Неожиданный поворот: кто реально управляет ценами на авто в Казахстане
Средняя стоимость покупки автомобиля в Казахстане составляет 13,5 млн тенге. На фоне эскалации торгового конфликта между США и Китаем LS узнал у главы Агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артура Мискаряна, может ли это отразиться на ценах на машины в стране, сообщает Lada.kz
Будет ли влияние торговой войны на стоимость авто
По словам Артура Мискаряна, текущий тарифный конфликт между двумя мировыми экономиками направлен в первую очередь на защиту их внутренних рынков. Однако для Казахстана последствия этой ситуации, скорее всего, окажутся минимальными.
«Вероятнее всего, ситуация не повлияет на стоимость автомобилей в Казахстане. Правительство и отраслевые регуляторы придерживаются прагматичной позиции, не занимая сторону какого-либо государства», — отметил глава АМААР.
Основные поставщики и стабильность поставок
В беседе с LS Мискарян уточнил, что Казахстан в основном получает автомобили и комплектующие из следующих стран:
-
Китая
-
Южной Кореи
-
Европейских государств
-
России
По его словам:
-
С этими странами выстроены устойчивые логистические маршруты.
-
Возможные задержки носят временный характер и обусловлены техническими причинами.
-
Проблем с импортом машин или комплектующих в связи с торговым конфликтом США и Китая не прогнозируется.
Роль американских и европейских авто на рынке
Эксперт подчеркнул, что:
-
Американские автомобили представлены на казахстанском рынке крайне ограниченно, в основном в премиум-сегменте.
-
Европейские машины представлены шире, но часть товарных остатков все еще приходится на модели 2023 года выпуска.
При этом на цены и доступность автомобилей значительно больше влияют:
-
Колебания валютных курсов
-
Состояние логистики
-
Стабильность поставок и товарных запасов у дилеров
Что будет в случае перебоев с поставками
Если допустить гипотетический сценарий с нарушением импорта автомобилей из США и ЕС, то:
-
Казахстанский рынок начнет активно замещать продукцию премиальных брендов Японии, Южной Кореи и Китая.
Доля китайских брендов и динамика цен
Артур Мискарян привел данные:
-
Доля китайских брендов на казахстанском авторынке держится на уровне 35%.
-
Поставки из Китая стабильны.
-
Медианная минимальная цена китайских автомобилей составляет 13,1 млн тенге.
-
Средний чек на автомобиль (вне зависимости от страны-производителя) — 13,5 млн тенге.
Таким образом:
-
Рост цен на автомобили в Казахстане в ближайшее время маловероятен.
-
Вероятнее всего, стоимость машин останется на текущем уровне, за исключением ежегодной январской индексации.
Итог
«Импорт автомобилей из США недостаточен для влияния на рынок. Поставки из Китая значительны и продолжают расти. Казахстанская сторона не вводит селективные пошлины на импортируемые авто, поэтому существенного роста цен ожидать не стоит», — резюмировал глава АМААР.