Идите на…, или Почему мат стал неотъемлемой частью жизни
Время от времени достоянием общественности становится то, как чиновники и другие публичные люди при отправлении своих служебных обязанностей или находясь в общественном пространстве, позволяют себе материться. Почему почти все к этому привыкли, попытался разобраться ulysmedia.kz
Назарбаев дал старт?
Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от лат. obscene – непристойный, распутный, безнравственный) – сегмент лексики различных языков, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является мат.
Несколько дней назад в Казнете распространилось видео, где замакима Талгарского района Оразхан Каспакбаев на встрече с населением ругается с одним из жителей. Под видео было написано, что он послал мужчину на три буквы после того, как тот сказал, что «устал от пустых обещаний государства».
Может быть, своеобразный старт к использованию обсценной лексики дал Нурсултан Назарбаев, когда в 2010-м на заседании бюро политсовета партии «Нур Отан», обращаясь к акимам областей, произнес: «На хрена вы там сидите, я вас спрашиваю?»
Можно спорить, относится ли «хрен» (не в первой дефиниции) к матерным словам, но вот что следует из лексико-тематической группировки русской бранной лексики: это слово она относит к наименованию неприличных, социально табуированных частей тела, и хотя порой трудно дифференцировать бранную и обсценную лексику, но об их тесном взаимодействии говорить приходится.
Хер – бывшее название буквы
Или взять, например, слово хер, бывшее название русской буквы х. Опосредованно в связи с этим можно привести историю с иском председателя Аграрного комитета мажилиса Ромина Мадинова к газете «Тасжарган». В 2008 году в издании была напечатана статья «Бедный латифундист». В досудебной претензии к газете и автору Мадинов привел обсценность слова:
- Применены нецензурные выражения: «И спрашивается, на кой хрен я создавал эту партию...». Ненормативность впоследствии засвидетельствовал и Верховый суд РК, как и то, что Мадинова нельзя отнести к людям, употребляющим ненормативную лексику.
Наши некоторые высокопоставленные товарищи порой ведут двойной образ жизни. Вернее будет сказано, что их раздвоение начинается с языка. Ведь всем известно, что прибегают к красному словцу буквально все – от уборщицы до президента. И в отчаянии, и в торжественных случаях изъясняются при помощи мата. Хотя если бы президент свою знаменитую фразу произнес бы с калькированием на казахский, естественно, не было бы того эффекта и сегодняшней популярности.
Это, знаете, как в анекдоте.
В суши-баре:
- Будьте добры, роллы с лососем, а вместо васаби – чилийский хрен.
- В общем, хрен вам, а не васаби... Я правильно записал?
Немного истории
Этимология русских матерных слов до сих пор точно не обнаружена. Некоторые говорят, что это имена славянских языческих богов, другие относят период появление мата к монгольскому игу на Руси. Обе версии имеют своих сторонников и противников.
Например, Владимир Кантор, беллетрист и член редколлегии российского журнала «Вопросы философии», писал:
– В России появляется во время татар слово "эбле", которое нам, русским людям, понятно, связано с поношением матери и так далее, по-тюркски значило просто жениться. Татарин, захватывая девушку, говорил, что он "эбле" ее, то есть берет ее.
Но для любого русского простолюдина, у которого отбирали дочь, жену, сестру, он совершал насилие над женщиной, и в результате это слово приобрело абсолютно характер изнасилования. Получается мат – это язык изнасилованных, то есть того низшего слоя, который чувствует себя все время вне зоны действия высокой культуры и цивилизации, униженным, оскорбленным, изнасилованным. И как всякий изнасилованный раб, он готов применить это насилие по отношению к своему сотоварищу, а если получится, разумеется, и к благородному.
«Оптуоймайт!»
Примечательно, что у нас до сих пор казахи предпочитают материться на русском языке, и это почти невозможно объяснить.
Сотрудник Института языкознания АН РК, кандидат филологических наук Анар Фазылжанова как-то заметила:
- Попытки наших классиков, писателей как-то систематизировать казахский мат были встречены не очень дружелюбно. К примеру, ныне покойный писатель Акселеу Сейдимбек написал системный труд – книгу “Бейпіл сөздер: қазақтың эротикалық фольклоры” (Матерные слова: казахский эротический фольклор), однако она была подвергнута резкой критике и не нашла своего читателя.
