Специалисты ТОО «МАЭК Казатомпром» отвечают на вопросы о повышении тарифов
На минувшей неделе мы попросили пользователей нашего сайта www.lada.kz задавать вопросы руководству ТОО «МАЭК-Казатомпром» по тарифообразованию на коммунальные услуги. Как мы уже сообщали, тарифы на электроэнергию с 7 апреля 2013 года выросли на 30%.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ответами, которые нам предоставила пресс-служба энергокомбината
На минувшей неделе мы попросили пользователей нашего сайта www.lada.kz задавать вопросы руководству ТОО «МАЭК-Казатомпром» по тарифообразованию на коммунальные услуги. Как мы уже сообщали, тарифы на электроэнергию с 7 апреля 2013 года выросли на 30%.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ответами, которые нам предоставила пресс-служба энергокомбината
- Главный вопрос, который волнует сегодня жителей Актау и области – с чем связано повышение тарифов на электроэнергию для физических лиц, аргументируйте, пожалуйста?
- В г. Актау, для физических лиц до 7 апреля 2013 года действовал базовый тариф 2,85 тенге за 1 кВт*ч, который был утвержден еще в 2006 году.
За прошедшие семь лет значительно выросли затраты на производство электрической энергии, прежде всего подорожал газ. Стоимость газа составляет более 50% в себестоимости энергии и воды. На сегодняшний день себестоимость энергии более чем в два раза превышает размер тарифа, тарифы на электрическую энергию в Мангистауской области для населения даже после повышения на 30% остаются самыми низкими в Казахстане. При этом нужно понимать, что энергия производится при помощи пара, пресной воды в регионе нет, и из-за необходимости опреснения морской воды, себестоимость энергии МАЭК самая высокая в Казахстане.
Мы прекрасно понимаем, что любая информация об изменении цен и тарифов всегда негативно воспринимается обществом. Вместе с тем, приоритетной задачей МАЭК является забота о потребителях. Каждый житель региона может убедиться в этом, сравнив свои платежные квитанции с квитанциями родственников и знакомых из других областей, и это будет самым убедительным доказательством.
С другой стороны, последние пять лет правительством взят курс на энергосбережение, глава государства неоднократно высказывался о том, что все мы не экономно расходуем энергию и для того, чтобы платить за коммунальные услуги меньше нужно экономить.
МАЭК, как организация, находящаяся под контролем государства (100% принадлежит АО НАК «Казатомпром», АО ФНБ «Самрук-Казына»), не может остаться в стороне от проводимой политики. В тоже время смеем вас уверить, что нашим приоритетом будет, как и прежде, забота о своих потребителях.
-Почему произошло повышение тарифов на электроэнергию для населения Актау и области? На основании каких документов?
- Как указывалось выше, повышение тарифов на электрическую энергию произведено в связи с тем, что они не покрывают себестоимость ее производства.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2009 года № 392 утверждены предельные тарифы на производство электрической энергии для ТОО «МАЭК-Казатомпром» до 2015 года. На этот год предельный тариф установлен в размере 10,34 тенге за 1 кВт/ч. Как видите, тариф для населения значительно ниже.
- Структура тарифа на электроэнергию?
- Расходы на газ и его транспортировку являются основным ценообразующим фактором в себестоимости производства электроэнергии и составляют 57% от всех затрат; энергоресурсы на технологические цели – 10%, затраты на ремонт – 11%, затраты на оплату труда – 7%, прочие затраты (амортизация, услуги производственного характера) – 15%
- Объемы ремонтных работ за счет тарифа на электроэнергию?
- С 2009-2012гг (с момента ввода предельных тарифов) ТОО «МАЭК-Казатомпром» инвестировало в обновление, модернизацию и реконструкцию существующих активов 8 435,9 млн. тенге по производству электрической энергии. (ремонт котлоагрегатов, турбоагрегатов, реконструкция ХВО, реконструкции ГПП и т.д.)
Бытующее мнение о том, что ТОО «МАЭК-Казатомпром» за счет населения решает свои производственные проблемы не соответствует действительности.
Постоянное повышение тарифов на газ (в стоимости электроэнергии газ составляет до 60% в зависимости от времени года, стоимости оборудования и материалов) в разы не позволяет ТОО «МАЭК-Казатомпром» сохранять убыточный тариф для населения в связи с недостаточностью оборотных средств для нормального, финансово здорового функционирования предприятия.
- Почему процесс повышения тарифов на электроэнергию для населения региона и областного центра произошел именно в апреле, а не с начала текущего года?
- Политика комбината в части тарифобразования направлена на максимальное сдерживание тарифов для населения с одной стороны, а с другой обеспечить безубыточное производство электроэнергии и воды для населения. Проявляя постоянную заботу о населении, далее поднимая тариф, мы подсчитали возможным для смягчения нагрузки на семейный бюджет населения (в отопительный период начисления за счет отопления – выше) ввести тариф не с 1 января, а с апреля.
