Двое в степи, или Соколиная охота

В далекие времена для охоты наряду с собаками многие кочевые народы использовали ловчих птиц. В Казахстане эта древняя традиция сохранилась до наших дней, правда, далеко не везде можно увидеть такую охоту воочию. У нас на Мангистау это реально. Увлеченный древним искусством человек живет в поселке Шетпе Мангистауского района.

Гульнара Мусалимова, Ольга Ярославская и Кадырбек Айдарулы отправились узнать больше о том, как сегодня складываются дела у беркутчи Арона Оспангалиева и его пернатого друга Асылтаса.


Охота с ловчими птицами - древняя традиция казахов. Кости этих птиц находят археологи при раскопках погребений. Из этого ученые сделали вывод: такая традиция уходит не менее, чем на три тысячелетия в прошлое.



Фото Аскара Куранбека

Как отмечают авторы книги «Казахи. Историко-этнографическое исследование», охота с соколом, ястребом, кречетом носила, в основном, спортивно-развлекательный характер, так как это было любимым занятием феодальной знати. А простые люди охотились обычно с беркутами. Добыча птицы и была основным способом пропитания рядового кочевника. В наше время охота с ловчими птицами официально признана национальным видом спорта. Регулярно проходит чемпионат Казахстана, в котором участвуют беркутчи со всей страны. В Казахстане сегодня, по официальным данным, насчитывается около сотни беркутчи, один из них обучает хищных птиц в степях Мангистау.




Арон Оспангалиев вместе с семьей живет в большом уютном доме поселка Шетпе. С супругой они воспитывают двух сыновей и дочь. У семьи небольшое хозяйство. В основном, это домашняя птица.



Охрана дома возложена на верного пса по кличке Жезкийк. Несмотря на призвание охранника, это очень ласковая собака, которая готова играть с детьми хозяев хоть целый день. Очень приветливо пес встретил и съемочную группу. За свою жизнь в этом дворе ушастый не переживает, он уже понял, что сокол его не тронет.



А вот, собственно, и он - пернатый воспитанник главы семейства - сокол Асылтас. День он проводит во дворе, а ночью переселяется в дом. Хозяин опасается, что с его питомцем что-то может случиться. Однажды сокола украли, правда, ворам не удалось продать хищную птицу - Арон вернул своего Асылтаса.



Сокола Арон Оспангалиев приобрел в алматинском зоопарке за две тысячи долларов США, в этом ему помог аким Мангистауского района Айтуар Жармагамбетов.
-Такие хищники - удовольствие не из дешевых, но сокол себя оправдает, - заявляет мой собеседник.



- Не смотрите, что сокол маленький, он утку «брал», и зайца «брал», может и более тяжелую дичь поднять. Беркут когда был, на лис охотился, на волков реже. Как-то лежал я в больнице, жена рядом, а сокол с детьми, двое из них уже взрослые. Те не доглядели, Асылтас расправился с петухом и курами. Правда, это был единичный случай. На собак и кошек он вообще не смотрит, - рассказывает Арон Оспангалиев.



Когти у сокола балобана острые, мощные, способные удержать зайцев, а также крупных птиц, как дрофа или журавль. Но если птицу неправильно кормить, они станут слабыми. Хищные птицы отличаются цветом, размером и методом охоты. Ястребы и беркуты обычно ловят добычу на земле, а соколы в небе.



Охоту с хищными пернатыми называют саят, а охотников - кусбеги или беркутчи. Этим древним искусством Арон Оспангалиев увлекается с детства. Информацию черпал из книг. Можно сказать - самоучка. С годами любовь к хищным птицам не прошла.



Были у беркутчи и другие хищные птицы - беркуты, ястребы, но пока тянуть их всех у Арона нет возможности. Да, кроме того, нужны документы на птиц. Эти формальности едва начали решаться в текущем году, поспособствовал президент федерации национальных видов спорта Бекболат Тлеухан. Но проблемы с финансированием остаются. Облспорт помогает, но этих денег не хватает. Чтобы везти птицу на соревнования, нужно выкупать все купе, а еще деньги нужны на пищу и так далее.



Пока Арон делает ставку на Асылтаса, собирается участвовать с ним в международных соревнованиях. Соревновательный опыт у мангистауского беркутчи есть. В 2014 году он вместе со своим крылатым воспитанником демонстрировали свое искусство на республиканском турнире по национальным видам спорта «Саят», посвященном 30-летию клуба любителей ловчих птиц «Қауырсын». В итоге у Мангистау третье призовое место, денежный приз - 50 тысяч тенге.



