Бомба для массового убийства: как становятся экстремистами рассказали в КНБ Мангистау

Историю одного предотвращённого преступления поведали сотрудники департамента комитета национальной безопасности Мангистауской области редакции lada.kz. Неверно истолкованные злоумышленниками заповеди священного писания чуть не стали причиной смерти 200 паломников в Туркестане. Сейчас осужденный на 11 лет за организацию и попытку теракта Хусан Пардаев раскаивается в своем поступке. Говорит, что стал жертвой псевдорелигиозных проповедников и поддался их влиянию. Причем, все «знания» и «наставления» гражданин Таджикистана получал через Интернет. Именно там он встретил «добрых» религиоведов, которые надоумили его совершить теракт в чужой стране в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи.



«Меня ввели в заблуждение. Хотел оставить семью, свою Родину и убить себя. Но я глубоко ошибался. Раскаиваюсь. Хочу сказать молодежи: «Не слушайте их! Те, кто слушал их, сейчас в Сирии. И они все еще думают, что на правильном пути. Я постепенно прихожу в себя. Скучаю по семье. Не хочу отдаляться от них. Все, что говорили нам псевдоверующие, - ложь!», - говорит в своем интервью осужденный Хусан Пардаев.

Однако некоторое время назад, после того как на протяжении двух лет слушал лекции Содика Самарканди и Абдулла Зуфар (оба находятся в розыске за пропаганду терроризма и экстремизма, прим. автора), Хусан приехал в Казахстан с целью взорвать мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, будучи уверенным, что люди, посещающие его, совершают грех.

Среди радикалов бытует мнение, что посещение мавзолеев является «ширком» (вера во что-то или кого-то, кроме Аллаха, прим. автора) и «бидагатом» (новшества, вводимые людьми в религию, прим.автора). Для них даже сам факт посещения таких мест уже является грехом, однако еще более недопустимыми вещами считается чтение молитв и поклонение.

«Некоторые салафиты, посещая мавзолеи и могилы святых, совершая паломничество, добавляют к этому чтение Корана, что является актом «ширка». На самом деле, это, конечно, заблуждение», - рассказал исполняющий обязанности директора КГУ «Центр исследования проблем религий» управления по делам религий Туркестанской области Медет Халыков.

Стоит отметить, что подобные заблуждения и отхождение от религии хоть и встречаются, но не являются повсеместными, и уж тем более не могут быть обоснованной причиной для совершения массового убийства.

Для Хусана Пардаева же подобного «греха» было достаточно для того, чтобы запланировать террористический акт. По словам правоохранительных органов, чтобы не привлекать внимание, наш «герой» специально сбрил бороду, не брал с собой больших сумок, и, таким образом, без проблем пересек границу.

«Есть определенные вещи, внутренние фильтры, которые могут помочь человеку заранее опасаться бесед с наученными радикалами людьми. Такие, как внешний вид, неухоженная борода, например. В Исламе есть понятие «Тахия». Оно означает возможность скрывать свои религиозные взгляды, чтобы глубже проникнуть во внутренние убеждения людей и наладить диалог», - говорит Медет Халыков.


Радикалы стали пользоваться возможностью не демонстрировать внешним видом приверженность к тому или иному течению, чтобы лучше входить в доверие к людям, располагать и не привлекать внимание со стороны правоохранительных органов.

Так, Хусан, подготавливаясь к задуманному, беспрепятственно предварительно посещал мавзолей в Туркестане, изучал наличие и количество камер видеонаблюдения, охрану, фотографировал людей. Позже следствие изымет видеофайлы, в которых мужчина негативно отзывается о паломниках, которые молятся у стен мавзолея, совершая, по его мнению, «ширк».

В планах у Хусана было подготовить бомбу, прийти на это место и взорвать ее вместе с мавзолеем, собой и людьми. Мужчина был уверен, что таким образом сделает «богоугодное дело».

«Понятие «джихад» происходит от арабского глагола «джахада». Это означает «борьба». Слово это встречается в 35 местах Корана, а, по некоторым сведениям, даже в 41 месте. Однако только в 4-5 местах оно упоминается непосредственно в значении «война», а в остальных в значении борьбы со своим эго и внутренним миром, недостатками характера. К сожалению, некоторые наши граждане заявляют, что ведут джихад за религию. И это, несмотря на то, что в Казахстане строится множество мечетей, есть медресе, университеты. Их этот факт не волнует, неважно, что все правоверные мусульмане беспрепятственно читают коран, держат оразу, спокойно исповедуют Ислам. Тем не менее, находятся агрессивные люди, которые пытаются организовать нападения на здания компетентных органов, взорвать мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, ставший талисманом тюркского мира. Это все проблемы, вызванные непониманием концепции джихада», - рассказал Медет Халыков.


Однако Хусану Пардаеву внушили, что подобным террористическим актом он «наставит» людей на правильный путь. Мужчина рассказывает, как готовясь к нападению, отправился на рынок, чтобы купить все необходимое для изготовления бомбы с поражающими элементами.

«Для изготовления бомб используются прочные металлы, в том числе гвозди, болты, различные гайки, отрезки труб. При детонации взрывчатки, будь то гвоздь или болт, поражающий элемент летит во все стороны. Это очень опасно для человека, скорость огромная. У Хусана было 2-3 килограмма взрывчатки с поражающими элементами. Порядка 400 гвоздей. Оно бы вылетело на расстояние 500-700 метров во все направления, могло погибнуть не менее 200 людей», - рассказали оперативники.

Благо, даже во время изготовления бомбы Хусан уже был на контроле оперативников. Они собирали полную доказательную базу на мужчину, следили за ним и его подельниками. Сняли на видео, как он делал бомбу, и в запланированный день «Джихада» задержали террориста.

Экспертизы, опрос свидетелей и другие доказательства, собранные в ходе следствия, позволили полностью признать вину подсудимого. Суд приговорил Хусана Пардаева к 11 годам лишения свободы. Также была проведена работа по всем пособникам, которые помогали террористу на территории города Туркестан, в области и за рубежом.

Сейчас, сидя в тюрьме, Хусан начал понимать, что стал марионеткой в руках радикальных группировок. Сожалеет о прошлом, однако уже слишком поздно.

Богословы страны еще раз напоминают, что Ислам - это призыв к добру. Эта религия не пропагандирует насилие и жестокость. У тех, кто пытается призвать к иному, есть цель. Они хотят разрушить страну и целостность религии.

В Казахстане работают 9 медресе и один большой университет. В стране свыше 3 тысяч мечетей. Имамы призывают людей получать духовную пищу, изучать религию только в этих местах.

Для справки:

Содикжон Мухаммадиев, Прозвище - «Содик Самарканди». Гражданин Республики Узбекистан, объявлен в международный розыск.

Зофир Гаффаров. Прозвище - «Абдулла Зуфар». Идеолог религиозных экстремистов. Объявлен в розыск по линии Интерпола. Призывал людей к джихаду.