- Имеется ли на балансе РКЦ льготная категория жителей (пенсионеры, инвалиды, малоимущие семьи и т.д.), которые платят, например, по сниженным тарифам или другим способом за ком.услуги? Эти люди будут платить также, как и остальные потребители?
- Тарифной политикой государства льготные тарифы не предусматриваются, но, проявляя заботу о социально незащищенных слоях населения, государством предусмотрено жилищное пособие - компенсация, предоставляемая малообеспеченным слоям населения для возмещения затрат по оплате содержания жилья, потребления коммунальных услуг. В нашем городе на 01.04.2013 г. 355 человек получают жилищное пособие на оплату коммунальных услуг. Для оформления помощи государства необходимо обратиться в ГУ «Актауский Городской Отдел Занятости и Социальных Программ», расположенный в 11 микрорайоне, здание №50, где Вам подскажут какие необходимо предоставить документы.
- Прогнозируется ли повышение в этом году тарифов для юридических лиц?
- Нет
- Как происходит дифференциация объемов электрической энергии. Почему три уровня, почему 70 кВт/ч на человека? Почему 90 кВт/ч на человека в коттеджах этого мало. Кто выдумал?
- Порядок дифференциации тарифов на электрическую энергию неоднократно обсуждался в прессе и его детальный разбор не может уместиться в рамках этой публикации. Подробную информацию смотрите на сайте http://rkc.maek.kz.
Отметим, что дифференциация тарифов – это механизм политики государства по энергосбережению. Потребители, экономно расходующие энергию, платят по сниженному тарифу, менее экономные – по полному, расточительные – по повышенному. Владельцы коттеджей с множеством кондиционеров, подогревом полов и бассейнов должны платить больше чем владелец стандартной квартиры, также потому что они создают большую нагрузку на локальную энергосистему.
Идеи ресурсосбережения выдвигаются главой государства последние пять лет, их реализация осуществляется правительством и парламентом Республики Казахстан.
Дифференциация тарифов не приносит МАЭК какой-либо выгоды, формулы рассчитаны АРЕМ таким образом, чтобы поступления от расточительных потребителей (третий уровень) компенсировали лишь понижение тарифа для экономных (первый уровень).
- Чтобы население было готово. Будет ли повышение тарифов на энергоресурсы в следующем году? Наверняка, план повышения тарифов расписан на ближайшие 3 года
- Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года №1628 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2009 года №392» для ТОО «МАЭК-Казатомпром» утверждены предельные тарифы на электроэнергию до 2015 г
- МАЭКу необходимо производить модернизацию оборудования. Повлияет ли повышение тарифов на этот процесс?
- Большая часть задействованного в производстве электроэнергии энергетического оборудования электростанций и электросетевых объектов МАЭК (котлоагрегаты, турбоагрегаты, генераторы, силовые трансформаторы, линии электропередачи, коммутационные аппараты, контрольно-измерительные приборы и т.д.) введено в строй еще в середине прошлого века (1960-1975гг.) и на сегодняшний день приближается к полной выработке назначенного ресурса. Не смотря на то, что для поддержания его в исправном состоянии владельцем на протяжении всего срока эксплуатации выполнялись все необходимые виды технического обслуживания и ремонтов, сейчас настал момент, когда становится технически невозможным и экономически нецелесообразным продолжение эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования. Очевидно, что в такой ситуации единственно рациональным является замена изношенного оборудования на современное, высокотехнологичное, экономичное. Разумеется, выполнение реконструкции и модернизации требует огромных финансовых ресурсов, которых у предприятия катастрофически не хватает. Поскольку единственный источник дохода для МАЭКа - это выручка от продажи продукции, то понятно, что только увеличение тарифа позволит получить дополнительные средства для решения давно назревших проблем стареющего производства.
- Приближается лето – время, когда в городе частыми становятся перегрузки на энергосетях, что приводит к отключению света в микрорайонах. А вы повышаете тарифы на энергию. Можно ли считать, что увеличение тарифов как-то положительно повлияет на ситуацию, описанную выше.
- Перерывы в подаче электроэнергии потребителям в летний период связаны, прежде всего, с перегрузкой распределительных кабельных сетей и трансформаторных подстанций (ТП) не находящихся в ведении МАЭКа.
На фоне ежегодного увеличения электропотребления, обусловленного интенсивным развитием города, не менее остро стоит проблема перегруза силовых трансформаторов и на принадлежащих нашему предприятию головных понизительных подстанциях (ГПП).
