Почему в Актау бензин не только дорожает, а вообще пропадает с заправок?

Бензин в Казахстане стал напоминать любимое лакомство Вини Пуха. Помните, «мед - это очень странный предмет: он если есть, то его сразу нет…»? Бензиновый кризис прокатился по стране, не оставив без своего внимания ни один уголок республики. Бензин в Казахстане стал напоминать любимое лакомство Вини Пуха. Помните, «мед - это очень странный предмет: он если есть, то его сразу нет…»? Бензиновый кризис прокатился по стране, не оставив без своего внимания ни один уголок республики. Заглянул даже в города, имеющие на своей территории нефтеперегонные заводы
«Почему так произошло?» - этим вопросом озадачились все - от простого водителя до министра экономики. И наша газета не исключение. Поскольку министра у нас под боком нет, а бензиновые воротилы тоже в Актау отсутствуют, то вопросы мы задали координатору Ассоциации автозаправочных станций Мангистаускои области Неталиеву Гариполле Сайполлаевичу.

Нефть дорожает - бензин дорожает, нефть дешевеет, но бензин все равно дорожает...
А когда он подорожал настолько, что «перепрыгнул» все установленные правительством ценовые рубежи, то просто исчез из продажи — это какой-то экономический нонсенс, в котором очень не просто разобраться даже участникам этого бензинового рынка.
Координатор Ассоциации АЗС Мангистауской области в ответ на наш вопрос привел простую формулу:
- Буквально на днях премьер-министр Масимов официально признал, что у нас в Казахстане недостаток производства топлива. Это реально так, - сказал Гариппола Сейполлаевич.
Но в это же время директор Атырауского нефтеперерабатывающего завода говорит, что у него переполнены склады и он не может отправлять горючее из-за недостатка цистерн.

Если это действительно так, то данное утверждение, по сути, перчатка в лицо министру нефти и газа Сауату Мынбаеву, который на требование премьера «НАДО» по-комсомольски гордо ответил «ЕСТЬ!» и заверил партию «Нур Отан» и правительство, что в ближайшие дни будет закуплено и доставлено в Казахстан 50 тысяч тонн российского горючего. А может быть надо найти вагоны-цистерны?
Здесь опять чувствуется какой-то подвох, если вспомнить, что наши министры упорно утверждают, что дефицит бензина образовался из-за того, что в России он дороже, и теперь в связи с образованием таможенного союза, нефть стало выгоднее продавать в Россию и горючее стало уходить к северному соседу.

Но господин Неталиев с такой трактовкой причин образовавшегося дефицита горючего не согласен. По крайней мере, он утверждает, что не владеет информацией о том, что бензин стал уходить в Россию. Между тем, это очень важный момент в этой запутанной истории.
Обратите внимание на отправные точки бензинового кризиса.
ДЕФИЦИТ есть — это первый постулат и бесспорный. ЦЕНА в России выше — тоже факт. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦЕНЫ правительство обещает удержать в рамках незначительной инфляции (не более 6%) - а вот тут начинаются метаморфозы, которые даже координатор Ассоциации мангистауских АЗС объяснить не в состоянии. Не бензин, а шайтан-вода какая-то…

Вопрос первый: закупив в России 50 тысяч тонн горючего и не повышая цены, мы будем торговать себе в убыток? Ответ министра нефти и газа - «ДА». Тогда второй вопрос: а кто из предпринимателей готов торговать, не только не имея прибыли, но даже неся огромные потери? Ответ господина Неталиева - «КАЗМУНАЙГАЗ!!!». Только это мощное государственное предприятие способно что-то в одном месте потерять, чтобы в другом приобрести, и не ощутить даже слегка веяния кризиса.

Тем более что все заводы по переработке нефти принадлежат именно «КМГ»: Павлодарский и Атырауский на сто процентов, а Шымкентский на пополам с китайцами. Кроме того, «КМГ» владеет сетью собственных АЗС и этот кризис может только укрепить их позиции на рынке ГСМ.
В данной ситуации российский бензин будет реализовываться через сеть принадлежащих «КМГ» АЗС. А мелкие собственники останутся в долговой яме.
Между тем, именно мелким собственникам АЗС принадлежит 80% рынка, а сеть автозаправок «КМГ» и «Гелиос» не превышает 20%.
- Уход с рынка мелких собственников порождает двух мощных монополистов, - считает Гариполла Неталиев. Именно поэтому он и написал письмо президенту страны.

