История одной семьи

Это была обычная история любви: познакомились, понравились друг другу, далеко в будущее не заглядывали. Да и что в него заглядывать? Ему 25, ей 20. Он жил и работал в Актау, она жила и училась в Караганде. Он казах, она русская.

Однако знакомство переросло в увлечение, увлечение обернулось любовью. Да такой сильной, что в какой-то момент стало понятно, что жить друг без друга нельзя и он, как мужчина, принял решение переехать в её родной город. Они поженились. На свадьбе, стоя на шкуре только что зарезанного барана, слушая не понятные ей напевы и автоматически отвешивая поклоны многочисленным родственникам мужа она впервые задумалась, а верным ли было решение?

Через пару лет родился сын. И вот теперь, с его рождением, вдруг выяснилось, что это не так просто, когда папа казах, а мама русская. Долго спорили насчет имени. Молодой отец был тверд в своих убеждениях – имя мальчику дал дед по линии отца. Крестить или 40 дней отмечать? Обрезание делать или нет?
Какие песни ему петь? На каком языке? Новоиспеченная мать сопротивлялась как могла: сына называла на свой лад, воспитывала так, как считала нужным.

В семье начались ссоры и скандалы. Неожиданно на сторону мужа встал отец жены. Сидя за обеденным столом и тяжело отвешивая слова он сказал: ты вышла замуж за казаха и дети у тебя теперь – казахи, нечего их тянуть на две стороны! Слова отца стали отправной точкой. Все последующие годы были годами учебы. Она училась быть казашкой: билась с языком, изучала обычаи, варила бешбармак, жарила баурсаки, с любимых брюк постепенно перешла на юбки.

Конечно, чувствовала себя на семейных мероприятиях белой вороной. До мечети так и не дошла, но и в церковь больше не ходила. Своя среди чужих, чужая среди своих. Если старший сын на неизбежный вопрос «ты кто, казах или русский?» отвечал «я – метис», то младшие уже твердо знали, что они – казахи! Годы бежали, семья крепла. Вроде бы вот оно – счастье… На похоронах отца она вдруг подумала: а меня как будут хоронить? По каким обычаям? Лишь бы дети не выбрали себе в спутники человека другой национальности!

По данным республиканского Агентства по статистике, за последние 11 лет число межэтнических браков выросло на 39,5% (с 18 402 в 1999 году до 25 669 в 2010 году). Однако общее количество браков за это время выросло на 70,5% (с 85 872 в 1999 году до 146 443 в 2010году). Прослеживается тенденция к некоторому уменьшению межэтнических браков. Распадаться смешанные семьи стали тоже в 2 раза чаще (7 636 в 1999 году и 14 889 в 2010 году). Справедливости ради стоит отметить, что и общее количество разводов в стране за этот период увеличилось на 62,7% (с 25 583 в 1999 году до 41 617 в 2010 году).

Среди 10 опрошенных мной смешанных пар с разным семейным стажем ни одна не высказалась однозначно «за» межнациональные браки. Все отметили сложности с соблюдением обычаев и традиций своего народа. Несмотря на сложившуюся семейную жизнь, устоявшийся быт и полное взаимопонимание, никто из опрошенных не хотел бы для своих детей супруга другой нации и вероисповедания.

Возможно, причина в том, что за годы независимости вернулось почти уничтоженное национальное самосознание казахов. Возродились многие обычаи, люди стали массово посещать мечети, медленно, но верно, казахский язык становится действительно государственным. Почти незаметная в советское время разница между нациями (все едины и все равны) давала возможность создавать семьи без оглядки на многочисленную родню. Безусловно, в первую очередь это относилось к городским жителям с высоким уровнем образования и культуры. Факт остается фактом: у заместителя генсека ООН Касым-Жомарта Токаева жена Надежда Давыдовна, у министра образования Бакытжана Жумагулова жена Валентина Ивановна, у председателя КНБ Нуртая Абыкаева жена Римма Филипповна, у советника президента Ермухамета Ертысбаева жена Людмила Анатольевна, у первого космонавта Тохтара Аубакирова жена Татьяна Михайловна, у поэта Олжаса Сулейменова жена Маргарита Владимировна и т.д.

В последние же годы национальная принадлежность стала одним из самых важных, зачастую решающим фактором при выборе спутника жизни. Плохого в этом ничего не вижу. Действительно, к созданию семьи нужно подходить основательно. Только не нужно при этом уходить в национализм и рассуждения о «чистом генофонде нации». Речь идет лишь о комфортном проживании в привычной для себя среде. То есть проще выйти замуж за соплеменника и жить счастливо, чем всю жизнь учить чужой язык и обычаи.

Автор: Ирина Караева
Уважаемые пользователи. Данный материал публикуется в рамках конкурса "Мне не все равно!"
Специальный приз конкурса присуждается по итогам голосования посетителей сайта (голосовать могут только пользователи, которые имеют не менее 50 комментариев на сайте). Поставьте оценку материалу. Внимание, при подсчете все баллы будут суммироваться