"Чрезмерное тщеславие": этнограф рассказал, почему казахи любят той
То, что у нас любят праздники, ни для кого не секрет. Жители Казахстана готовы тратить немалые суммы на проведение свадеб, узату той и других торжественных мероприятий. В чем же причина такого поведения? Ответ на этот вопрос попытался найти корреспондент Tengri Life, обратившись к известному этнографу и академику Гизату Табулдину.
По словам председателя общественного объединения "Академия истории и общественных наук", Гизата Табулдина, любовь к тоям у казахов объясняется гораздо глубже, чем просто желание от души погулять и вдоволь вкусно наесться. Исторически так сложилось, что казахи придают большое значение праздникам, и эта традиция сохраняется на протяжении веков.
"Этносы великой степи имеют глубокие, исторически сложившиеся традиции. Историко-культурный ландшафт, сами по себе бескрайние просторы предполагали общение и естественные контакты: родовые, межплеменные и межэтнические. Толерантность казахского этноса традиционно выражалась в гостеприимном и уважительном отношении к путнику или группе кочевавших соплеменников. У казахов издревле существовала традиция приглашения в юрту и угощения путников.
Данные исторические традиции гостеприимства трансформировались в современные реалии. В давних традициях гости кочевников разносили сведения о богатстве, щедрости и гостеприимстве по просторам степи, тем самым возвеличивая и утверждая статус данного рода и племени, что укрепляло самобытность традиций казахов.
В современных условиях данные традиции в принципе сохранились, но порог меры крайне изменился и в некоторых случаях гипертрофировался", – прокомментировал этнограф.
Фото Гизату Табулдина
Гизат Табулдин отметил, что проведение пышных торжеств помогало поддерживать репутацию семьи или рода.
"Социокультурная природа казахского этноса имеет общую направленность, как и во всем человеческом обществе. Однако присутствуют и "патологические" явления, такие как несоразмерность затрат на торжества и чрезмерное тщеславие. Чем более масштабным и щедрым был той, тем выше оценивалась семья или род в глазах окружающих. Это способствовало повышению статуса и укреплению социального положения", – добавил этнограф.
Семейные торжества имеют сакральное значение: рождение детей, внуков, юбилеи и, наконец, создание семьи. Это основные этнокультурные события в гармонично развитом обществе. Естественно, казахские традиционные мероприятия имеют свои особенности и неповторимость: қыз-ұзату, сырға салу, құда түсу, неке қию, тұсау кесер, сүндетке отырғызу и т. д. Каждое торжество имеет важное значение в жизни казахов.
Почему проведение тоя часто ставится даже выше улучшения жилищных условий, таких как покупка собственного жилья?
Как считает этнограф, отсутствие критического и объективного отношения к новым экономическим реалиям способствует тому, что многие казахи до сих пор ставят важность пышного празднования выше практичных материальных благ.
"В современных условиях традиция проведения масштабных праздников остается живой, несмотря на финансовые трудности. Для многих казахов важнее сохранить традиции и показать свою щедрость и гостеприимство, чем экономить средства и думать о жилищных условиях. Со временем, естественно, меняются традиции и быт казахов, как маятник часов. Смена традиций и нововведений связана, повторюсь, с изменением социополитической составляющей: феодализм, коммунизм (социализм), капитализм", – пояснил Гизат.
Уникальные и многогранные традиции
Как рассказал ученый, в формировании структуры казахского этноса первостепенную роль играет соединение культурных традиций с факторами естественной среды: географических, климатических, экологических и других.
"Таким образом, предрасположенность казахов к определенным праздникам является результатом сложного взаимодействия естественной среды и культурной эволюции. Генетические исследования лишь начинают раскрывать эти процессы, но уже сейчас ясно, что культура и традиции играют решающую роль в формировании уникальной популяционной структуры казахского этноса", – подытожил этнограф.
Отсюда мы приходим к выводу, что той для казаха – это своеобразная национальная идея. Во-первых, как было сказано выше, это вопрос статуса. Но главное - казах саму эту жизнь воспринимает как один сплошной той. Он приходит в этот мир с песнями и уходит из нее под песенные мотивы. Неслучайно у нас говорят: "Той дегенде қу бас та домалайды" ("Стоит услышать про той, как голова сама катится в ту сторону"). Такая жизнерадостная философия.