«С размахом тратил своё богатство»: экс-посол США рассказал уникальные подробности о Нурсултане Назарбаеве

Бывший посол США в Узбекистане и Казахстане Джордж Альберт Крол поделился с изданием Eurasianet воспоминаниями о своём опыте общения с первым президентом Нурсултаном Назарбаевым и его узбекским коллегой Исламом Каримовым. Orda.kz пересказывает несколько самых интересных фрагментов из его обстоятельного рассказа (те, что касаются Нурсултана Назарбаева).

«Он любит, когда его называют лидером»

По словам Крола, США рассматривали Казахстан как стратегического партнёра в Центральной Азии и относились к Нурсултану Назарбаеву «с большим почтением». Первый президент активно в этом помогал — он пытался создать образ Казахстана как прогрессивной, дружественной к зарубежным инвесторам страны, развивающей демократию. На этом фоне между Назарбаевым и Исламом Каримовым возникло соперничество.

«Каримов испытывал враждебность к своему казахскому коллеге, которого считал жаждущим высокого статуса политическим неофитом, покупающим милости сверхдержав за счёт нечестного преимущества в виде нефтяных богатств своей страны. Работать послом США с этими двумя лидерами было сложным испытанием, хоть и захватывающим», пишет Джордж Крол.

Экс-посол вспоминает разговор, в котором участвовали Ислам Каримов и Хиллари Клинтон — в то время госсекретарь США. Г-жа Клинтон предложила президенту Узбекистана использовать его влияние, чтобы «стать лидером стран Центральной Азии».

«Взглянув на госсекретаря и затем покосившись в мою сторону, Каримов дал совет в своём фирменном стиле: „Если вам нужен лидер Центральной Азии, обратитесь к вашему другу Назарбаеву. Он так любит, когда его называют лидером“». Джордж Крол

«В отличие от этих кочевников, у нас есть культура»

Зависть Ислама Каримова к Нурсултану Назарбаеву порой принимала гротескные формы. Вскоре после того, как Белый дом сообщил Джорджу Кролу о его переводе в Казахстан, Каримов устроил американцу настоящий допрос, требуя ответить, почему посол «решил променять цивилизованный и тёплый Узбекистан на примитивную культуру и морозные температуры Астаны».

«Разве мы вам не нравимся — наша еда, наша культура? В отличие от этих кочевников, у нас есть культура», язвил первый президент Узбекистана.

Как вспоминает бывший посол США, этот разговор закончился «последним уроком» от Каримова. Сменив гнев на милость, Ислам Каримов разулыбался и принялся давать Кролу советы, «как вести себя с хитрыми казахами», и в первую очередь — с Нурсултаном Назарбаевым.

«Тюремные сроки и что-нибудь похуже»

В Казахстан Джордж Крол приехал в феврале 2015-го — и это, по его воспоминаниям, был один из самых холодных дней в году. В Астане было −34 по Цельсию. Но приём, который оказали американскому послу в Казахстане, оказался гораздо более тёплым.

«Назарбаев и его правительство играли совсем в другую игру, нежели Каримов. Они постоянно пытались впечатлить меня своей прогрессивностью и выражали желание, чтобы мы видели Казахстан надёжным партнёром и полноценным членом клуба влиятельных государств. Казахи были богаты и с размахом тратили своё богатство, чтобы достичь своих амбициозных целей», — вспоминает экс-посол.

Крол пишет, что казахстанские чиновники общались с ним открыто и по существу, а в реальном партнёрстве — например, в решении вопроса о поставках урана в Иран для заключения ядерной сделки — проявляли профессионализм. Кроме того, американскому послу понравилось, что казахстанское общество оказалось намного более свободным, чем узбекистанское.

«Большинство казахов не боялись властей, хотя слишком открытая критика президента, политики и политической системы Казахстана часто влекла за собой последствия — включая, в некоторых случаях, сфабрикованные обвинения, харассмент, тюремные сроки и что-нибудь похуже», отмечает Джордж Крол.

