Талгат Алибаев: Противостоять религиозным фанатикам мы можем только сообща

События в Актобе 5 июня текущего года остаются самой актуальной темой казахстанских (и не только) СМИ. Преступники, по данным МВД, являются радикальными приверженцами нетрадиционных религиозных течений. По последним данным, в результате нападений террористов погибли семь человек, силовиками уничтожены 13 бандитов. Какие бы причины не стояли за трагическими событиями в Актобе - борьба политических элит Казахстана или же всплеск исламского экстремизма - общество должно серьезно и, главное, совместными усилиями противостоять этому злу. Так считают участники межведомственного совещания, прошедшего 10 июня под руководством прокурора Актау Талгата Алибаева.
События в Актобе 5 июня текущего года остаются самой актуальной темой казахстанских (и не только) СМИ. Преступники, по данным МВД, являются радикальными приверженцами нетрадиционных религиозных течений. По последним данным, в результате нападений террористов погибли семь человек, силовиками уничтожены 13 бандитов. Какие бы причины не стояли за трагическими событиями в Актобе - борьба политических элит Казахстана или же всплеск исламского экстремизма - общество должно серьезно и, главное, совместными усилиями противостоять этому злу. Так считают участники межведомственного совещания, прошедшего 10 июня под руководством прокурора Актау Талгата Алибаева.

В условиях растущей угрозы вышеназванных явлений собравшиеся особо подчеркивают важность скоординированных совместных действий в укреплении стабильности и безопасности в областном центре. Между тем, ситуация далека от идеальной, говорит прокурор Актау Талгат Алибаев. По его данным, на сегодня проверены 169 объектов, включая средние школы, детские сады, рынки и т.д. 45 из них отнесены к уязвимым в террористическом отношении. Руководители 11-ти объектов прямо заявили, что не готовы к серьезным испытаниям, в них нет элементарных камер видеонаблюдения.

По словам прокурора, большую озабоченность вызывает то, что руководство школ не уделяет охране этих объектов должного внимания. Из 422 камер видеонаблюдения, расположенных в средних школах Актау, работают только 384, то есть не более 90 процентов.

- Плохо то, что сроки хранения видеозаписи колеблются в пределах трех-четырех недель, то есть при проведении досудебного расследования мы не можем наблюдать всю картину происшествия. А ведь даже участников вчерашних актюбинских событий во многом удалось выявить именно благодаря камерам наблюдения, - сказал Талгат Алибаев.


Он также отметил, что педагогам и правоохранителям необходимо подумать над подачей информации о безопасности школьникам.

- Сейчас, в основном, раздают буклетики, брошюрки, но боюсь, что они малоэффективны в вопросах безопасности детей, - говорит Талгат Алибаев. - Многим ребятам лень прочитать свои учебники, а тут им еще предлагают буклеты. Информация вряд ли сохранится в их головах. Гораздо эффективней будет, если использовать для передачи информации бегущую строку в здании школы. Думаю, каждый школьник будет обращать на нее внимание. В конце концов, куда эффективней необходимую информацию поставить на главную страницу в планшетах и айпадах школяров.


С этим мнением солидарен секретарь Актауского городского маслихата Марат Молдагулов, он считает, что информация, предлагаемая школьникам, должна быть содержательной: краткость - сестра таланта.

- Все равно большие тексты школьники читать не будут. Лучше короче, но так, чтобы сразу цепляло. Можно даже объявить конкурс на лучший слоган через молодежный центр, пусть дети сами участвуют в этом деле, придумывают обращение о террористической безопасности к своим сверстникам, - говорит Марат Молдагулов.




Как сказал Талгат Алибаев, позаботиться нужно не только о безопасности жизни детей, но и об их психологическом состоянии во время проведения антитеррористических операций.

- Все помнят три случая в Актау, когда в полицию поступили анонимные звонки о заложенных бомбах в колледжах, - рассказывает Талгат Алибаев. - Подростков вывели на улицу, где их взору предстала не самая радужная картина - мало того, что люди в касках чуть ли не в осадном режиме ведут отработку, так еще и собаки. Никто не думал о том, что для детей это может быть стрессом. Плохо то, что сейчас в школах нет такого предмета, как основа безопасности жизнедеятельности. У нас в школе при СССР такой предмет был, хотя про терроризм мы и не знали, а сегодня, когда эта напасть уже в нашем доме, такой урок убрали.


