Предпринимателей в Казахстане начали штрафовать по новым правилам

С 13 марта в Казахстане вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие меры в отношении предпринимателей, нарушающих права потребителей. Теперь вместо предупреждений бизнесу грозят штрафы, сообщает Lada.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.

Об этом на брифинге сообщил заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли Серик Кусаинов.

Какие нарушения подпадают под штрафы?

Новые санкции применяются за:

  • несоблюдение требований по размещению информации о защите прав потребителей,
  • несвоевременное рассмотрение претензий,
  • нарушение сроков возврата товаров.

Размер штрафов зависит от категории бизнеса:

  • малый бизнес – 15 МРП (58 980 тенге в 2025 году),
  • средний бизнес – 20 МРП (78 640 тенге в 2025 году),
  • крупный бизнес – 25 МРП (98 300 тенге в 2025 году).

Сколько жалоб поступает от казахстанцев?

По данным Комитета по защите прав потребителей, в 2024 году в Минторговли уже поступило 62,5 тысячи жалоб, а за первые два месяца 2025 года их число превысило 10 тысяч. Больше всего претензий касается сферы туризма, ЖКХ, здравоохранения и торговли.

Какие еще нововведения в КоАП?

Кроме штрафов за нарушения прав потребителей, изменения в КоАП затронули и другие сферы:

  • За превышение торговой надбавки на социально значимые продукты штраф составит:
    • 5 МРП (19 660 тенге) для физлиц и малого бизнеса,
    • 35 МРП (137 620 тенге) для среднего бизнеса,
    • 150 МРП (589 800 тенге) для крупного бизнеса.
  • За повторное незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность (в течение года) предусмотрен штраф в размере 200 МРП (786 400 тенге).

Эти меры направлены на усиление защиты прав потребителей и ужесточение ответственности за нарушения в бизнесе.