Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» в ожидании своих первых отечественных специалистов.

Проблема нехватки морских кадров на казахстанских судах всегда стояла очень остро и от того, что в стране уже несколько лет действует целая сеть учебных заведений по морским специальностям, проблема не исчезла.

Проблема нехватки морских кадров на казахстанских судах всегда стояла очень остро и от того, что в стране уже несколько лет действует целая сеть учебных заведений по морским специальностям, проблема не исчезла.

Об этом мы говорили с советником генерального директора НК «Казмортрансфлот» Гульсимой Бержановой.

Как выяснилось доля граждан Казахстана, в составе экипажей морских судов составляет не более 15% и актуальность этого вопроса на всех уровнях государственной власти сегодня не вызывает сомнения.

В соответствии со статьёй 25 Закона Республики Казахстан «О торговом мореплавании», иностранцы и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана и старшего механика. И хотя действие данной статьи Закона в настоящее время приостановлено до 1 января 2015 года, эта отсрочка ничего не дала.

Сеть морских институтов, начиная от Актауского военно-морского и Есеновского и заканчивая Атырауским рыбопромышленным и Семипалатинским колледжем транспорта, по сути готовят будущих безработных.

Все эти учебные заведения, по словам Гульсимы Бержановой, могут выдать учебный диплом молодым специалистам, но они никогда не смогут устроиться на работу, так как рабочий диплом они смогут получить, только пройдя дополнительное обучение, например в России.

Национальная судоходная компания уже сейчас испытывает острейший дефицит в кадрах, а с 2015 года наш танкерный и вспомогательный флот вообще рискует остаться без моряков и капитанов.

Понимая это, «Казмортрансфлот» разработал собственную программу подготовки морских специалистов на 2006-2012 годы. Руководителем этой программы и является Гульсима Бержанова. По ее словам, компания приняла решение за собственный счет готовить специалистов для танкерного флота за рубежом. Первые курсанты были набраны в 2007 году - некоторые из них уже закончили училища и с первого сентября начнут работу на судах «Казмортрансфлота». Последний набор по данной программе проводится сейчас. Компания уже отобрала ребят, они уже проходят медицинский осмотр и впереди их ждет дальний путь в Петербургскую академию имени Макарова, где они и будут проходить обучение. В этом году компания выдала 25 грантов на получение высшего морского образования по специальностям «Судовождение», «Судовая механика», «Судовая электрика». Это самые дефицитные специальности сегодня в казахстанском флоте.

- На сегодняшний день по данному проекту обучается 96 курсантов, - рассказывает Гульсима Бержанова, - С учетом набора нынешнего года их число вырастет до 120 человек. Обучение, питание, проживание и обмундирование курсантов, а также получение необходимых сертификатов полностью оплачивает компания «Казмортрансфлот». И самое главное, что получат ребята — это учебная практика, которую на данный момент не может обеспечить своим курсантам ни один морской ВУЗ нашей страны. Курсанты «Казмортрансфлота» после каждого курса уходят на судах в море от 6 месяцев до восьми, в зависимости от специальности.

Есть еще одна немаловажная деталь. Как только абитуриент сдал экзамены и получил статус курсанта, «Казмортрансфлот» зачисляет его в штат компании, то есть, находясь на обучении, он получает зарплату (стипендию). Получают ее дифференцированно: кто хорошо учится - тот хорошо зарабатывает.

На вопрос - почему в «Казмортрансфлот» не берут студентов есеновского или воено-морского институтов Гульсима Бержанова ответила: «Морское дело — это не только казахстанские внутренние законы и правила, но и международные. Ни один из казахстанских или туркменских институтов не имеет права выдавать рабочие дипломы и лицензии морским специалистам. Хотя студенты этих вузов приходят в «Казмортрансфлот» и с удовольствием поступают по его грантам в институты Астрахани, Петербурга и Новороссийска. Правда, начинать им приходится с нуля, то есть поступать на первый курс. Ребята повзрослев, понимают, что иначе им моря не видать.

Наша справка:

Государство ежегодно выделяет 60 грантов на обучение студентов морским специальностям, но как уже стало ясно, эти студенты после выпуска из институтов автоматически становятся безработными или вынуждены проходить переобучение за рубежом.

В связи с этим, Ассоциация предпринимателей морского транспорта уже не раз обращалась в Минтранском и к Правительству с просьбой не расходовать эти деньги бездарно, а организовать систему обучения в отечественных вузах в соответствии с международными правилами. А до этого перенаправить деньги на обучение студентов морских специальностей за рубежом.

Но каждый раз ответ отрицательный. Просьбы «Казмортрансфлота» и Ассоциации предпринимателей морского транспорта в верхах считают непатриотичными. Вот такой морской узел, который с наскока не развяжешь...