Еврозона или что там за Уралом
Европейцы уже не одно столетие пьют немецкое пиво, давно привыкли к немецким автомобилям, на которых, кстати, время от времени заезжают за пособием, они освещают свои утепленные немецким изополипропиленом дома немецкими энергосберегающими лампочками, а всякую печаль запивают немецкими антидепрессантами. Деньги на все им одалживает Германия, но так ли все гладко в ней, в этой Германии…
В рамках застойного времени, а именно с 2008 года Германия и вся остальная Европа, как Китай и Америка, то есть одна производит и кредитует, другая потребляет и делает долги, и обе не могут друг без друга, как принято считать. Оценочная выгода для немецкой экономики, так называемый «Эффект евро» составляет примерно 60-70 миллиардов евро, так что немецкая экономика точно в плюсе. Германия борется за евро, а тот все чахнет.
Одна из самых популярных тем для шуток в Европе – возможность «альтернативного» использования евровалюты, а в частности в местах индивидуальной гигиены, если в один прекрасный день она больше не пригодится как платежное средство. Немцы всегда были больше склонны к тому, чтобы копить, чем тратить, и сегодня им, как никому, есть, что терять, если накопленные ими за прошлый год рекордные 5 ТРИЛЛИОНОВ евро превратятся в тонны раскрашенной туалетной бумаги.
Совсем недавно по интернету разошелся так называемый, как его уже успели окрестить, «гимн еврокризиса»: «Грядут евро-бонды и близится час, когда стором огласится Германия, опустеют наши сберкнижки и за сотню евро не дадут и рулона туалетной бумаги» - актуальная рождественская песенка.
Шутят о евро в Германии всерьез, как о дорогом покойнике. Правительство и оппозиция, бизнес и СМИ повторяют: «Евро- это благо для Германии и каждого немца». Или не менее популярная мантра: «Евро – это больше, чем валюта, это основа нашей европейской идентичности». В Германии появилась вторая религия – Европа. Что делается в Европе – священно.
При этом не спрашивают нужна ли Германии такая Европа или что это за Европа, в которой Брюссель как политбюро, а сама она смягченная, несколько более рыночная версия Советского Союза. Так называемое спасение Евро не имеет отношение к валюте как таковой, это в большей степени спасение увязших в долгах стран, которые даже обанкротить толком нельзя внутри валютного союза, так как это ударит по всем остальным.
Все, кто проповедует выгоду единой валюты для немцев, уверяющие, что никому, кроме Германии не нужна эта еврозона, так называемые жрецы культа евро – корыстные жрецы. Если кто в Германии и выиграл от Евро то это топ-менеджеры банков на любой вкус и цвет, но трудовые доходы большинства немцев даже немного сократились с учетом роста цен, другие же страны сильно прибавили: в той же Греции средняя заработная плата за 10 лет выросла на 76%, в Германии на 0%, вот вам и объяснение почему в Греции кризис ,а в Германии рост. «Если что, я и без Евро проживу, натуральным хозяйством займусть, картошку выращивать буду» - говорит специалист по валютам и кредиту Вильгельм Ханкель известному немецкому экономическому изданию. Но мало кто так валютонезависим, украинская гривна за время кризиса просела к Евро на 40%.
Почти 500 миллиардов влил недавно европейский Центробанк в котел Еврозоны. Банки деньги взяли, но вместо выдачи кредитов, тут же забраковали их на счетах ЕЦБ. Германия всегда противилась использованию печатного станка, ее прежний министр финансов Юрген Штарк стал известен как пример финансовой дисциплины, он, кстати, и ушел из-за несогласия с новым курсом, сменившие его Юрген Асмусен выступает незаурядным кризисным менеджером в интервью российскому ВГТРК: «У нас здесь только один рычаг влияния – снабжать банки ликвидностью*, это наша задача, а пойдут ли эти деньги дальше в экономику, это уже вопрос к банкам, это зависит от ряда факторов, на которые Центробанк не имеет прямого влияния».
Одним из таких факторов на мой взгляд является спрос предприятий на кредиты, как говорят: «можно привести лошадей к водопою, но нельзя заставить их пить». Также можно и процитировать Карла Шиллера: «Валюта, которую надо спасать больше не валюта». То что везде называют спасением Евро – ни что иное, как оттягивания банкротства, валютный союз в этом смысле – союз отложенных банкротов. Тогда назревает хороший вопрос: Сколько нужно вкладывать денег в борьбу с неизбежным? - нисколько, ни пфенинга, пенса, тиина, если хотите. В экономику невольно вмешивается мистика, ведь банкротство – это бог рыночной экономики, который наказывает за грехи.
«Как же надоело всегда быть первым» - вырвалось недавно у немецкого министра финансов Вольфганга Шойбле после очередной антикризисной встречи с европейскими коллегами, которые снова смотрели ему в рот. Немецкое правительство стоит перед сложнейшей задачей, Германия как самый сильный член еврозоны должна взять на себя роль лидера, которая отнюдь не свойственна Берлину, Берлин по природе не европейский вожак, если он берет эту роль, он подставляет себя под огонь всеобщей критики. Берлин заваливают всевозможными проблемами валютного союза и его же обвиняют в стремлении доминировать.
Причем все в том же Берлине возможно зреет идея чистки еврозоны от балласта. Германии необходимо собрать вокруг себя здоровое ядро из тех стран, у которых есть воля сплотиться для укрепления Евро, для укрепления союза в целом, чтобы и дальше развивать это ядро. Отработка сценариев возможного выхода из евро приводит к выводу: выходить из него нельзя.
Хорст Лёхель, профессор Франкфуртской школы финансов и менеджмента: «Допустим, Германия вводит немецкую марку, она сразу же взлетает на 30-40% в один момент, непостепенно, промышленность не успевает перестроиться и миллионы рабочих мест преимущественно в среднем бизнесе гибнут моментально, а это хребет экономики».
Это был бы наихудший из всех сценариев, это бы значило полную утрату доверия, если европейцы откажутся от принятой валюты с десятилетним стажем, которую так долго и усиленно сами же пропагандировали.
Ну а что остается? Довольно ясно показывают это работники Франкфуртской биржы, которой, кстати, 527 лет. Конец евро у них точно не стал бы концом света, Франкфуртская биржа пережила и Черный четверг, и Черный понедельник, и Великую Депрессию, Вторую мировую, и 11 сентября. На вопрос «есть ли жизнь после евро?» здешние трейдоры говорят «конечно, есть», но все же они хотели бы пожить при нем подольше, ведь единственным радикальным решением проблемы было бы снижение уровня жизни на 30-40%, что для сегодняшней Европы неприемлемо. Стоит лишь посмотреть на то, что происходит сегодня в некогда гордой и благополучной Греции. Ну а нам остается лишь следить за событиями.
* Ликвидность - экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.
Автор: Георгий
Уважаемые пользователи. Данный материал публикуется в рамках конкурса "Мне не все равно!"
Специальный приз конкурса присуждается по итогам голосования посетителей сайта (голосовать могут только пользователи, которые имеют не менее 50 комментариев на сайте). Поставьте оценку материалу. Внимание, при подсчете все баллы будут суммироваться