«Прирождённый чаровник»

Крол делится первыми впечатлениями о своём общении с Нурсултаном Назарбаевым. По словам экс-посла, первый президент прочно удерживал бразды правления и не давал шанса появиться другим лидерам, несмотря на то, что на словах выражал приверженность демократии. Но, в отличие от Каримова, он умел делегировать полномочия и давал своим министрам возможность действовать достаточно свободно.

«Назарбаев также был прирождённым и опытным чаровником, особенно с иностранцами. Он любил шутить и наслаждался своими личными отношениями с мировыми лидерами — этот талант своего северного соперника мрачный и завистливый Каримов яростно ненавидел. Назарбаев гордился тем, что встречался с каждым американским президентом с того дня, когда Казахстан получил независимость. Его послы неустанно стремились организовать эти встречи для своего начальника и часто обещали принимать политические решения в интересах США в обмен на вожделенную встречу с президентом. И — да, часто после этих встреч обещания полностью забывались в соответствии с проверенной временем традицией». Джордж Крол

Особенно хорошо, по словам экс-посла, Нурсултан Назарбаев поладил с бывшим президентом США Дональдом Трампом. Два лидера встретились на ланче в Белом доме, и Трамп поначалу подошёл к этой встрече формально. Но когда Назарбаев включил обаяние, переговоры сразу вышли за рамки обычного.

«Разговор сразу оживился, и оба лидера принялись обсуждать широкий набор мировых проблем — к большому сожалению встревоженных сотрудников Трампа. В конце ланча Трамп пошутил, что Назарбаев нужен в его команде („или, может быть, вы одолжите мне кого-то из своих людей“). Назарбаев расхохотался — в отличие от окружения Трампа». Джордж Крол

Первый президент виделся с представителем США чаще, чем с любым другим иностранным послом в Астане. Назарбаеву нравилось, что Крол немного говорил по-казахски, хотя между собой дипломат и президент общались на русском языке. В те времена, вспоминает Крол, лишь немногие чиновники в Астане свободно владели казахским.

Американец подчёркивает, что по достоинству оценил богатство казахской культуры и национальной кухни. Это помогло ему вести дела с первым президентом. Например, Назарбаев особо отмечал любовь американского дипломата к шубату.

Что касается соперничества между Каримовым и Назарбаевым, то здесь первый президент Казахстана считал себя явным фаворитом. Он воспринимал Каримова как советского провинциального бюрократа и гордился теми своими талантами, которых у его узбекистанского коллеги не было: умением налаживать связи, общаться с мировыми лидерами и крупными политическими фигурами.

«Он шёл по тонкому канату»

Крол подчёркивает, что Казахстан занял первое место среди партнёров США в Центральной Азии, несмотря на «автократические манеры» Назарбаева и ряд невыполненных обещаний по защите прав человека, свободного рынка и политического плюрализма. Первый президент Казахстана дал США многое из того, что просила американская сторона, в том числе доступ к нефтяным богатствам, но при этом избегал конфронтации с другими соседями — прежде всего с Россией и Китаем.

«Проявляя внешнее дружелюбие к Соединённым Штатам, глубоко внутри Назарбаев не доверял, что Вашингтон сможет защитить Казахстан. Поэтому он шёл по тонкому геополитическому канату, поддерживая относительный суверенитет, процветание и безопасность своей страны», — пишет бывший американский посол.

Заслуга Назарбаева, по мнению дипломата, — в том, что он стремился сделать Казахстан страной, тесно связанной с остальным миром экономически, политически и культурно, магнитом для инвестиций и центром международного взаимодействия. Несмотря на это, Крол видит в первом президенте много негативных черт: неспособность признавать противоречащие ему взгляды и мнения, склонность к самоуправству, неумение уходить от советского опыта и отделять понятие государства от собственной личности, падкость на лесть.

«Каримов и Назарбаев были не скучными лидерами, созданными из медийных стереотипов, а сложными людьми со всеми человеческими недостатками, фобиями и достоинствами, и я должен был держаться с ними соответствующе — с тактом и дипломатичностью. Странным образом я уважал этих двух первых президентов... и в то же время жалел их за то, как их усилия отразились на них самих как личностях», заключает Джордж Крол.