«Дом мамы» - дом спасения. Фотоистория
«Дом мамы» - словно убежище для потерявших надежду женщин с маленькими детьми. Проект создавался, чтобы снизить число детей-отказников, чтобы молодая мама, лишенная поддержки отца малыша и родственников, не оставила ребенка в роддоме или еще хуже - погибать на улице. Вот почему в Казахстане стали один за другим с 2013 года открываться кризисные центры.
Образ женщины в положении или держащей младенца на руках - это не только общепринятый символ материнской любви, но и воплощение беззащитности. В этот период женщина становится особо уязвима. Представьте, каково тем, кого в этот период бросили самые близкие: молодой человек, обещавший быть рядом до последнего вздоха, отказывается принимать ребенка; родители, не пустившие за порог дома дочь, которая забеременела во время учебы.
Только по официальной статистике в Казахстане ежегодно совершается более 80 тысяч абортов и порядка двух тысяч отказов от новорожденных. В последнее время все чаще стали появляться новости в СМИ, где матери бросали своих детей погибать в мусорке, туалете или выкидывали из окна движущейся машины. В «Доме мамы» готовы поддержать женщину и не допустить беды.
С начала открытия «Дома мамы» в Актау за помощью обратились 15 женщин. Сейчас в кризисном центре проживают девять девушек и 10 детей. У каждой из них своя история, из-за которой они оказались в центре. По понятной причине большинство девушек просили не фотографировать их, но согласились рассказать о себе и о том, почему они оказались бездомными.
Жадыра - воспитанница детского дома Актобе. Рассказала, что воспитывает двоих детей. Ее первенцу Ибрагиму один год и семь месяцев. 23-летняя Жадыра вышла замуж за любящего парня, с которым познакомилась в стенах детского дома. Девушка не боится фотокамер, прятаться ей в Актау не от кого. По ее словам, семейная жизнь с мужем стала портиться с того момента, когда она забеременела вторым малышом.
- Муж не хотел, чтобы я рожала второго ребенка. Делать аборт я не хотела, да и поздно уже было. Всю беременность я проходила на нервах: слезы, скандалы. Ругань продолжалась даже после того, как я родила дочку Майю. В один день мне все это надоело и я решила уйти от супруга. Идти было некуда, родителей нет, родственников мужа тоже. Я обратилась за помощью в «Дом мамы» Актобе, но там не было места. Потом меня позвали в Актау, - рассказывает Жадыра.
Как говорит Алтын Сапашева, координатор «Дома мамы» в Актау, согласно установленным правилам, проживать в кризисном центре можно женщинам на последних сроках беременности или с одним ребенком до полутора лет. В случае с Жадырой, говорит Алтын Сапашева, руководство решило пойти навстречу женщине и согласилось ее приютить.
К слову, о правилах. Во всех 26 кризисных центрах в Казахстане устав один и тот же. Мамы самостоятельно учатся ухаживать за детьми и учатся помогать в этом друг другу. Женщины убираются, готовят и моют посуду в соответствии с графиком дежурств. Курить и употреблять алкоголь в центрах категорически запрещено.
Айжан (имя изменено) рассказала о том, что ее бросил парень, с которым она встречалась восемь лет. С молодым человеком она начала встречаться еще со школы. Окончив учебу, девушка узнала, что ждет ребенка. Парень не стал жениться на беременной девушке. Родителей, которые могли бы поддержать девушку, нет в живых.
- Когда моих родителей не стало, я жила у своего брата. Он мне всячески помогал. Когда со мной случилась вся эта история и мой парень отказался от меня, будучи в положении, я не хотела быть обузой для родственников. У брата своих хлопот много, а тут я с младенцем. Первое время я не говорила, что в положении. Скрывала от всех, жила у подруг. После того, как узнала о существовании «Дома мамы», обратилась сюда. Сдавать ребенка в детский дом я посчитала бесчеловечным, потому что знаю, каково это жить без родительской любви. Сейчас у меня подрастает мой малыш. Ему два месяца, - рассказала Айжан.
В кризисном центре есть и девушки, чьи родители живы. Одна из них Камила (имя изменено). Смерть мужа, по рассказам девушки, выбила ее из колеи. Как рассказывает молодая мама, ее супруг был убит, а она оказалась одна с ребенком. Девушка жила со свекровью, однако отношения между ними не сложились. Мать девушки знает о том, что дочь скитается на улице, но впустить в дом не может.
