В Актауском суде по делу Козлова, Сапаргали и Аминова заслушали экспертов и свидетелей
Все эксперты, к недовольству правозащитников и обвиняемых, выводы следствия подтвердили. Досталось и прессе. В частности газете «Республика», телеканалу «К+». Политолог Роза Акбарова зачитывала в основном заголовки из газет, которые по ее мнению, наглядно демонстрируют, что журналисты данных порталов, финансируемых Аблязовым, призывали к свержению власти. К примеру, заголовок «Единым фронтом против власти». Отдельно эксперт продемонстрировала документ, который якобы составила главный редактор газеты «Голос Республики» Ирина Петрушова. Фраза-призыв из документа: «создать сверхнапряжение в обществе и вызвать ощущение страха и напряжение... у власти».
Этот наезд на прессу вызвал ропот негодования в кучке правозащитников.
На втором этапе судебного заседания к представителю Казахстанского бюро по правам человека Евгению Жовтису присоединились представитель общественного фонда «Хартия за права человека» Амангельды Шорманбаев, Павел Дудин – наблюдатель, Олена Луньева и Ирина Виртосу – представители международного правозащитного комитета из Украины и Сзереп Жибр Зессулиз – представитель международного правозащитного комитета из Польши. Прибыл так же известный российский правозащитник Лев Пономарев.
Сойдя с трапа самолета, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Александрович Пономарев согласился ответить на несколько вопросов газеты «Лада». По словам Льва Пономарева, он еще не очень разобрался в причинах погромов в городе Жанаозен и надеется, что данная поездка прояснит для него ситуацию. Но при этом он не считает, что действия казахстанских оппозиционеров Козлова, Сапаргали и Аминова, могли носить уголовно наказуемый характер. «Даже если оппозицию финансировал опальный олигарх Аблязов, это не подпадает под уголовную ответственность», - сказал директор общероссийского движения «За права человека». По мнению Пономарева суд в Актау по общественной значимости второй после суда над Жакияновым и Аблязовым. На вопрос, чем он может помочь казахстанской оппозиции своим приездом на Мангистау, Лев Александрович ответил, что он не является организатором цветных революций. Его помощь будет заключаться в том, чтобы донести правду до мировой общественности.
Пока правозащитники разбираются, что донести до мировой общественности, суд продолжается и эксперты доносят следующее. Роза Акбарова представила заявление Владимира Козлова на суде в Великобритании. По заявлению эксперта опальный олигарх Мухтар Аблязов на 97% обеспечивал финансирование партии «Алга», которую возглавлял Владимир Козлов. Роза Акбарова процитировала слова самого Козлова - «Откровенно говоря, без его поддержки нам бы не удалось выжить».
Далее в зал судебного заседания был приглашен доцент кафедры психологии ВКГУ, эксперт-психолог Амангельды Акашев, которого просили составить психологический портрет подсудимых. Получилась такая картина.
По словам эксперта, «в выступлениях Сапаргали обнаружены призывы к смене власти, конституционного строя, к насильственным действиям. Он обладает повышенной способностью к вытеснению, демонстративности поведения, живости, подвижности. Он склонен к лживости и притворству, направленному на приукрашивание своей персоны, позерству. У него явное стремление к лидерству, жажда внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, почитания и удивления. Самооценка далека от объективности, может раздражать своей самоуверенностью и своими притязаниями. Систематически провоцирует конфликты».
Напомним, что позиции Аминова несколько изменились - в первом же судебном заседании Жак признал свою вину. Хотя и это может быть его позицией, с целью смягчить приговор.
После разгона забастовщиков от производственной базы УОС-5, облила себя бензином и грозилась самосожжением. После чего была доставлена в больницу, откуда той же ночью сбежала.
Была в числе обвиняемых по делу о расхигании социальной розни, но воспользовавшись 65 статьей перешла не просто в свидетели, а стала активной нападающей на оппозицию.
На суде обвинила Козлова и остальных оппозиционеров.
«Нам трудовой спор политизировали, нашим положением прикрывались. Учитывая все это, вину свою признаю. Это как итог всему – что нас использовали., - заявила на суде Наталья Ажигалиева, - Вся информация преподносилась однобоко. Все говорили, что вы правы, стойте и дальше. Людей обнадеживали, но ничего не делалось для решения наших требований.
Да, нам помогали материально, счет открывали, но наши требования не решались. Люди, которые приехали нам помочь, были неподготовленные. Люди приехали ради своего пиара».
На суде, который идет на государственном языке возникают трудности с переводом. Но промелькнула фраза со стороны экспертов, что Ажигалиева страдает клаустрофобией.
Может быть это объясняет поведение активистки забастовок. Человек, который боится замкнутого пространства, однозначно не сможет чувствовать себя нормально в камере.
Но обвиняемым от этого не легче.
Понимать это вероятно следует так:был Козлов в Жанаозени, или нет, призывал не призывал, но поскольку последний бунт был в 1987 году, то в 2011 пришло время бунтовать снова.
Как к этим аргументам отнесется судья судить сложно.
Фото автора