Писатель и культуролог Мурат Ауэзов дополнил:
- В Средневековье были состязания, когда казахские батыры не только с оружием в руках, но и словесно соревновались, кто кого перематерит. Слово в степи играло решающую роль и мат – это древняя кочевая традиция. Это очень богатый пласт казахского языка. Существуют имена людей и фольклорные записи, свидетельствующие о том, что казахский мат – художественный, ритмичный и он очень острый, бьющий прямо в цель.
Писатель Герольд Бельгер, прекрасно владевший литературным казахским языком, в одном из своих очерков «Плетенье чепухи» писал:
- Еще учась в аульной казахской школе на берегу Есиля, я понял, что казахи главным образом матерятся по-русски. Со всех сторон, даже в классе, только и слышно было по всякому поводу: “оптуоймайт!”. Дурная традиция эта продолжается и поныне, только огласовка стала чище и добавилось еще одно словечко: “бил-ләт!”. Это своеобразный речевой шик. Иногда я думаю: говорить на родном языке казахи будут тогда, когда станут материться по-казахски. Казахский мат значительно образнее и богаче.
И депутаты матерятся…
Еще свежо в памяти выступление в феврале на сессии алматинского маслихата депутата Тимура Елеусизова, когда он использовал ненормативную лексику во время своего доклада, с трудом выговорив слово «эпизоотия», употребив перед этим слово на букву б. Тимура Елеусизова привлекли к ответственности по статье «Мелкое хулиганство».
Восемь лет назад, в декабре 2016-го мат стоил кресла депутату мажилиса Мухтару Тиникееву, когда распространилось в Сети видео, как он отвешивает оплеухи бывшему депутату Карагандинского областного маслихата Николаю Полевому, сопровождая это нецензурщиной. Впрочем, он не горевал по этому поводу, потому что, когда его, уже в должности зампредседателя Федерации профсоюзов РК спросили: скучает ли он по должности депутата? – он оптимистично ответил:
- Это на первый взгляд кажется, что депутаты бездельники, а на самом деле это рутина. Я вот сейчас посидел и, честно скажу, я сто раз перекрестился, что ушел.
Не отстают от депутатов и акимы, в частности, большой резонанс вызвало видео с экс-акимом Алматинской области, ныне зама премьер-министра Канатом Бозумбаевым, когда во время Январских событий он, обращаясь к населению, говорит:
- Успокойтесь, слушайте. Есть среди вас люди или нет? Слушайте, ёп…, – восклицает Канат Бозумбаев, причем, кроме двух последних слов, вся его речь была до этого на казахском языке.
… и полиция матерится
Есть еще одна категория чиновников, которые без мата ну просто жить не могут. Судя по выложенным в Сети видео, полицейские так утверждают себя в окружении, в котором действительно «все так говорят» и это один из признаков «своего». И вообще, матом они не ругаются, они на нем разговаривают.
Несколько лет назад начальник местной полицейской службы (МПС) ДП Алматинской области Марат Куштыбаев был освобожден от должности. Этому предшествовало появление на YouTube аудиозаписи, на которой слышна нецензурная брань в адрес полицейских. Автор записи утверждал, что таким образом начальник МПС критиковал своих подчиненных. Впоследствии бывший начальник полиции Талдыкоргана Марат Куштыбаев был осужден на 11 лет за изнасилование.
В 2019 году Махамбет Абисатов освобожден от должности заместителя главы МВД. В отношении Абисатова проводилась проверка из-за появившихся в Сети аудиозаписей, которые сопровождались фотографиями генерала. Герой аудио, активно используя нецензурную лексику, критиковал работу личного состава Актюбинской области, высказывался об испорченных новых креслах в актовом зале и работе участковых.
Самое прискорбное в этом то, что полицейские потом с чувством выполненного долга время от времени напоказ штрафуют через суд граждан, позволивших себе выматериться в сердцах.