МАЭК ежегодно проводит работы по усилению и обновлению своих подстанций. Только за последние годы установлен дополнительный трансформатор на ГПП-2Г, заменены трансформаторы на ГПП-3Г, построена новая подстанция ГПП-«Прибрежная», поэтапно меняется коммутационная аппаратура и т.д. В предстоящие годы жизненно необходимо продолжить выполнение затратных, но очень важных технических мероприятий, направленных на повышения надежности электроснабжения жителей города. К сожалению, без увеличения тарифа эти работы не смогут быть профинансированы.
- В настоящее время действуют льготные тарифы для социально-незащищенных слоев населения, рассчитанные по уровню существовавшего ранее тарифа. На сколько процентов увеличится данный тариф?
- Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий определен порядок трехуровневой дифференциации тарифов на электрическую энергию населению в зависимости от объемов потребления или по зонам суток. Дифференцированные тарифы для населения установлены уполномоченным органом (Департаментом Агентства республики Казахстан по регулированию естественных монополий г. Актау) по согласованию с акиматом г. Актау.
Для одиноко проживающих пенсионеров по возрасту, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам, использующих и не использующих электрические плиты, за исключением указанных лиц, имеющих в собственности более одного жилого помещения (квартиры) установлены льготные (увеличенные) величины потребления электроэнергии на одного человека. Обращаем внимание читателей, что дифференцированные тарифы в зависимости от объемов потребления на электрическую энергию для населения города одинаковы для всех, в том числе и для тех, кому величина объемов потребления электроэнергии на одного человека увеличена. Приводим для сведения величины объемов потребления электроэнергии, которые оплачиваются по минимальному тарифу.
Обычный потребитель в домах без э/плит, оплачивает по минимальному тарифу до 70 кВтч
Льготный потребитель в домах без э/плит, оплачивает по минимальному тарифу до 95 кВтч
Обычный потребитель в домах с э/плитами, оплачивает по минимальному тарифу до 90 кВтч
Льготный потребитель в домах с э/плитами, оплачивает по минимальному тарифу до 100 кВтч
Помимо этого, ТОО «МАЭК-Казатомпром», проявляя заботу о малообеспеченных слоях населения, подписал в 2011 году с акиматом г. Актау Соглашение о социальном партнерстве, по которому ТОО «МАЭК-Казатомпром» принимает на себя обязательства по оплате начисленных объемов электроэнергии на общие домовые нужды малообеспеченным.
- Действующие дифференцированные тарифы для населения рассчитаны исходя из ранее существующего тарифа. Какими будут эти тарифы после увеличения базового тарифа на 30%?
тариф до 07.04.2013г | тариф с 07.04.2013г | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОО "МАЭК-Казатомпром" | ГКП АУЭС | тариф до конечного потребителя с НДС | ТОО "МАЭК-Казатомпром" | ГКП АУЭС | тариф до конечного потребителя с НДС | рост | ||
1 | Электроэнергия базовый тариф | 2,85 | 1,39 | 4,75 | 3,71 | 1,39 | 5,71 | 20% |
1.1. | Потребители (физические лица),не использующие электрические плиты | |||||||
до 70 кВтч на 1 чел | 2,54 | 1,18 | 4,17 | 3,30 | 1,24 | 5,08 | ||
70-150 кВтч на 1 чел | 3,42 | 1,60 | 5,62 | 4,45 | 1,67 | 6,85 | ||
более 150 кВтч на 1 чел | 4,28 | 2,00 | 7,03 | 5,57 | 2,09 | 8,58 | ||
1.2. | Для одиноко проживающих пенсионеров по возрасту,инвалидов,участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам,не использующих электрические плиты | |||||||
до 95 кВтч на 1 чел | 2,54 | 1,18 | 4,17 | 3,30 | 1,24 | 5,08 | ||
95-160 кВтч на 1 чел | 3,42 | 1,60 | 5,62 | 4,45 | 1,67 | 6,85 | ||
более 160 кВтч на 1 чел | 4,28 | 2,00 | 7,03 | 5,57 | 2,09 | 8,58 | ||
1.3. | Потребители (физические лица),использующие электрические плиты | |||||||
до 90 кВтч на 1 чел | 1,45 | 0,67 | 2,37 | 1,89 | 0,71 | 2,91 | ||
90-180 кВтч на 1 чел | 3,42 | 1,60 | 5,62 | 4,45 | 1,67 | 6,85 | ||
более 180 кВтч на 1 чел | 4,28 | 2,00 | 7,03 | 5,57 | 2,09 | 8,58 | ||
1.4. | Для одиноко проживающих пенсионеров по возрасту,инвалидов,участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам, использующих электрические плиты | |||||||
до 100 кВтч на 1 чел | 1,45 | 0,67 | 2,37 | 1,89 | 0,71 | 2,91 | ||
100-190 кВтч на 1 чел | 3,42 | 1,60 | 5,62 | 4,45 | 1,67 | 6,85 | ||
более 190 кВтч на 1 чел | 4,28 | 2,00 | 7,03 | 5,57 | 2,09 | 8,58 |