россию, Китай - в школу-интернат "Шошехай", а так же в Пекин. На сегодняшний день в школе работает четыре тренера: Александр Радунцев, Наталья Никонова, Артем Бейбалаев и Татьяна Колесникова.

Хочу представить вам учителя по ушу Артема Бейбалаева. Артем - чемпион мира, чемпион Европы по ушу-саньда, ученик Александра Радунцева, с детства занимается восточными единоборствами. В 1994 году с братьями и сестрами он записался в школу Синь Хо Мэнь, его привлекла идеология школы, дисциплина и порядок. Тренирует и воспитывает детей с 2001 года.



«Лада»: Какие стили ушу преподают в вашей школе?
Артем Бейбалаев: У нас преподается два стиля - ушу-таолу и ушу-саньда. Ушу-саньда- это бои и спарринг с полным контактом, у них соответствующая форма- шорты и майка. В ушу-таолу- более традиционная форма. Тут конечно тоже есть свои отличия, южный стиль и северный стиль. Соответственно каждый стиль определяется своей формой.





«Лада»: Где вы приобретаете спортивные атрибуты и форму для ушу?
Артем Бейбалаев: Весь инвентарь мы заказываем в Китае. К сожалению, в Казахстане купить его невозможно. В каждом боевом искусстве свои традиции, соответственно и форма для спортсмена разная. Традиционная форма в ушу называется ифу. Купить ее в Актау невозможно, мы ее шьем на заказ на швейной фабрике в Китае. Для ребят, выступающих в подгруппах ушу-таолу и ушу-саньда, шьется разное обмундирование, более специфическое и соревновательное. Соответственно стоимость на комплект обмундирования разная, она зависит от размеров, специфики и, конечно же, инфляции. Так что точную цену я вам сказать не могу, так как она постоянно меняется.



«Лада»: Во сколько лет производится набор в вашу школу Синь Хо Мэнь?
Артем Бейбалаев: Набор мы производим с пяти лет и старше, вне зависимости мальчик это или девочка. Мы принимаем всех.

Адрес школы Синь Хо Мэнь: 4 микрорайон, бывший "Парус"
Телефон для связи: 50-68-60


Брусс Ника
Видео автора, фото автора и из архива школы боевых искусств "Синь Хо Мэнь"
Монтаж Рашида Исмагилова


С использованием информации с www.sport-now.ru, www.sportaim.ru