Серикбай Трумов: Такой напряженности как раньше, в Жанаозене нет

В преддверии второй годовщины событий в Жанаозене корреспонденты Лада.kz поговорили с акимом города нефтяников. В преддверии второй годовщины событий в Жанаозене корреспонденты Лада.kz поговорили с акимом города нефтяников.

- Серикбай Утелгенулы, на посту акима Жанаозена Вы почти два года. Что, по Вашему мнению, изменилось в Жанаозене за этот срок?
- В целях решения проблем социально-экономического развития города Жанаозен был принят комплексный план социально-экономического развития города на 2012 – 2020 годы. Также была принята государственная программа развития моногородов. В рамках этих программ за последние два года мы получили возможность построить множество социальных объектов для населения. К примеру, в прошлом году в эксплуатацию сданы пять детских садов, рассчитанных на 320 мест. В 2012 году мы приступили к строительству трех школ, две из которых сдали уже в этом году. В селе Рахат, где проживают около 30 000 человек, мы собираемся открывать поликлинику, которая сможет в один день принимать до 250 человек. В прошлом году состоялось открытие двух Домов культуры вместимостью до 300 человек, работают две новые медицинские амбулатории. Вот такие у нас есть изменения, и все это делается во благо нашего народа. Конечно, принятие такой большой комплексной программы – одно из поручений нашего президента.
- Проделано немало...
- Конечно! И если говорить о вложениях, то в прошлом году только 14 миллиардов 700 миллионов тенге было освоено в рамках комплексной программы. В этом году по этой же программе планируем освоить около 10 миллиардов. Это для города очень хороший показатель, хотя, конечно, проблемы есть, но в будущем эти проблемы будем решать согласно плану.
- Вы возглавляли до этого Тупкараганский район. Как отнеслось население к Вашему назначению? Как Вас приняли в Жанаозене?
- Когда меня назначали на эту должность, я говорил, что все проблемы Жанаозена сразу и одному акиму решить невозможно. Только вместе, сообща, помогая и поддерживая друг друга, мы сможем добиться результатов. Со мной вместе трудятся очень много людей - это депутаты, это АО «Озенмунайгаз». Поэтому все достижения города - это результат совместного труда. Сам я родом из Мангистау, как мне самому кажется, народ воспринял и отнесся положительно к моему назначению.
- Достаточно ли всех финансовых вложений для решения проблем Жанаозена?
- Проблемы остаются, конечно. Я говорил, что было построено три школы. Сейчас появилась необходимость построить еще три, так как в городе высокая рождаемость. Один лишь пример приведу. В прошлом учебном году в 21 школах училось 22480 детей, а в этом учебном году 23 018 детей. То есть за один год прирост на 500 детей. Уже нужна новая школа.
Сейчас в рамках комплексной программы идет строительство детских садов, по плану еще восемь будут построены. Кроме этого существуют вопросы инфраструктуры, есть проблемы с ремонтом или со строительством новых электросетей, канализационных систем и газопроводов. Основная проблема - это проблема питьевой воды. Воду мы берем в Астрахани, через единственный водопровод. Конечно, есть и дополнительные источники воды из Туйесу, Сауыскан, но этого для города мало. Основное потребление - волжская вода. Техника есть техника, в случае аварии на водопроводе и застоя хотя бы на два дня – это уже проблема. Поэтому сейчас областной акимат совместно с нефтяниками рассматривает новый проект опреснительной установки в Кендирли. Если этот вопрос будет решен, то думаю, что проблема питьевой воды Жанаозена решится. А пока этот вопрос открытый...
В 2010 году для строительства индивидуальных домов было выделено около семи тысяч земельных участков. Согласно последнему генеральному плану, выдача земельных участков прекращена. Наш генплан ограничен. Мы - моногород. Жанаозен зависит только от одного предприятия – АО «Озенмунайгаз». Одно предприятие не может решить весь комплекс проблем населения, не может всем дать работу. Это просто невозможно. А количество населения растет. Поэтому в нашем генплане мы установили определенное количество населения, и оно не должно превышать 150 тысяч человек.