- Правительство страны, преследует свои макроэкономические цели, основным из которых является сдерживание инфляции, действует по принципу: все средства хороши. Но когда в жертву приносится практически весь рынок розничной реализации нефтепродуктов, потому что 80 % от общего числа АЗС в стане является небольшими сетями частных АЗС, то естественно у его непосредственных представителей возникает беспокойство за свое будущее. Для предпринимателя потеря рентабельности дела означает потерю экономического интереса к его продолжению, то есть ему это дело становится неинтересным. Это один из основных законов рыночной экономики, - говорит координатор Мангистауской Ассоциации АЗС, вспоминая при этом повесть Гоголя «Тарас Бульба».
- Предприниматели - порождение экономической политики, проводимой Президентом страны. Проще говоря, его детище. Поэтому, в трудное время предприниматели со своими тревогами, волнениями и беспокойствами обращаются к своему Родителю, и при этом не хотят оказаться в ситуации сына Тараса Бульбы Андрея — «Я тебя породил, я и убью!».

От президента мелкие собственники ждут того, что он возьмет под личный контроль реализацию нового закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Вышеуказанный Закон при всей своей важности и значительности для целей укрепления экономической безопасности страны и решения задач социального характера на макроэкономическом уровне, устанавливает определенные условия и ограничения при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов, то есть прямо затрагивает законные права и интересы, а по большому счету, определяет будущую судьбу значительного количества участников этого рынка: владельцев небольших сетей автозаправочных станций - конкретных людей на протяжении ряда лет ведущих предпринимательскую деятельность в этой сфере бизнеса и для которых эта работа стала основным делом их жизни.

Из комментария Г. Неталиева к письму президенту
«Правительство, как разработчик основных направлений государственной политики в области оборота нефтепродуктов, должно было озаботиться в первую очередь о том, какое влияние окажет Закон на основных субъектов рынка розничной реализации нефтепродуктов. Что их ожидает. Как говорится, тщательно выверяя каждый свой шаг, мы, к сожалению, не увидели и не услышали заботу и внимание к тем, кто в этой цепочке движения топлива с НПЗ до бака автомобиля занимает свое важное место. Может быть, надо было сначала опробовать практическую сторону Закона на одном виде нефтепродукта, например бензина Аи-80 или дизтопливе, производство которого в стране близко к объему потребления. И потом, в ходе апробации, двигаться в сторону расширения практики Закона с учетом полученного опыта.

В любом случае, начинать надо с расчета себестоимости нефтепродукта в крупнооптовом звене рынка, в момент его выхода с НПЗ. И уже отсюда, по цепочке торговых наценок, выходить на конечную «предельную» цену на пистолете АЗС».
Попытка посчитать прибыльность мелких АЗС оказалась безуспешной. На вопрос - по какой оптовой цене продают бензин производители? - господин Неталиев ответить не смог, потому что таких цен просто, по крайней мере их никто не знает официально. Каждый владелец АЗС лично договаривается, кто как может. И еще один немаловажный, но, по сути, самый важный момент в этом деле. Государство регулирует предельные цены на горючее, то есть не дает повышать цены в рознице, но при этом никак не регулирует цены на оптовую продажу. Как раз-таки тут и зарыта собака. По словам Гариполлы Сайполлаевича, владелец мелкой АЗС сейчас с литра бензина имеет максимум дохода в 6 тенге. На эти деньги ему нужно содержать штат работников, ремонтировать оборудование, оплачивать бензовозы и водителей и так далее...

Частные предприниматели считают, что государство под контролем президента должно выработать формулу расчета оптовых и розничных цен на ГСМ. Эта формула должна быть простой, понятной и, что самое главное, прозрачной. Вопросы ценообразования не должны быть скрыты от общества. Потому, что бардак в сфере поставок бензина неизбежно бьет по всей экономике.
Выводы делайте сами, но уж очень сильно похоже на то, что кто-то хочет полностью монополизировать рынок ГСМ.

фото Ольги Ярославской