Как я чуть не протаранила яхту

Какого это - побывать в шкуре матроса и поучаствовать в гонках на регате, - рассказывает журналист газеты "Лада" Светлана Антонова. Ну кто не мечтал в детстве почувствовать себя настоящим моряком, походить под парусом, бороздя морские просторы? Я мечтала! В этом году, благодаря оргкомитету парусной регаты, такая возможность появилась у всех актаусцев. Любой желающий мог заполнить анкету, пройти собеседование и стать членом команды на судне — участником регаты. Одной из таких счастливчиков стала и я.



Началось мое приключение с общего построения команд. В первый раз я смотрела на происходящее с позиции участника, а не журналиста, пришедшего осветить событие. С этой стороны все воспринимается совсем по другому — и напутственные речи старожил парусного спорта обращены как будто персонально к тебе, и общее волнение, и нетерпение чувствуется кожей.



После построения наша команда прошла на судно и начала подготовку к старту.
Капитан нашей яхты под названием «Алиса», Алексей Оськин, проводит инструктаж. Главным образом - для меня, так как я - единственный член экипажа, который не смыслит в этом деле ровным счетом ничего.



Для Алексея Оськина яхтенный спорт - это образ жизни. Его «роман» с морем начался неожиданно даже для него самого. Азарт и жажда приключений в его крови сделали свое дело.


- Как-то друг рассказал мне, что в 25 километрах от берега затонула баржа с 300 литрами дизельного топлива. Я загорелся идеей организовать экспедицию и это топливо поднять. Сначала хотел пойти на катамаране, но знатоки сказали, что для такого дела нужна яхта. Как раз в это время продавалась яхта. Хозяин сказал, что она немного повреждена, но потребуется 200-300 долларов, чтобы кое-где ее подкрасить, и она будет на ходу. Я ему поверил и купил судно. В итоге, только через шесть лет, потратив на ее восстановление около сорока тысяч долларов, я смог спустить яхту на воду. А пять лет назад по счастливому стечению обстоятельств я купил «Алису», - рассказывает наш капитан.

«Алиса» - 12-метровая яхта неограниченного класса. По словам капитана, выходить на ней можно даже в открытый океан. Правда, пока дальше акватории Каспия она не ходила.


Познакомившись с командой и получив первые наставления, я в составе команды выхожу в море. Этого момента я боялась больше всего. Я отношусь к числу тех несчастных, которых начинает укачивать еще на берегу при виде судна. Таблеток «от качки» с собой у меня не было. Благо, в составе команды оказался невропатолог, который подсказал, как можно избавиться от «морской болезни» народным способом. Для этого мне необходимо было влить в себя 60 гр коньяка. Он, по словам доктора, отключит мой вестибулярный аппарат и качка будет не страшна. Забегая вперед, скажу — действительно помогает. Впервые в жизни я чувствовала себя очень комфортно на судне.


После того, как мы разобрались с моей небольшой проблемой, настало время выходить на стартовую линию. С этой точки все яхты, участвовавшие в регате, начинают гонку.



Наша задача - прийти первыми к финишной черте, пройдя дистанцию и обогнув буй.



Дистанцию, по решению капитана, яхта проходила под парусами. И для этого мы выпускаем шверт.



Кстати, для незнающего человека, вроде меня, вся эта «морская» терминология — темный лес. Капитан с таким же успехом мог бы говорить со мной на китайском — результат был бы идентичным — я бы не поняла ни слова.
- Вся терминология в парусном деле привезена Петром I из Голландии. Такие понятия, как маст — мачта, нок — конец, гик, шверт и другие - объясняет мне капитан.



А вот, собственно, и тот самый шверт, который нам необходимо выпустить, чтобы идти под парусом.



Еще я узнала, что передний парус называется стаксель, а задний — грот. Косые паруса (треугольные) называются бермудский шлюп. Они наиболее оптимальны для хождения против ветра. Именно такие паруса на «Алисе».

- Есть судна, которые двигаются именно против ветра, благодаря винту. Яркий пример - это «Альсиона» - корабль Жака-Ива Кусто. Если вспомните, на его судне были огромные трубы. Так вот, это не трубы, а механические паруса.



