Генпрокуратура РК отчиталась о следственной работе в Жанаозене и развеяла слухи
«Следственно-оперативной группой под руководством специального прокурора продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по факту массовых беспорядков, имевших место в городе Жанаозен 16 декабря 2011 года.
В результате беспорядков от огнестрельных ранений погибло 12 человек, смерть 2 лиц наступил от полученных телесных повреждений, 1 лицо скончалось от ожогов в ходе разграбления торгового дома «Сулпак», смерть еще 1-го лица, погибшего от дробовых ранений, не связана с массовыми беспорядками.
Следствием принимаются исчерпывающие меры по установлению всех обстоятельств и причин произошедших событий.
Так, на сегодня в рамках расследования получено 2 277 свидетельских показаний, проведены более 200 различных судебных экспертиз.
Для установления дополнительных свидетелей и возможных очевидцев проведен поквартирный обход домов в районе центральной городской площади, по результатам допрошено 1 128 лиц.
В целях восстановления хронологии событий, по свидетельским показаниям, видеосъемкам и другим материалам составлена схема мест скопления и передвижения участников массовых беспорядков и сотрудников полиции.
Видеозаписи, подтвержденные показаниями свидетелей, позволили определить организаторов и активных участников беспорядков.
В настоящее время установлены и привлекаются к уголовной ответственности 7 организаторов и 36 активных участников беспорядков и разграблений, 29 из них находятся под арестом, оставшиеся 14 – под подпиской о невыезде.
Наряду с этим, по различным статьям Уголовного кодекса к ответственности также привлекаются руководители и сотрудники ДВД Мангистауской области, бывшие должностные лица местных исполнительных органов и топ-менеджеры нефтяных компаний.
Как отмечалось выше, следствие принимает все необходимые меры для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств произошедшего, проверяется любая информация, имеющая значение для дела.
К сожалению, несмотря на неоднократные обращения к населению через местные СМИ мы не наблюдаем проявления гражданской позиции и оказания следователям необходимого содействия в расследовании.
В то же время, идет активное общение якобы очевидцев тех или иных событий с представителями отдельных СМИ и общественных организаций.
По имеющимся данным предоставление им за определенную плату «жареных» фактов о тех или иных деталях массовых беспорядков и их последствий даже успело превратиться в бизнес.
Попытки следствия перепроверить распространяемые сведения представляются как оказание давления и преследование свидетелей и очевидцев.
При этом, как показывают наши проверки, подавляющая часть публикуемой в названных СМИ информации носит провокационный характер и является явной дезинформацией.
Особенно это касается количества жертв и пострадавших в результате массовых беспорядков.
Со ссылкой на различные слухи или анонимные источники отдельные лица и СМИ распространяют информацию о десятках погибших и сотнях раненых, сведения о которых якобы скрываются властями.
Так, 14 февраля текущего года в электронной версии российской Новой газеты в статье «Юрта – знак беды» сообщается о 73-х погибших, в 5 номере газеты «Голос Республики» в публикации «Жанаозен стал Хатынью по-казахстански» приводят данные о 300 жертвах.
В то же время, в течении почти двух с половиной месяцев со дня известных событий в СМИ названы всего три конкретных фамилии якобы жертв беспорядков, которые не фигурируют в официальном списке Генеральной прокуратуры.
Это Джанбулат Тангиев, Юсуп Андамасов и Джалгасбай Узакбаев.
Первый, как вам известно, оказался жив и здоров и не участвовал в массовых беспорядках, а информации о смерти Андамасова и безвестном отсутствии Узакбаева ни от кого не скрывались и официально зарегистрированы в правоохранительных органах.
Так, 23 декабря 2011 года в подвале дома №39 4-го микрорайона города Жанаозен обнаружен труп неизвестного мужчины.
Полицией сразу же была назначена доследственная проверка по установлению его личности и обстоятельств гибели.
30 декабря приглашенная в рамках проверки в полицию Чувакбаева Акмарал опознала погибшего как своего супруга Юсупа Андамасова.
Согласно пояснениям Чувакбаевой супруг на протяжении последних трех лет не проживал с семьей, систематически злоупотреблял алкоголем. Последний раз видела его 13-го или 14-го декабря и до вызова 30 декабря в полицию не вела поиски супруга, поскольку думала, что он как обычно где-то пьянствует.
Проведенная судебно-медицинская экспертиза не выявила на трупе Андамасова каких-либо телесных повреждений, в то же время в его крови обнаружен этиловый спирт.
По результатам проверки в возбуждении уголовного дела по факту смерти Андамасова отказано ввиду отсутствия события преступления.
Законность принятого решения проверяется.
Что касается Джалгасбая Узакбаева заявление об его безвестном исчезновении поступило в полицию 22 декабря 2011 года.
На основании данного заявления возбуждено розыскное дело и проводится комплекс оперативных мероприятий по установлению местонахождения Узакбаева, который, к сожалению, пока еще не дал положительных результатов.
Таким образом, на сегодня не имеется достоверных свидетельств того, что Андамасов и Узакбаев стали жертвами массовых беспорядков.
Как уже неоднократно сообщалось, публикуемая в отдельных СМИ информация о десятках погибших и сотнях раненых является явной дезинформацией, а приводимые в обоснование доводы – вымыслом авторов и анонимных источников.