- Помимо меня у родителей есть еще и брат, проживающей с семьей. Идти к ним и просить о помощи я не могу, потому что у них и так нет возможности. Мой ребенок подрастает и я понимаю, что должна найти себе поскорее работу. Но для этого я должна где-то временно жить, - говорит Камила.
Психолог Эльмира Абишева говорит, что большинство девушек соглашаются на аборт или сдачу ребенка в детский дом из-за боязни гнева родителей. С ее слов, менталитет казахстанцев имеет стереотип - незамужняя беременная женщина позор для всей семьи.
- Люди не понимают, что рождение ребенка - это самое лучшее, что может произойти для женщины. Неважно, какие бы обстоятельства не сложились: будь то парень бросил, денег или квартиры нет. В казахских семьях принято, что если девушка забеременела без мужа - это позор и клеймо на всю жизнь. Именно по этой причине, я так думаю, происходят вопиющие случаи у нас в стране: девушки выкидывают живых, здоровых малышей на улицу погибать, дабы никто не узнал из родственников, - говорит Эльмира Абишева.
В кризисном центре Актау работают координатор Алтын Сапашева, психолог Эльвира Абишева, медсестра и водитель. Как говорят координатор и психолог, находятся они в доме с утра до вечера. Но в любой момент могут позвонить подопечные девушки центра. Тогда, с их слов, ехать выручать надо, несмотря на то, что на дворе ночь.
Центр представляет собой трехэтажный коттедж в 15 микрорайоне. Здесь имеется пять комнат, одна из которых игровая, два санузла и столовая. Готовить, кстати, умели не все девушки. Жадыра рассказала, что в детском доме Актобе готовить еду воспитанников не учили, поэтому после выпуска она умела готовить только яичницу. После того, как девушка оказалась в кризисном центре, она научилась готовить пироги, супы, баурсаки.
Среди девушек, несмотря на их стрессовое состояние, теплые взаимоотношения. По словам психолога, девушки понимают, что они могут пригодиться друг другу и стараются не ругаться.
Пока наш фотограф делал снимки, один из малышей сильно расплакался. Оказалось, что Темирлан просто устал быть без внимания и таким образом привлек наши взгляды. Стоило нам начать его фотографировать, как он с радостью, словно модель, начал позировать.
В центре проживает еще один малыш, которому было в радость встретить журналистов. Амелия - она же Аленушка. Так ее прозвали в доме мамы за ее красивые большие глазки.
В центре уже закупили несколько швейных машин, чтобы девушки могли научиться шить и в дальнейшем применять свое мастерство, полученное в стенах кризисного центра.
Со слов Алтын Сапашевой, в период нахождения в центре девушек хотят научить не только швейному мастерству, но также компьютерной грамотности.
Еда, лекарства, проживание для молодых мам и беременных женщин здесь бесплатные. Однако, от спонсорской помощи в центре никогда не отказываются.
Как бы ни было хорошо в кризисном центре, женщина не может провести в нем всю жизнь. Вопрос - что делать после выхода - ставится сотрудниками с самого дня заселения. За шесть месяцев существования «Дома мамы», говорит Алтын Сапашева, из 15 девушек в семью вернулась лишь одна.
Во время интервью все девушки со слезами на глазах делились о своих планах. Кто-то хочет стать парикмахером, поваром, переводчиком. Каждая из них мечтают о собственном доме, стабильном доходе и человеке, который на этот раз уж точно не оставит одну.
Главная задача «Дома мамы» - найти вместе с подопечной мамой приемлемый путь, как жить дальше. Один из вариантов: несколько мам с детьми снимают вместе жилье. При этом одна из них устраивается на работу, а вторая занимается детьми (или женщины работают посменно).
В кризисном центре уверены: выход есть всегда, даже в самой тяжелой кризисной ситуации. И новорожденный малыш с первых же дней становится для мамы огромным стимулом изменить свою жизнь.
Связаться с координатором «Дома мамы» Алтын Сапашевой можно по телефону: +7 701 346 6046
Фото Ольги Ярославской