Мечта - услышать мир
Люди разных возрастов демонстрировали уникальные способности игры на музыкальных инструментах при врожденной и приобретенной глухоте. В их числе оказалась и 9-летняя жительница Актау Аружан Нарешова.
Аружан родилась самым обыкновенным ребенком. Первые слова «мама» и «папа» произнесла в возрасте около года. Когда слышала азан, всегда начинала танцевать. Но часто простужалась и болела. Родители считают, что на дальнейшее состояние ребенка повлиял медицинский препарат - гентамицин, который использовался в ее лечении. В три года девочке поставили диагноз — нейросенсорная тугоухость четвертой степени справа и слева.
- До сих пор дети, в лечении которых используют этот препарат, впоследствии страдают нарушениями слуха. В чате мы общаемся с родителями таких же детей, как наша Аружан. В нем состоит около 200 родителей. У всех одинаковые проблемы: либо менингит, либо лекарства, - говорит папа Аружан Мустафа Нареш.
В 2011 году в Алматы Аружан прооперировали. Девочке был установлен имплант, при помощи которого теперь она может слышать. Занятия с сурдопедагогом Акназкен Кондыбаевой помогли Аружан научиться говорить, читать и писать. В семь лет девочка смогла пойти в самую обычную школу.
В этом году Аружан окончила третий класс средней школы №16 и первый класс музыкальной школы. На том, чтобы девочка стала обучаться игре на фортепиано, настояла именно сурдопедагог. Это, как говорит мама Аружан, помогает развивать слух, что для развития таких детей, как Аружан, просто необходимо. Директор музыкальной школы Актау Сара Габбасова приняла девочку. Вступительный экзамен Аружан сдала на четверку.
- Я благодарна своим родителям, брату и сестре, учителям: Елене Остаф, Марине Бирюковой, Акназкен Кондыбаевой и всем моим учителям за то, что они помогают мне. Я учусь на пятерки, у меня только две четверки. Я мечтаю, чтобы мной гордились и у меня было много грамот, - говорит Аружан.
Проблем, как говорит мама девочки Гульнара Башарова, в жизни таких семей, как у Аружан, немало. Родители девочки столкнулись с тем, что в Актау практически нет сурдопедагогов. Их всего 2-3 на город, они работают в специализированных школах и садах, и загружены так, что просто не берут к себе других детей. По счастливой случайности сурдопедагог все же согласилась заниматься с Аружан. И именно это, по мнению мамы, помогло девочке добиться таких результатов.
- Мы из последних сил добились, чтобы Аружан попала к квалифицированному специалисту и занималась с ним. Часто родители глухонемых детей думают, что раз им поставили имплант, ребенок сам начнет слышать и говорить. Это не так. Мы уже пять лет по 1,5 часа регулярно занимаемся с сурдопедагогом, и только благодаря ей у Аружан появились результаты. А труд сурдопедагога — колоссальный. Бывает, что одно слово надо повторять по сто раз, чтобы она его запомнила. Но на следующий день она все равно может его забыть. Но как бы там ни было, опускать руки нельзя. Нужно много заниматься. Мы хотим на своем примере сказать об этом всем родителям, и тогда у ребенка будет прогресс, - отмечает папа девочки.
Батарейки в слуховом аппарате родителям девочки приходится менять каждые три дня. Не мало денег уходит на оплату занятий. Но главная сложность, с которой родители глухонемых детей в Казахстане сталкиваются — мораторий, который был введен несколько лет назад. Он ограничивает выделение квоты на установку слухового импланта для детей старше трех лет. Ограничение, как говорит мама Аружан, повергло в шок всех родителей, которые столкнулись с этой бедой. Ведь имплант стоит около 35 тысяч долларов и позволить его себе может далеко не каждая семья.
- Все родители таких детей против этого запрета и просят его отменить. До введения этого моратория, имплант по квоте ставили всем детям. Деньги на это выделяло государство. Но многие родители не занимались с детьми после установки аппарата и, соответственно, не было как таковых результатов. В Министерстве посчитали, что это деньги, выброшенные на ветер, и объявили мораторий на установку имплантов детям старше трех лет. Когда мы делали операцию, Аружан было пять лет, мы с большим трудом добились его установки. И на нашем примере мы хотим сказать, что и у детей старше трех лет есть результат и есть шанс слышать этот мир. Конечно, с детьми нужно заниматься, но эту работу нужно проводить с родителями. Многие просто не знают, что делать, когда такая беда пришла в дом, а кто-то и вовсе не имеет возможности, ведь все это - большие деньги. Но если с детьми заниматься, они нисколько не отстают от сверстников, а где-то справляются даже лучше. Аружан, например, у нас учится на «4» и «5», грамотно пишет, хорошо рисует, - говорит мама Аружан.
Родители Аружан Нарешовой врачи-стоматологи. Мама девочки с тех пор, как у Аружан обнаружили проблемы со слухом, не работает. В семье еще двое детей — старшая дочь и младший сын. Успехами дочери гордится вся семья.
- Аружан у нас любит сцену, хочет выступать. Ее мечта сбылась, когда она попала на фестиваль в Польшу. Нам повезло с педагогами. И в обычной, и в музыкальной школе к ней все очень хорошо относятся, хотя и не дают поблажек. Одноклассники на ее день рождение, когда поднимали ее на стульчике, желали: «чтоб ты слышала своим ухом без аппарата», - рассказывает Гульнара Башарова.
Международный музыкальный фестиваль для детей, молодежи и взрослых с нарушениями слуха, в котором Аружан приняла участие, был инициирован польским профессором Хенриком Skarżyński. И именно в Польше в 1992 году была проведена первая кохлеарная имплантация совершенно глухого пациента. В числе участников фестиваля были в прошлом профессиональные музыканты, потерявшие слух в возрасте. Те, кто пишет музыку, играет на различных инструментах и мечтает вернуться на сцену.
- Эти люди - живое доказательство, что благодаря технологическому прогрессу в медицине, даже самые серьезные нарушения слуха не должны быть препятствием в музыкальной карьере. Организуя этот фестиваль, профессор Хенрик Skarżyński хочет помочь нашим пациентам реализовать свои музыкальные мечты и планы, - говорится на сайте фестиваля.
На фестиваль ездила вся семья Аружан. Родители очень переживали и поддерживали дочку. Аружан же, наоборот, совсем не волновалась.
- На фестивале я исполняла такие музыкальные композиции, как: «Скакалка», «Маленькая пьеса», «Весна» и «Камажай». Мне очень понравилось, как мы гуляли, ходили в ресторан. Я подружилась с девочкой Таней из России, Дианой из Украины, Анной-Марией из Румынии. Мы все получили красивые статуэтки, - говорит Аружан.
Мечта о сцене, как и у других участников фестиваля, у Аружан сбылась. Но осталась самая главная - услышать мир без аппарата.
Фото Ольги Ярославской. Видео Рашида Исмагилова