В Актау около 40 кандидатов в депутаты не допущены к предвыборной гонке
Вчера экс-кандидаты в депутаты районного и городского маслихатов собрались на слушаниях, организованных общественным объединением «Центр гражданских инициатив «Мангистау», где озвучили незаконное, по их мнению, снятие городской избирательной комиссией их кандидатур с предвыборной гонки.
На прошедших общественных слушаниях все бывшие кандидаты в депутаты сошлись на одном – выборы нужно перенести, потому как в настоящее время авторитет выборной компании значительно подорван.
Толенов Сагидулла, кандидат в депутаты по 12 округу от Общественного объединения оралманов:
«Нас от объединения баллотировалось 7 человек, на настоящий момент 5 кандидатур уже снято. Я понятия не имею, что произошло. В декларации я указал, что мне принадлежит магазин. Однако Мунайлинский налоговый комитет указывает, что он не зарегистрирован. И это при том, что магазин находится в залоге у банка. Вторая причина снятия моей кандидатуры также ложная. В протоколе указано, что моя супруга не является вкладчиком пенсионного фонда «Грантум», но у меня на руках есть выписка из фонда, подтверждающая обратное. Я не стал мириться с таким положением дел и подал исковое заявление в суд. Завтра состоится заседание, и я очень надеюсь на справедливое решение. Если этот вопрос не решится в судебном порядке, я полностью потеряю веру в закон. Получится, что его просто нет. Я считаю, что кто-то дает заведомо ложную информацию, в частности, в налоговой инспекции, а некоторые чиновники мешают провести честные выборы. Пусть их накажут по закону. Я пойду до конца. В связи со сложившейся ситуацией, считаю, что выборы нужно перенести на три месяца. Это единственное правильное решение на сегодняшний день».
Кенжегали Суйеуов, 13 округ:
«Все эти недоразумения произошли главным образом из-за неправильно заполненных деклараций, а окружные комиссии подошли к этому вопросу несерьезно. В том помещении, где оформляются декларации, не было ни одного письменного примера, как её заполнить правильно. Их и исправить не дали. Но есть такое понятие, как камеральный отчет. Статья 585 Налогового кодекса РК гласит: «Цель камерального отчета - предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального отчета». Есть также статья 587 НК РК: «В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении выявленных нарушений». Особенно хочу отметить, что при вынесении постановлений об отклонении кандидатуры того или иного претендента, не были приглашены наблюдатели или представители кандидата. Все решения выносились заочно. Кандидаты не могли сказать слова в свою защиту. Тогда как в 20 статье Закон РК о выборах сказано: «Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основании коллегиальности, гласности и открытости». Пункт 7 этой же статьи гласит: «На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать кандидаты, доверенные лица и наблюдатели при вынесении решений». Следовательно, налицо нарушение закона. Кроме того, протоколы о снятии с выборов вручались кандидатам 5-6 числа, тем самым им просто не оставили шансов внести изменения в декларации. Все эти вопросы обжалуются в суде. Суды работают нормально. Я считаю, что вот эти выборы показали, что мы были к ним просто не готовы. Были моменты, где ущемлялись права кандидатов и избирателей. Налоговая инспекция в данной ситуации сыграла роль некой «палки для битья». В итоге очень много людей осталось вне выборов и их право быть избранными нарушено. Я считаю, что все эти проверки были своеобразным рычагом, с помощью которых можно легко убрать с дороги неугодных местным исполнительным органам. Кое-кто создает себе комфортную команду, с которой будет беспроблемно работаться. Я думаю причина в этом.»
Токтар Тажигулов, 2 округ:
«Основной костяк партии «Акжол» - это спортсмены и предприниматели, но я не отношусь ни к тем, ни к другим. Со мной произошел очень интересный случай. У меня буквально ничего нет. У меня 5 детей, жена – педагог, я – врач. Мы считаемся малообеспеченной семьей, в связи с чем, через «Казпочту» получаем пособия 900 тенге в месяц. Где-то мы недосняли и 186 тенге зависло - и не там, и не тут. Мне написали, что я не указал их в декларации. Я слышал, что будет косвенное давление на кандидатов, поэтому специально нанял платного специалиста, который со знанием дела заполнил декларацию. Парадокс в том, что все указанные нами данные комиссия указала в протоколе как не указанные и, основываясь на этом, сняла мою кандидатуру с выборов. Самое главное, указали, что фонд «Грантум» не подтверждает меня как собственного вкладчика, но у меня на руках три справки, говорящие об обратном. А ведь народ до сих пор не знает, что нас сняли...»