И артисты туда же
Не так давно певица Луина опубликовала в своем аккаунте пост, в котором откровенно предложила недоброжелателям пойти на три буквы.
В июне 2022 года на концерте группы «Ирина Кайратовна» и рэпера Shiza последний вышел на сцену с казахстанским флагом в руках и нецензурно выругался.
Другой казахстанский рэпер Nurik Smit вел себя неадекватно на концерте в Актобе, что дало повод предположить, что он находился в нетрезвом состоянии. Он также позволял себе оскорбительные и нецензурные высказывания.
Из последнего, в конце апреля полицейские привлекли певца Кайрата Нуртаса к ответственности за нецензурную брань, которую он произнес со сцены во время выступления.
Напомним, недавно министерство культуры и информации предложило ввести ответственность за неприемлемое поведение артистов на культурно-массовых мероприятиях предлагает. Предлагается штрафовать представителей шоу-бизнеса за использование ненормативной лексики, употребление алкоголя и нахождение в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотиков.
Согласно документу, предлагается ввести штраф для физических лиц в размере 150 МРП (553 800 тенге) и для юридических лиц - 300 МРП (1,1 млн тенге). При повторном аналогичном нарушении в течение года штраф для физлиц составит 200 МРП (738 400 тенге) и для юрлиц - 600 МРП (2,2 млн тенге).
Мат через жесты
В марте прошлого года в Казахстане введены в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание за нецензурную брань. Теперь же любителям сквернословить в общественных местах штраф составляет 20 МРП (69 000 тенге), арест назначается до 15 суток, при повторном нарушении – до 30 суток.
Кстати, нецензурно выражаться можно не только словами, но и жестами. Вытянутая вперед рука с наложением на ее локтевой сгиб второй руки означает, что показывающий жест не намерен делиться ни с кем и от своих принципов не отступит. Всем известный вытянутый средний палец руки «сообщает» тому, кому обращен – «иди на …!» За это же могут влепить срок. Житель Павлодара, показавший такой жест проезжавшему мимо кортежу экс-спикера сената Кайрата Мами, был арестован на 5 суток. Как заметили граждане в соцсетях: народ только так и реагирует на машины с мигалками «народных слуг».
«Изливают душу»
Никто не требует от наших чиновников или публичных персон куртуазной речи, равно как и ригористичного поведения. Это они должны решать сами, учитывая суперпубличность должности и славы и влияние произнесенного ими слова.
Мат мастеров художественного слова, конечно же, несет иную «эстетическую нагрузку», чем мат уличного пьяницы – иные функции. Однако оторвать одно от другого невозможно: и ругань автолюбителей (особенно в часы пик), и «тёрки» зэков, и шаблонный мат рабоче-крестьянских масс имеют общий источник.
Депутаты, президенты, акимы также не гнушаются «простым русским словом» или, в крайнем случае, его эвфемизмами. Мат, как и жаргон, стал своего рода модой, как, впрочем, и популизм в его самом обнаженном варианте.
Ругающийся, как правило, о сексе, а тем более об извращениях даже и не думает: обычно он лишь в древней традиционной форме изливает свою душу, высказывая таким образом свое недовольство жизнью, людьми, правительством.
«Неотъемлемая часть жизни»
Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи: повышение эмоциональности речи; разрядка психологического напряжения; оскорбление, унижение адресата речи; демонстрация раскованности, независимости говорящего; демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.
Так уж сложилось, что наш человек привык понимать брутальную силу, сопровождаемую матом для пущей убедительности. Для выражений с матерными словами характерно то, что они не всегда имеют точно определяемое, исходя из контекста и из смысла самих матерных слов, значение. Зачастую точное значение тех или иных фраз можно понять, только принимая во внимание эмоции произносящего их человека.
Это как в анекдоте:
- Где ты пропадал три дня?
- Был на курсах «Жизнь без мата».
- А-а-а-. И как?
- Раздосадован. Подите прочь.
К несчастью, обсценная лексика до сих пор не исчезла и, уверены, не исчезнет из нашей повседневной жизни, а органично входит в нее как неотъемлемая часть, и, следовательно, под категорию «пережитков» пока, увы, не подходит. И закона не боится.