Четвероногие борцы с наркобизнесом

Как обходился легендарный таможенник Верещагин без таких помощников, как собаки, остается только догадываться. Как обходился легендарный таможенник Верещагин без таких помощников, как собаки, остается только догадываться. Ведь контрабандисты - народ не только хитрый и изворотливый, но и сообразительный.




Посмотрите на фото и увидите какие контейнеры для наркотиков придумывают контрабандисты.




Неплохое место - полость внутри каблука.




Еще можно вынуть ядро из грецкого ореха и набить скорлупу героином.




Оригинальная упаковка в виде книги, но название «Похороните меня за плинтусом» вызывает желание пролистать эту книгу.




Можно спрятать наркотики в кусок мыла.




В сердцевине луковицы спрятать героин проблематично. Но и такое бывало. Но надежда на то, что таможенный пес из-за крепкого запаха лука не учует наркотик, - абсурдна. Находят, и еще как находят.




О профессионализме таможенников-людей можно спорить, но насчет собак не стоит. Четвероногие таможенники обучены как положено, и от работы никогда не отказываются.




По словам начальника кинологического Отдела управления по борьбе с контрабандой Ганижана Юсупова, щенков для работы в таможне получают из питомника в Алматы. При этом туда отправляют кинологов, и там они учатся работать со своими будущими помощниками.




Для каждого кинолога собаку подбирают индивидуально, с учетом характера и темперамента, как инструктора, так и собаки. Психологическая совместимость очень важна.




Мы убедились в этом. Русский спаниель по кличке Арчи, когда его вывели на тренировку по поиску наркотиков, был грустным и не хотел работать, потому что его хозяин в тот момент уехал в командировку на границу с другой собакой.




Количество собак в питомнике немного больше, чем инструкторов, поэтому собачкам иногда приходится оставаться без верного друга, и они скучают. Хотя их серьезная работа, по сути, является просто игрой.




Рассказы о том, что собаки, натасканные на поиск наркотиков, являются наркоманами, неверны.




Ганижан Юсупов рассказал, как готовят четвероногих борцов с наркотиками. С детства щенку достается набор игрушек, из которого он выбирает любимую.




Позднее эту игрушку напичкивают веществом с запахом определенных наркотиков.
Эту игрушку от щенка периодически прячут. А когда щенок ее находит, его хвалят, ласкают и угощают.




И любая прогулка, даже взрослого пса начинается с того, что ему дают порезвиться с его игрушкой. После этого собака готова работать с наркотиками, думая, что от нее в очередной раз спрятали её игрушку.




Когда мы пришли в питомник, собаки начали беспокоиться. Нам объяснили, что, если в вольере появляются люди, то собаки считают, что сейчас их поведут гулять, играть и будут кормить.




Так, в принципе, и произошло. Собачек выводили из вольера, развлекали, а потом демонстрировали нам, как мохнатые таможенники ищут заранее спрятанные наркотики.




В вольере остался один пес, у которого, как и у Улана, уехал хозяин. Пес Урий такого отношения к себе не потерпел, он взял в зубы металлическую чашку и стал ею бить по решетке.




Ганижан Юсупов приготовил чемоданчик с имитаторами запахов наркотиков. Мы сделали закладку наркотиков в автотранспорте, чтобы собаки смогли показать свои возможности.




Бельгийская овчарка по кличке Центурион (инструктор Бауржан Амангалыев) - уже опытный таможенный пес. Он не только за несколько секунд нашел спрятанную между кабиной и кузовом коробку с наркотиками, но и сам достал ее.




Русский спаниель Улан (инструктор Сапарбай Пришов) тоже очень быстро показал место закладки наркотиков, но малый рост не позволил ему до них добраться.




Но это и неважно. Задача собаки - показать своим поведением, что она чувствует наркотики, а уже люди должны понять, где они скрыты.




Были случаи, что собака в вагоне или на пароходе садилась и смотрела куда-то на потолок. Осмотрев крышу вагона, таможенники обнаружили маленький люк, который явно вскрывали. Там наркотики и нашли.




Люди в поездах и на таможенных переходах к собакам относятся по-разному. Большинство спокойно.




Но если кто-то начинает громко голосить: «Уберите собаку, я ее боюсь!», то по словам Ганижана Юсупова, это лишний повод проверить именно этого гражданина. И подозрения зачастую оправдываются.




В таможенном питомнике воспитываются не только собаки, работающие по наркотикам. Есть псы, натасканные на взрывчатку и боеприпасы, а также умеющие проводить задержание нарушителей.




В качестве нарушителя границы выступает инструктор Дидар Баильдинов. Он же кинолог собаки по кличке Кокжал. Этот песик в этом году уже дважды "отметился" задержаниями наркодельцов.




Кокжал - самый молодой из четвероногих таможенников. Он появился в питомнике в 2010 году.




Скиф - одна из самых старых собак. Сейчас Скиф приболел и находится в карантинной зоне.




Взрослые собаки - это большая боль таможенников-кинологов. По закону собака может служить всего 8-9 лет. После этого она подлежит усыплению.
Отработав верой и правдой на пользу государства, вместо пенсии они получают смертельный укол. Но по-иному нельзя. Запрещено обученную собаку отдавать даже в руки ее инструктору. Этим могут воспользоваться наркодельцы и террористы.




Но, несмотря на грустную нотку в конце повествования, уезжали мы из питомника в приподнятом настроении. Приятно, что в питомнике работают добродушные и милые ребята. Но не удивительно, ведь они работают с лучшими друзьями человека, которые любят хозяев безгранично и бескорыстно.



Фото Ольги Ярославской