На таких соревнованиях оценивают силу и ловкость птиц в охоте на приманку: зайцев, голубей, лис, волков... Обязательно обращают внимание на внешний вид пернатых охотников, качество охотничьих костюмов и снаряжения. Судьи оценивают и умение птиц обнаружить хозяина на расстоянии 250 метров и сесть ему на руку. Но прежде, чем птица будет выступать, ее еще надо приручить.



Клобучок на голову птицы надевают, чтобы она не отвлекалась на происходящее вокруг и не пугалась. Еще ее используют, чтобы успокоить птицу. Подгонка клобучка - это ювелирная работа, он не должен давить, натирать, то есть мешать птице. В свободное от охоты время клобучок снимают.



Во время тренировок используют приманку. Она кожаная, обычно коричневого или бордового цвета, похожа на мясо.



- Мастерство беркутчи освоить чрезвычайно сложно. Переломить гордость этой величественной птицы, ой, нелегко. То, что сегодня умею я, это результат ежедневных тренировок на протяжении многих лет. Сокол - бдительная, сообразительная и смелая птица, которая может дать отпор. В ярости она готова заклевать кого угодно. Поэтому это довольно опасное дело, не говоря уже о терпении, которым нужно запастись, - рассказывает Арон Оспангалиев.



- Чтобы приручить такого хищника, необходимо правильно ухаживать за ним. Сначала нужно присмотреться к характеру пернатого, выучить его привычки. Чтобы птица приняла тебя, нужно почувствовать ее, приласкать по крылышку, бочкам, брюшку, установить контакт, это достигается годами, зато потом птица станет твоим другом, - добавляет мой собеседник.



- Бог подарил мне это занятие, это увлечение, я счастлив. Я люблю этих птиц, без них я как без рук. Если ты их любишь, они это чувствуют, - говорит Арон Оспангалиев.



У кусбеги множество отметин, оставленных его пернатыми хищными питомцами. Мастер говорит, что это в порядке вещей, без царапин в таком деле не обойтись. Чтобы избежать серьезных травм, на руку надевают специальную перчатку. Обычно для тренировок с соколом используют перчатки из кожи косули, с беркутом - из кожи коровы.



Чтобы содержать ловчую птицу, необходимо ее очень любить. Лишь любящий хищника кусбеги готов жертвовать не только всем своим временем, но и большей частью бюджета.
На воле эти птицы питаются довольно разнообразной пищей, и хозяин должен им обеспечить этот рацион и в неволе, ведь правильное кормление ловчих птиц - одно из основных условий их успешного выращивания и подготовки к охоте. Особенно за кормом нужно следить во время линьки, а она длится с конца февраля по сентябрь.



Старшие дети пока интереса к увлечению отца не проявили. Зато младший, считает Арон, обязательно станет беркутчи. Малыш старается перенять все навыки отца, всерьез интересуется его занятием.



Иногда на тренировки кусбеги выезжает всей семьей. Асылтас на руке хозяина, наследник и Жезкийк рядом, жена за рулем внедорожника. Вместе весело.



Но, в основном, Арон ездит на тренировку один. Это уединение с подопечным - особый момент для кусбеги. Здесь он в перерывах между тренировками может поговорить со своим воспитанником с глазу на глаз, выложить все, что на душе. Свидетелями этой трогательной картины могут стать только степи и горы. И, если удастся - зоркий глаз фотокорра Ольги Ярославской. Удалось!



Иногда к кусбеги и Асылтасу присоединяется Жезкийк.



Пока кусбеги тренирует сокола, пес резвится в степи, гоняет ворон.



Или играет с ящерицей.



- Некоторые люди называют охоту с ловчими птицами жестоким действом, но эта добыча идет им на корм, как в дикой природе. Они не оставляют подранков: или убивают, или вовсе не трогают, если не чувствуют своих сил. В среднем у кусбеги птицы живут около 15 лет, потом их выпускают на волю, там они в состоянии жить и добывать пищу независимо от кусбеги, - говорит Арон Оспангалиев.



Арон Оспангалиев - фанат своего дела, который практически на голом энтузиазме возрождает национальные традиции. Птицу он тренирует в домашних условиях, к нему могут приходить дети, учиться.
- Конечно, хотелось бы большей активности от детишек, но я рад, что последователи вообще есть. Пока такой интерес будет, искусство беркутчи не будет предано забвению. Это красивая традиция, которую мы должны сохранить для наших потомков, - сказал на прощание журналистам «Лады» беркутчи Арон Оспангалиев.


Охота с соколом

Автор: Кадырбек Айдарулы