Об этом свидетельствуют фактические данные, которые легко перепроверить.
Так, со ссылкой на слова женщины хирурга-реаниматолога городской больницы Жанаозеня в названной уже «Новой газете» сообщалось, что 16-го декабря только на руках этого хирурга погибли 22 человека, 17-го - еще один, 19-го декабря в больницу доставлялась изнасилованная ОМОНовцами девушка.
Между тем, в хирургическом отделении Центральной городской больницы Жанаозеня врач женского пола не работала и не работает, должности хирурга-реаниматолога в больнице вовсе нет.
Названные данные о количестве погибших в больнице лиц, а также о доставлении изнасилованной девушки были опровергнуты заведующим отделением хирургии городской больницы Хаировым.
На сайте «www.publicpost.ru» в статье «Жанаозенцы рассказали свою версию погромов в Жанаозене» сообщалось о наличии в морге города Жанаозен невостребованных трупов детей, которые якобы являются воспитанниками местного детского дома.
Официально заявляем, что фактов безвестного исчезновения детей в городе Жанозен не зафиксировано, подобного рода жалоб, заявлений и объявлений не было, это касается и воспитанников городского детского дома.
Все числившиеся на 16 декабря 2011 года 106 воспитанников в настоящее время находятся в расположении детского дома.
Некоторые СМИ в качестве скрываемой властями информации опубликовали якобы полученный в приемном покое городской больницы список пациентов, в котором числе других указаны ряд детей с телесными повреждениями, причиненными им в ходе массовых беспорядков.
Между тем, данный список не отличается по содержанию от списка пострадавших, опубликованного еще 22 декабря 2011 года на сайте Генеральной прокуратуры.
То есть основной посыл названных статей о том, что власти скрывают данные о детях, получивших в ходе беспорядков телесные повреждения, не имеют под собой никаких реальных оснований.
Не соответствуют действительности также и статьи о массовых фактах пропажи людей, о развешанных по всему городу объявлениях о поиске родственников.
Подобного рода поисковые мероприятия проводятся лишь по уже названному Джалгасбаю Узакбаеву и это единственный такой случай.
Иных безвестно пропавших 16 декабря 2011 года и после этого по городу Жанаозен не значится.
В опубликованной в газете «Голос Республики» статье «Город усопших сохранит свои тайны до весны» со ссылкой на анонимного собеседника указывалось о том, что при проведении похорон умершей накануне декабрьских событий местной жительницы в подготовленной для ее погребения могиле были обнаружены трупы двух мужчин и одной женщины.
Установлено, что с 13 по 15 декабря в городе Жанаозен умерла только одна женщина, близкие родственники которой категорически отвергли историю об обнаружении безвестных трупов.
В названной же статье сообщалось о том, что несколько трупов были обнаружены в городской канализации.
Опрошенные в этой связи работники обслуживающих городскую канализацию и свалку предприятий «Озенинвест», «Озенжылу» и «Тазалык» не подтвердили факт обнаружения на вверенных им участках и территориях трупов.
В правоохранительные органы также не поступало подобных сообщений.
Супруга одного из арестованных по обвинению в участии в массовых беспорядках мужчин сообщила в прессе о сотнях погибших, о том, что юрты поджигали и разграбление магазинов организовывали сами сотрудники полиции.
Однако, ее допрос показал, что данные о количестве погибших основаны на слухах, а заявление о неправомерных действиях полицейских – на сомнительной информации о присутствии возле юрт и магазинов людей в форме.
Между тем, даже имеющиеся на интернет-ресурсах видеозаписи опровергают факт присутствия на центральной площади города Жанаозен сотрудников полиции на момент поджога новогодней елки и праздничных юрт.
Кроме того, владельцы и арендаторы установленных по случаю праздника юрт прямо указали на то, что их юрты крушили и поджигали участники массовых беспорядков.
В СМИ имеются и другие публикации, имеющие признаки дезинформации.
Все такие сообщения будут подвергаться проверке и, при наличии достаточных на то оснований, виновные лица будут привлечены к ответственности.
Прежде всего, речь идет об административной ответственности за дачу заведомо ложных сведений средствам массовой информации (статья 347 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
Еще раз отмечаем, что Генеральной прокуратурой совместно с другими правоохранительными органами принимаются исчерпывающие меры по обеспечению полного и объективного расследования всех обстоятельств произошедших в городе Жанаозен событий, гласности информации, связанной с ходом и результатами следствия.
Лицам, кому достоверно известны те или иные сведения, которые будут способствовать обеспечению полноты и объективности следствия, предлагаем обратиться в следственно-оперативную группу или к прокурору.
Генеральная прокуратура официально заявляет, что обратившиеся в следственные органы свидетели и очевидцы тех или иных событий не будут подвергаться какому-либо преследованию, наоборот им гарантируются все процессуальные права в соответствии с их статусом.
При необходимости, к ним может быть применена предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством программа защиты свидетелей.
Представителей СМИ просим при освещении рассматриваемых событий опираться только на проверенные факты и сведения и не допускать публикацию не соответствующей действительности информации.
Жителей Мангистауской области призываем соблюдать законность и правопорядок и не поддаваться на распространяемую в провокационных целях дезинформацию».