- Темпы роста населения - это высокая рождаемость или город пополняется за счет наших собратьев издалека?
- Мы сейчас не принимаем людей из ближнего и дальнего зарубежья. С Узбекистана или Туркменистана переселенцев нет. Этот процесс остановлен еще три года назад. Причину я назвал, у нас нет возможностей увеличивать число населения. Для этого нужны рабочие места, мы должны решать социальные проблемы. Но внутреннюю миграцию мы не можем остановить. Гражданин Казахстана имеет право жить, где хочет. Именно внутренняя миграция у нас и наблюдается. Если взять за девять месяцев, в Жанаозен приехали и зарегистрировались около 1200 человек, это приезжие из других районов области, а также из городов Казахстана. То есть желающие приехать есть. Естественный прирост составляет в год около 4000 детей. То есть каждый год население увеличивается на 5000 человек.
- А есть ли тенденция оттока населения? Каков процент тех, кто уезжает или кто хочет уехать из города?
- Ежемесячно мы наблюдаем стат.данные, где показано количество уезжающих и приезжающих. Самое интересное, наш Жанаозен стоит на втором месте после Мунайлинского района, где высокий показатель приезжающих и низкий показатель уезжающих.
- То есть, уезжать никто не хочет?
- В 2012 году в Жанаозене работала государственная рабочая группа. От этой группы поступали предложения тем, кто был безработным, и кто хотел бы работать в других областях страны. Но особых результатов мы так и не достигли.
- И сколько людей уехало из Жанаозена на заработки в другие области по предложению рабочей группы?
- Почти никто. Думаю, здесь еще влияла проблема с жильем. Скорее всего, не поступало предложений, где бы решался именно этот вопрос.
- В Вашем блоге мы видели, что много жителей обращаются с просьбой устроить на работу в нефтяную сферу. Как решается вопрос безработицы?
- По статистическим данным, сейчас население Жанаозена составляет 128 500 человек. Из них – 50 100 работоспособные. Среди них 15000 – 16000 - нефтяники. Я не могу сказать, что сейчас существует большая проблема с безработицей. В принципе, работа есть. Но часть населения смотрит на этот вопрос сравнительно. Люди видят, что в нефтяной сфере зарплата больше, как минимум они зарабатывают 150 -200 тысяч тенге, условия лучше, а в бюджетной сфере, где им предлагается работа, естественно, зарплата не столь высока. Сейчас школы открываются, есть сфера строительства, туда направляем людей для трудоустройства. Однако многие просят работу именно в нефтяной сфере. Большинство хотят работать в АО «Озенмунайгазе», быть нефтяниками. К сожалению, на предприятии места ограничены. И всех туда не устроить.
В целом, к концу года количество безработных составило 1,7 процента, это - около 900 человек. Если брать в сравнении с другими моногородами, не так уж и плохо.
По решению вопроса безработицы есть государственные программы, к примеру, специальный план для Жанаозена по развитию предпринимательства, который принят в 2012 году. Замечу, такого плана ни в каком городе больше нет. Он рассчитан на три года и завершается в следующем году. Цель - развитие предпринимательства и оказание помощи предпринимателям, пострадавшим во время жанаозенских событий. Думаю, что этот план дал свои результаты. Предприниматели, имуществу которых был нанесен урон, получили беспроцентные кредиты в размере 100 млн тенге и вернули их за один год.
В рамках этого плана мы освоили более 1 млрд тенге, 34 предпринимателя получили кредиты под 10 процентов, через фонд «Даму», из них семь процентов субсидируются государством, а предпринимателям остается только три процента. Фонд благосостояния «Самрук Казына» в общей сложности выделил 2 млрд 100 млн тенге на эти цели.



- Приближается День Независимости. Какие мероприятия планируются на 16 декабря?
- Как и в прошлом году, мы разработали совместный план мероприятий с «Озенмунайгаз». Это спортивные и культурные мероприятия. В этом году нас посетили театры имени М.Ауезова и Н.Жантурина. Все мероприятия проходят в рамках разработанного плана.
- Будут ли усилены меры безопасности 16 декабря? Будут ли ограничения по въезду или выезду в этот день?
- К 16 декабря таких ограничений не будет. Все, как обычно. Ограничений по нахождению на улице тоже нет. Я особо и не вижу такой необходимости. Общественно-политическая ситуация в городе стабильная.
В связи с праздничными мероприятиями, у правоохранительных органов будет свой усиленный режим. Так и должно быть. Ведь многие отдыхают, а во время отдыха не должны создаваться препятствия людям. Безопасность каждого гражданина – для нас приоритет.
- В каком сейчас положении семьи пострадавших 16 декабря 2011 года?
- У казахов есть пословица: «Тас түскен жеріне ауыр». Где произошла беда, там и чувствуется горе. Если я сейчас скажу, что рана полностью залечилась, это, наверное, будет преувеличением. Есть семьи, где потеряли своих близких и родных, кто-то потерял сына, кто-то мужа... Мы как местный исполнительный орган, так и областной акимат, общественные организации, предприниматели, выражая свое сопереживание, работали над тем, чтобы хоть как-то смягчить эту тяжелую ситуацию и продолжаем работать.
- Вы говорите, что рана еще не залечилась. Можно ли сказать, что напряжение прошло?
- Я не могу сказать, что прямо сейчас существует какая-то проблема, что есть какое - то напряжение. Говорят же, время – лечит. Прошло два года... Я не вижу, чтобы кто-то яро что-то требовал или какого-то настроя. Мне кажется, такого как раньше напряжения нет. С каждым мы разговаривали, старались помочь, поддержать.
Сейчас существует фонд «Маңғыстау мейірімі», который помогает семьям пострадавших и погибших в жанаозенских событиях. Недавно фонд помог решить проблему отсутствия жилья, двоим купили квартиры. Фонд помогает закрывать кредиты пострадавших. Раненым предоставляется возможность лечиться в городе Курган (Россия), думаю, что все это дает возможность наладить понимание. Мы и впредь будем всесторонне помогать нашим гражданам, будем делать все от нас зависящее.
- Мы слышали, что семьи погибших и местные жители обращались к Вам с просьбой разрешить проведение собрания ближе ко второй годовщине событий
- Да, действительно, на мое имя поступила просьба о проведении садака(поминки) в честь умерших. Конечно, мы не можем запретить провести садака. Это личное дело каждой семьи. Насколько мне известно, 14 декабря в местности Тенге аулие, где похоронены погибшие, решено провести садака, будет прочитана молитва. Мы не против этого. По поводу проведения митинга, к нам поступила просьба от Коммунистической партии. Я, как аким города, не вижу сейчас в этом необходимости. Поэтому дать разрешения не могу.
- Расскажите об уровне преступности в городе. Как Вы думаете, как отразится появление новой воинской части на ситуации в Жанаозене?
- По сравнению с прошлым годом, преступность выросла. В основном, из-за кадрового дефицита. В жанаозенском управлении внутренних дел должно работать более 240 сотрудников, сейчас нехватка кадров составляет 30 процентов. Уровень желающих работать в органах низкий, местного населения там почти нет. А растет преступность среди мелких краж, тяжкие преступления уменьшились намного. Хотелось бы отметить, что сейчас у нас приняты меры по профилактике преступности. К примеру открыли центральное оперативное управление, по городу 20 видеокамер установили. Сейчас строится 160-квартирный жилой дом для сотрудников органов.
Новая воинская часть наблюдает за порядком в городе, в день дежурит по шесть-семь часов. Считаю, что она повлияет на порядок и профилактику преступности.



