О событиях в Жанаозене из зала суда

В Актау судебный процесс над Владимиром Козловым, Сериком Сапаргали и Акжанатом Аминовым затормозился на неделю. Есть время немного осмыслить происходящее... В Актау судебный процесс над Владимиром Козловым, Сериком Сапаргали и Акжанатом Аминовым затормозился на неделю. Есть время немного осмыслить происходящее...

Суд над лидером партии «Алга» Владимиром Козловым, оппозиционным деятелем Сериком Сапаргали и бывшим заместителем начальника УОС-5 по социальным вопросам Акжанатом Аминовым проходит в здании Мангистауского областного суда. Этот процесс еще задолго до его начала назвали «первым политическим судом в Казахстане».

Да, трудовой конфликт некие силы умудрились сделать политическим, поэтому теперь на скамье подсудимых сидят оппозиционеры. Но первые три дня суда показали, что не все так просто и не все так уж политизированно.

Судя по показаниям свидетелей, которых допрошено около десятка, имели место не столько политические мотивы, сколько личные и корыстные.
На протяжении восьми месяцев общественность пытались убедить, что работодатели из «Озенмунайгаз» и руководство акиматов Жанаозена и области не хотели разговаривать с бастующими. Показания свидетелей на суде говорят об обратном.


По показаниям в суде вице-министра труда и социальной защиты населения РК Биржана Нурымбетова, во время забастовки он приезжал в Жанаозен и пытался вести переговоры четыре раза.
Первый приезд 18-19 марта 2010 года. В то время со стороны забастовщиков было предъявлено 14 требований и одно из них было касательно оплаты труда. Это требование было удовлетворено. Оплата тогда выросла почти на 50%. Данные по этому вопросу озвучивались на суде. Данные требования были вновь выдвинуты во время последней забастовки, которая окончилась разгромом города.

Второй приезд был 13 мая 2011 года. Поводом послужило поступление писем от профсоюза «Каражанбасмунай». Причина та же - применение к оплате труда коэффициента 1,8.

«На данные письма я ответил в качестве вице-министра, затем ответила министр труда и соцзащиты Абдыкаликова. В дополнение к этому, главный начальник департамента Генпрокуратуры также ответил», - сказал на суде вице-министр.

Третья встреча 15 ноября 2011 года длилась всего пять минут. Прервана она была опять же по требованию бастующих.
Напомним, что за этот период с бастующими пытались разговаривать акимы Жанаозена и Мангистауской области, неоднократные попытки делали руководство «ОМГ» и «КМГ». Но все это было впустую.

Четвертый приезд вице-министра пришелся на 24 ноября 2011 года. На этой встрече присутствовало 4 независимых эксперта, представители производственного филиала «Озенмунайгаз» и ТОО «Бургылау».
«В данном случае рассматривался не только вопрос повышения зарплаты, но и вопрос увольнения недавно назначенного руководителя ПФ «ОМГ», — объяснил на суде вице-министр.

Работников компании «Озенмунайгаз», не желающих дальше продолжать бастовать, запугивали.
Об этом 20 августа на суде заявил бывший начальник департамента управления кадрами компании Амантай Смадинов, выступивший в качестве свидетеля. «Я сам проживаю в Жанаозене, там живут и работают мои родственники, и когда мы их попросили выйти на работу, они отвечали, что их запугивают, угрожают сжечь», – сказал Смадинов, отвечая на вопросы стороны обвинения.
На суде прозвучали цифры, что в ПФ «ОМГ» работает более 9 тысяч человек. Активных забастовщиков было около 900, еще около 300 человек были из числа запуганных.
Из того, что было до сих пор сказано на суде, пока не вырисовывается картина политического процесса. Как факт прокуратура предъявила пока только корыстные интересы. Более всех пострадать может Акжанат Аминов.
Он уже сам признал свою вину, так же как и Серик Сапаргали, поэтому суд как смягчающее вину обстоятельство может учесть именно признание и раскаяние.

И тем не менее, выступающие на суде свидетели уверяют, что Аминов еще во время забастовки 2008 года извлек для себя пользу. После забастовки он из простого водителя превратился в заместителя директора по социальным вопросам.
По материалам следствия, в последующих забастовках Аминов пытался добиться смены руководства «ОМГ» в интересах одного из своих родственников, которому пытался помочь стать директором компании. Так ли это - покажет дальнейшее судебное разбирательство.
Что касается лидера незарегистрированной партии «Алга» Владимира Козлова, то свою вину он не признал даже частично. Ведет он себя на суде уверенно. До настоящего момента по обвинению в его адрес что-либо существенного выдвинуто не было, только разговоры о его связи с опальным олигархом Аблязовым.

Один из старейшин, Асылбек Айдаров, заявил в суде, что такого неуважения к старшим, как во время забастовки, он не видел никогда.
«Я видел людей, которые не то что старейшин не слушали — они своих родителей не слушали. Их кто-то научил, что если они будут лежать на площади и не работать, то их мечты исполнятся. Сейчас некоторые из них при встрече просят прощения и говорят, что вели себя неправильно», — сказал в ходе судебного заседания председатель Совета ветеранов Жанаозена Асылбек Айдаров.

Булат Абилов известный предприниматель примкнувший к оппозиции в первый день суда ограничился тем, что подошел в перерыве к обвиняемым и прокричал слово "Колдаймын" (поддерживаю)

Фото автора