Сердце святого Мангистау
- Скорее всего здесь существовал Храм огня - святилище древних номадов, горел великий Огонь. Об этом говорят каменные руины. К сожалению, здесь ни разу не проводились археологические исследования, которые бы разгадали таинственную «ипостась» Отпана, - делится Куралай Изимбергенова, заведующая отделом истории историко-культурного комплекса «Отпан».
Для народов, живших когда-то в наших бескрайних степях, гора Отпан считалась духовным центром поклонения и паломничества, местом спасения от внешних врагов. Именно здесь решались вопросы защиты родных мест, именно отсюда батыры отправлялись в путь для отстаивания дальних рубежей. В такие исторические моменты зажигался Великий Огонь - клич, который объединял воинов в один кулак.
Куралай Изимбергенова рассказывает:
- Для народа Мангистау XVIII-XIX века были неспокойными. Хивинский хан с целью завоевания территорий направлял свои войска, которые часто враждовали с адайцами из-за пастбищ и водопоя. Старики помнят пять нападений хивинцев на наши земли - это 1825,1832,1845,1852 и 1860 годы. В эти лихие, тяжелые времена, выпавшие на долю народа, батыры Шотан, Балуанияз, Кожагельды, Суинкара, Конай, Толеп, Кармыс, Шабай, Сугир выигрывали в сече с чужеземцами. В таких ситуациях огонь-клич, зажженный на Устюрте, передавался по эстафете. Решающим местом становился Отпан – центр святого Мангистау.
В годы Великой Отечественной войны наши земляки, уходя на фронт, поклонялись сакральной вершине. Вдовы и дети фронтовиков с плачем и рыданиями приходили к горе и молились, чтобы Всевышний вернул им их кормильцев.
У казахов имеется не одна такая возвышенность: хребет Хан Тэнгри, Мартобе Сайрама, Окжетпес в Кокшетау, ханская высота в Чингизских горах. В числе этого горного каравана находится и Отпан.
- В недалеком будущем здесь построят гостиницы для туристов и паломников, административный центр комплекса, кафе-столовую на 100-150 человек. Откроются мастерские художников – прикладников по изготовлению сувенирной продукции, - говорит Куралай Изимбергенова.
Чем ближе к горе Отпан, тем величественнее становятся Аксарай и белокаменный мавзолей Адай Ата.
Прибывших туристов и гостей работники комплекса проводят в Аксарай, где находится музейная экспозиция, созданная 18 сентября 2010 года.
Экспозиция состоит из шести залов: вводного, истории становления Казахского государства, ислама на Мангистау, этнографии, «Мангистау и мангистаусцы» и «Мангистау и семь народов, населявших полуостров».
Следующие объекты для обозрения – это комплекс памятников, находящихся на самой горе.
Первый из них посвящен образам всех матерей мира. Памятник представляет собой стелу высотой 15 метров. Постамент выполнен из белого ракушечника, а образ матери - из сусального золота. На поверхности памятника изображены летящие птицы, выпорхнувшие из сердца матери, олицетворяющие ее детей - продолжателей человеческого рода.
На гору туристы поднимаются по каменной лестнице, по 362 ступенькам.
На самой вершине стоит белокаменный мавзолей родоначальника Адай Ата. По легенде, сохранившейся у народа, он был известным батыром, боровшимся за свою землю, и прожил 115 лет. Умер Адай Ата в окружении своих потомков в районе нынешнего Ташкента, который являлся вотчиной казахов-алшынов.
Высота сооружения – 37 метров. По обеим сторонам мавзолея возвышаются еще два сооружения. Символически это два сына Адай Ата - Келимберды и Кудайке.
Внутри мавзолея Адай Ата находится саркофаг, под которым символически захоронена земля из могилы предка.
На вершине расположены еще два объекта: памятник небесному волку - тотему древних тюрков и место, где зажигался Великий Огонь.
- Предания о волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие исторические корни. Если обратиться на китайскую летопись VII века, тюрки-тугю произошли от волчицы. А было это так…
...Однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. От голодной смерти его спасла волчица, приносившая ему мясо. Когда мальчик подрос, волчица родила от него десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских родов. В их числе был и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире рода Ашина, с которым были связаны родословные ханских династий голубых тюрков, караханидов, хазар, монголов, в том числе и чингизидов.
Волчица выступает как прародительница в генеалогических легендах многих других народов. Не случайно исторически это бесстрашное и благородное животное выбрано тотемом-символом древнетюркского народа. И не зря он стоит, как символ бесстрашия на горе Отпан, - рассказывает Куралай Изимбергенова.
Череду памятников на Отпан-тау завершает мировое древо «Байтерек» - сакральное «дерево пожеланий», к которой паломники, гости, туристы привязывают платки, кладут у подножия монеты для исполнения своих желаний. Изначально древо «байтерек», по космогоническим мировоззрениям древних народов, обитавших в Арало-Каспийском пространстве, является неким «мостом» между тремя мирами: подземным миром, миром живущих и миром Космоса - высшего разума.
Аналогичные деревянные шесты находятся на могилах людей, олицетворяющие святость захороненных.
С вершины Отпан-тау в тихую, безветренную погоду полуостров виден как на ладони, особенно ночью хорошо просматриваются огни Актау, Жетыбая, Шетпе, Шаира, Карагие, вершины Манаты, Шеркалы, Бесшокы, Ушауыз.
Издалека к себе манит путников белокаменное сооружение и золотые солнечные купола Адай Ата.
Земля Мангистау издревле славится своей загадочной и притягательной историей. Как утверждают специалисты, здесь сконцентрированы 80% всего фонда памятников, находящихся на территории обширного Казахстана.
Священная гора Отпан, самая высокая географическая точка горного Каратау, находящаяся в 139 км от областного центра, является Сердцем высокой духовности Мангистау.
Торжества на Отпан-тау пройдут 28 октября. Предусмотрена праздничная программа, в которую включены конные скачки, концерт мастеров искусств края.