К. Аленов, 8 избирательный округ Мунайлинского района:
«Мы все, собравшиеся здесь товарищи по партии «Акжол», а теперь еще и товарищи по несчастью. Хочу отметить, что жители сами предложили мне выдвинуть свою кандидатуру. Ведь я вырос в селе Даулет и хорошо знаю его проблемы, не то что те, кто сидит в городе, в своем доме. Им не до проблем сельчан. Я простой рабочий. У меня нет заводов, фабрик, магазинов и ресторанов, как у некоторых «нуротановцев». Из имущества только жена и дом, доставшийся в наследство от матери. У меня трудности начались, можно сказать, с первого дня. Председатель комиссии Дайнашев (8 округ Мунайлинского района) заявил мне сразу: «Зачем тебе на выборы?». А затем попросил предоставить документ о регистрации в партии «Акжол». Это бред. Ведь партия существует более 10 лет. Но нам удалось раздобыть эту бумагу. Мы заполняли декларации буквально по буквам. Нас предупреждали, что подвох может быть в налоговой инспекции. В итоге я не прошел потому, что указал себя одного владельцем наследственного дома, что, кстати, является правдой, а не вместе с женой. К слову, я даже в суд сейчас подать не могу, так как мне до сих пор на руки не выдали протокол. У нас также возникли проблемы с фондом «Грантум». Есть еще такой нонсенс: в декларации я указал, что сумма моих пенсионных накоплений составляет 2 миллиона 62 тысячи тенге 82 тиына, налоговый же комитет написал, что информация, указанная мною в декларации не соответствует действительности и на самом деле сумма моих пенсионных накоплений составляет 2 миллиона 62 тысячи тенге 82 тиына. Это говорит либо о полнейшей безграмотности проверяющих, либо о некомпетентности. Поддерживаю предложение провести выборы на три месяца позже. За это время обучить людей юридической грамотности. Считаю, это будет справедливо. Президент РК проводит эти выборы с тем, чтобы сделать парламент не однопартийным, как было ранее, а многопартийным. Но получается, что на местном уровне нам чинят препятствия. В Мунайлинском районе от партии «Нур Отан» 13 депутатов, никого до сих пор не сняли, также осталось несколько самовыдвиженцев, а представителей других партий нет, они по разным причинам не прошли.»
Умбет Айса, 7 округ областного маслихата:
«Мне смешно. В протоколе снятия моей кандидатуры указаны смехотворные причины, необъективные, противоречащие действительности. Например, тут указано, что указанный мною факт того, что моя жена является вкладчиком «Улар Умит» недействителен, но у меня есть документ, доказывающий мою правоту. Также всплыла незначительная сумма 6804 тенге на счету АО «Казпочта». Оказалось, что с мая месяца жене, так как она является инвалидом на пенсии, «капали» пособия, но нас о них даже не предупредили. Мы о них даже не знали. На сколько мне известно протокол составляется на основании Закона по борьбе с коррупцией, который гласит: «Государственные служащие и лица, приравненные к ним, то есть депутаты мажилиса, маслихата и их супруги декларируют доходы, превышающие тысячекратный минимальный месячный расчетный показатель. На сегодняшний день это чуть более полутора миллионов тенге. И говорить сейчас о суммах в 186 тенге, 30 тенге, 16 тенге, которые стали причиной недопущения кандидатов к выборам, смешно»
Сарсенгалиев Ерик, 8 избирательный округ:
«Я инвалид II группы с детства. Баллотировался впервые. У меня также всплыла сумма в 3000 на счету АО «Казпочта». Не так давно соседка сообщила мне о пособиях ко Дню инвалидов. Я три раза ходил на почту, меня все время отправляли назад: «Вас нет в списке. Вам ничего не перечисляли». В итоге деньги недавно все же поступили на мое имя. Но почему сотрудники «Казпочты» не предупредили меня об этом? Я уже и забыл об этих деньгах. Я с протезами на ногах три раза к ним бегал и если этими тремя тысячами я нанес государству многомиллионный ущерб, то о каких выборах тогда вообще можно говорить?»
Т. Ерманов , 2 округ областного маслихата:
«С 2006 года у меня в «БТА банке» осталось 150 тенге, тогда я платил кредит. Вот эта сумма и стала причиной моего выбывания из предвыборной гонки.»
Председатель городской избирательной комиссии Сатыбалдиев:
«Есть Закон РК «О выборах». Мы работаем в рамках этого Закона. Каждый кандидат вне зависимости от его членства в той или иной партии должен до регистрации сдать декларации в обязательном порядке. В ходе проверок декларации только по городу у 20 кандидатов налоговым комитетом были выявлены нарушения в виде недостоверности сведений – кто-то забыл включить квартиры, сбережения и т.д. На основании этого, окружная комиссия, в соответствии с Законом, заполняла протоколы. Перед этим мы советовались с юристами на соблюдение законности. Что касается незначительных сумм, которые называют выбывшие кандидаты по городу, заявляю – я сам лично проверял все документы. Таких сумм там нет, все нарушения более серьезного характера. Если кандидат не согласен с решением окружной избирательной комиссии, он может написать заявление. Но пока я ни одного такого не видел. Опротестовать решение окружной избирательной комиссии может каждый кандидат. Время еще есть»
От редакции
Уважаемые читатели, мы хотели предоставить вам данные о количестве кандидатов, снятых в процессе предвыборной гонки в выборах 2007 года, их партийной принадлежности, социальном статусе и, разумеется, о причинах отказа в праве баллотироваться. К сожалению, уполномоченные органы, в частности ИК РК по Мангистауской области, не смог предоставить запрашиваемую нами информацию, мотивируя отказ тем, что документы давно заархивированы и получить к ним доступ не представляется возможным.