Никар Рафикова: Возврату подлежит любой товар
Так, например, Ирина присмотрела себе в одном из магазинов Дома быта кофточку. Примерять её нельзя, но прикинув "наглаз" женщина решила, что сядет обновка идеально.
- Кофта стоила пять тысяч тенге, с одной стороны не много, но и не мало. Когда я уже выходила из магазина с покупкой, продавец в след добавила: «Товар возврату и обмену не подлежит». Придя домой и примерив кофту, я с сожалением поняла, что отныне и навсегда место этой кофты в дальнем углу шкафа, там где лежат вещи, которые я никогда не ношу. Идти возвращать вещь я даже не подумала. В магазине ведь висело объявление, - рассказала Ирина.
Позицию Ирины и сотни таких же покупателей, которые мирятся с подобной ситуацией, в корне не разделяет председатель Мангистауского общества защиты прав потребителей Никар Рафикова.
- Такие ситуации происходят только потому, что наш потребитель не знает своих прав. Возврату не подлежат только четыре категории товаров: лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, чулочно-носочная продукция, нижнее белье, животные и растения. Но если товары этой категории оказались некачественными (просроченные таблетки, порванные чулки и т.д.) их тоже можно вернуть. Так что считаю, что возврату подлежит любой товар в течении срока годности. Если не установлен гарантийный срок, то в течении периода его эксплуатации — это касается, например, обуви. Минимальный срок её носки должен составлять один сезон. Если в течении этого времени обувь развалится, по причине её плохого качества, продавец обязан её обменять или вернуть деньги покупателю. Приобретаемая одежда, также должна быть пригодна для ношения в течении определённого количества времени. И если человек, по различным причинам не смог купленным товаром воспользоваться или он ему не подошёл, он имеет полное право его вернуть в течении 14 дней. А если товар при этом еще и не качественный, тем более он должен его вернуть. Также, если вещь требует примерки, то есть имеет размер, который может не подойти, никаких запретов быть не должно. Если продавец не может предоставить помещение для примерки, а покупатель все же рискнул и приобрел вещь, которая впоследствии ему не подошла он может её обменять или вернуть себе деньги, если нет соответствующего товара на обмен. При этом, важно помнить, что совершая покупку необходимо требовать у продавца чек. Если по каким тот причинам в магазине нет фискальных чеков ( как правило, некоторые продавцы придумывают оправдания, чтобы их не давать - аппарат сломался, свет перегорел и т.д.), просите товарный чек с наименованием товара и печатью ИП, - разъясняет Никар Рафикова.
Многие недобросовестные продавцы, будут скандалить с покупателем апеллируя доводом, по типу «нет чека — нет денег». Однако, если купленная вещь при ближайшем рассмотрении оказалась некачественной или дефектной, а покупатель все же не взял чек или потерял его, это совсем не значит, что вернуть свои кровные теперь невозможно. Проблематично, да, но вполне реально. В Законе РК «О защите прав потребителя» говорится - отсутствие чека не препятствует предъявлению претензий. В данном случае, чтобы отвоевать свои деньги необходимо пригласить свидетелей, которые присутствовали в момент покупки (подруга, сестра, мама, муж, жена и т.д.)
Элементарные права потребителя не знают и сами продавцы и владельцы торговых точек. Так одна из предпринимательниц в Доме быта, на просьбу снять объявления о невозможности возврата и обмена продаваемого ею товара, так как оно противозаконно, отреагировала весьма агрессивно: «Мой магазин, какие хочу правила, такие и устанавливаю. Не нравится вам, можете не покупать».
- Закон о правах потребителя един, - говорит Никар Маликовна. - Его обязаны исполнять все, в независимости от прав собственности. Объявления «товар не подлежит возврату и обмену» ущемляют права потребителя и являются противозаконными. Если покупатели сталкиваются с подобными нарушениями они имеют право обратиться с заявлением в Департамент Комитета технического регулирования и метрологии по Мангистауской области, у которого есть полномочия заставить продавца снять это объявления и взыскать с него штраф согласно административному кодексу.
Во многих магазинах во время сезонных распродаж, можно увидеть подобное объявления, но с маленькой поправкой: "купленный со скидкой товар не подлежит обмену и возврату". Это тоже нарушение. В Законе РК "О защите прав потребителя" нет оговорок на уцененные товары и их также можно вернуть или обменять.
Председатель Мангистауского общества защиты прав потребителя советует горожанам занимать активную гражданскую позицию. Не лениться, обращаться в надлежащие органы с заявлениями и отстаивать свои законные права.
- Нам очень часто звонят с жалобами. Но мы не обладаем полномочиями утраивать проверки и наказывать. Все что в нашей компетенции — дать подробные разъяснения к кому и куда обратиться. Важно понимать, что по звонкам ни какая работа вестись не будет, конкретные шаги можно принимать только при наличии заявления от потребителя. Если люди сталкиваются с фактами ущемления их прав как потребителя, они не должны закрывать на это глаза и молча соглашаться на навязываемые им условия купли-продажи. Есть Закон, который их защищает и им нужно пользоваться.
PS: Обратиться с жалобами касаемо нарушения потребительских прав, а также при приобретении некачественных продуктов и товаров можно в общественную приемную организованную при Департаменте Комитета технического регулирования и метрологии по Мангистауской области (ГОССТАНДАРТ) по телефону: 42-02-88; Адр: г. Актау, 26 мкр., 52 здание, 11 кабинет.
фото Светланы Антоновой и Рашида Исмагилова