Кстати, «Альсиона» приходила в Каспий в конце 90-х годов. В ходе экспедиции ее участники изучали фауну и флору Каспийского моря у берегов России, Ирана, Азербайджана и Казахстана. Некоторое время судно можно было наблюдать с берега. Мы подростками бегали посмотреть на знаменитый корабль. У нас создавалось ощущение принадлежности к команде Жака-Ива Кусто, ведь мы так часто видели по телевизору этот корабль и теперь вот он — перед глазами. Хотя, судя по рассказам моряков, у самой команды «Альсионы» о наших берегах должны были остаться не самые лучшие впечатления. Тут у них украли шлюпку.




Пока капитан знакомит меня с устройством яхты, я интересуюсь, сложная ли задача: быть матросом на судне?
- Моряки говорят: матрос должен быть тупым и решительным. Если поступила команда, он должен выполнять ее беспрекословно. Но это не так. Матрос должен быть грамотным. Он должен понимать, как работают паруса, что произойдет в той или иной ситуации, разбираться в навигации. Потому что, каким бы умным не был капитан, 24 часа в сутки за штурвалом он не простоит, - объясняет мне Алексей Оськин.



Я, как оказалось, была матросом, как раз-таки из присказки моряков — решительная и неумная. Ко всему прочему еще и слабая. Все задачи давались мне с трудом. Мало того, что я тратила минут пять на осмысление задания капитана, у меня еще и не хватало физических сил его выполнить. Благо, остальные члены команды с мускулами всегда были рядом и готовы подстраховать.



Поняв, что толку, как от матроса, от меня мало, капитан пустил меня за штурвал. Теперь я рулевой. Мне понравилось это переназначение. Прям как в государственных структурах — не справился с работой, тебя перевили на другую должность, да еще и повысили. Хотя в данном случае — это они зря. Всем известно, что женщина на корабле — к беде. А женщина за штурвалом, скажу я вам — это вообще катастрофа, которая, к слову, не заставила себя долго ждать.




На первом же повороте вокруг буя я перепутала «лево» и «право», и если бы не молниеносная реакция капитана, наша «Алиса» протаранила бы яхту соперников. К сожалению, запечатлеть этот напряженный момент нашему фотографу не удалось, так как он паниковал и кричал не своим голосом.




Капитан, в мгновение ока перехватив у меня штурвал, поспешил разрядить обстановку:
- Каждый участник парусной гонки пытается поставить себя в более выгодное положение. Ведь главная задача - помешать другим пройти дистанцию первыми. В яхтенных соревнованиях часто происходят навалы и столкновения. Но это не очень страшно, так как яхты гораздо прочнее машин. Во всем этом есть свой определенный драйв.


Пока капитан ведет судно, я мучаю его вопросами, которые лично меня волнуют с детства.
- Если вдруг в море сломается навигация и с собой не будет компаса, как вы найдете путь домой? По звездам?
- Если это будет на Каспии, то по воде, - объясняет мне капитан. Мы будем пробовать воду: чем севернее, тем преснее в Каспии вода.


К сожалению, для меня гонка закончилась очень быстро. Дальше суда отправились в Кендерли, куда приглашенных членов команд уже не берут. Мы не пришли первыми, но зато получили массу положительных впечатлений и эмоций. В регате участвовало 18 команд, а это значит, что всего у 18 человек, не имеющих яхты, появилась возможность почувствовать, что это такое - быть участником регаты. Эта цифра могла бы быть в разы больше, если бы яхтенному спорту уделяли больше внимания. В Актау до сих пор нет нормальных причалов. И дело даже не в том, что на эти цели нет средств. Средства есть, меценаты готовы вложиться, только вот власти, выдавшие разрешение на строительство гостиницы «Ривьера» с ее причалом, почему-то не имеют полномочий дать разрешение на строительство инфраструктуры для яхтенного спорта в 1 микрорайоне. Вот и получается, что мы, жители города у моря, вкусить все прелести такого месторасположения не имеем возможности.