- Жанаозен – город нефтяников, и вся сфера жизни здесь связана с нефтью. А что будет, когда закончится нефть? Давайте представим Жанаозен без нефти? Или представить тяжело?
- Да, тяжело представить... (смеется). Возьмем, к примеру, программу моногородов. Здесь цель – сделать город многосферным, чтобы город не был зависим только от одного предприятия. Поэтому мы должны развивать другие источники производства. Рядом с нами есть прекрасное побережье. Думаю, перспективно развивать курортную зону и туризм. В комплексной программе это предусмотрено. Сейчас мы дотягиваем до побережья все инфраструктуры. Есть еще и производственная зона для предпринимателей – Технопарк. Выделяются средства, в районе города выделяется 30 га земли, там будет вся инфраструктура, и на готовом участке предприниматели смогут реализовывать свои проекты: могут строить заводы, цеха или вести другие виды бизнеса.
Что касается нефти, то сейчас ведутся работы по повторному исследованию в месторождениях и повторному открытию законсервированных месторождений. «КазМунайГаз» делает заказ по открытию старых месторождений в районе Жанаозен. То есть, если они откроются, то думаю, что нефтяная сфера еще будет продолжаться.
- Получается, нельзя конкретно сказать, когда закончится нефть?
- Пока сказать сложно. АО «Озенмунайгаз» свои глубинные буровые работы начнет только со следующего года. Раньше буровые работы велись неглубоко. Теперь начнутся работы до глубины пяти км. Запасы еще есть, если еще начнутся эти работы и расширится добыча, думаю от нефти не уйдем далеко...
- Есть такое понятие, как корпоративная социальная ответственность. Какие-то предприятия строят дома для своих рабочих, кто-то создает другие условия. Какие обязательства взял на себя «Озенмунайгаз»?
- В коллективном договоре ответственность АО «Озенмунайгаз» рассмотрена полностью. Это и праздничные поощрения, премиальные, помощь в случае каких-либо событий в семье, оплата за учебу детей и т.д.
В прошлом году был построен 200-квартирный дом, из них 20 были отданы нефтяникам. Идут переговоры по поводу строительства жилья для нефтяников, мне кажется, он найдет свое решение. Но где он будет построен, в Актау или Кендирли – вопрос полностью не решен. Каждый год АО «Озенмунайгаз» на решение социальных проблем города и на развитие инфраструктуры выделяет 950 млн тенге. К примеру, сейчас идет строительство нового Дворца бракосочетания за счет средств «Озенмунайгаз». Это тоже социальная ответственность.
- Были ли претензии и недовольства со стороны нефтяников в последнее время?
- Нет, таких претензий не было. В течение двух месяцев работодатель и работники проводили переговоры по принятию коллективного договора и пришли к единому мнению. Нужно сказать, что в этих договорах больше учитывались интересы и предложения рабочих.
- Серикбай Утелгенулы, спасибо за Ваше интервью. А сейчас у Вас есть возможность обратиться к жителям Жанаозена и Мангистауской области. Самое главное, что Вы хотите сказать в канун Дня Независимости?
- «Ладу» я считаю одним из читаемых и оперативных СМИ. Желаю Вам творческих успехов. А в канун Дня Независимости хочу поздравить всех жителей и пожелать каждой семье счастья, а народу понимания, единства и терпения!

Видеоинтервью с Серикбаем Трумовым. На казахском языке



Беседовала Алтынгуль Мендихан. Перевод с казахского языка Алтынгуль Мендихан.
Фото Ольги Ярославской
Видео Рашида Исмагилова