Участники совещания поделились своими мнениями о том, как предотвратить распространение экстремистских идей среди молодежи. Представители этнокультурных объединений заявили, что в трагических событиях нет религиозной подоплеки, а тех, кто совершая убийства, прикрывается исламом, нельзя назвать мусульманами.

Собравшиеся признали, что в этих событиях косвенно виновны многие: как родители злоумышленников, учителя, которые практически не воспитывают детей-школьников, так и силовые органы, так как не уследили за экстремистскими проявлениями в среде молодежи. И сейчас главная задача спецслужб - не допустить появления еще большей активности религиозных фанатиков.



Марат Молдагулов, секретарь Актауского городского маслихата:

- То, что произошло в Актобе - это натуральный бандитизм, и за это нужно жестко карать. Если анализировать произошедшее за последние 10 лет в Джамбуле, Таразе, Актау и теперь в Актобе, то видно, что действия злоумышленников не поддаются никакой логике. Но главное сейчас - не критиковать их, а искать выход из этой ситуации, решить, как противодействовать экстремистам, как сделать так, чтобы молодежь не «велась» на их призывы. А почему наши дети так легко «ведутся», да потому что в 90-ые мы сами упустили их. В ту пору женщины, извините за прямоту, превратились в грузчиков, мужчины растерялись, а дети оказались не у дел. Мы забыли про их воспитание или, может быть, не могли в то непростое время уделить им должного внимания, но факт остается фактом. Надо заполнять пробелы, давайте просыпаться, начнем с возврата классных часов, возобновления работы спортсекций и кружков, вспомним, что такое шефство. У нас, согласитесь, очень много общественных деятелей, если каждый из них возьмет на себя хотя бы по два человека, то это будет здорово. Пора возвращать наших детей, а то это сделает за нас интернет, где много грязи или такие вот «истинные мусульмане».




Магомед Лорсанов, председатель чечено-ингушского НКЦ «Вайнах»:

- Трагедия, действительно, страшная, но она могла быть куда серьезней по масштабам, если бы не сработали спецслужбы и правоохранительные органы. Они не позволили террористам достичь цели. Действительно, в нашем обществе, в каждой семье помимо обычного должно быть религиозное воспитание. Еще в 1996 году, будучи в городе Грозный, видел 14-летнего мальчишку, который не ел пищу, приготовленную его матерью. Подросток тогда объяснял это тем, что мать не читает намаз, значит ее еда неправильная. А это уже современный случай в Актау - парень работает инженером, хорошо себя зарекомендовал, не курит, не пьет, но вот такая за ним особенность - в столовую вместе с коллегами не ходит, за руку ни с кем не здоровается. Все ничего, но пока другие общаются, этот парень сидит в интернете, ищет, как оказалось, материалы про изготовление взрывчатки. И вот таким вот молодым идейным некоторые вбивают в голову всякую ерунду, в том числе через интернет, где так много способов извращать сознание наших детей. Молодые люди думают, что они истинные мусульмане, но на самом деле о так называемом чистом исламе они не имеют ни малейшего представления. Они элементарно не умеют читать намаз, но закутали своих жен в хиджаб, они не знают ни одной проповеди, но отчаянно спорят с аксакалами и даже муллой, упрямо настаивая на той позиции, которую им внушили какие-то непонятные люди. Вот придешь в мечеть, там куча молодежи, даже школьного возраста, и, как минимум, 30 процентов парней пришли в мечеть после виртуальных проповедей некоторых «знатоков». Знаю я одного парня из этой среды, вместе с женой убежал в Сирию, там родили двоих детей и попали в такой переплет, что сами не рады. Понимая, как ошибался, этот горе-воин в слезах-слюнях просится домой, но поздно. Что касается событий в Актобе, то я почти на 100 процентов уверен, что это обработанные молодчики, которых кто-то призвал к этим действиям через интернет. Я думаю, что коли уж молодежь рвется в мечети, то перед имамами нужно ставить конкретные цели, чтобы они не просто наблюдали, как парни молятся в безликой толпе, а говорили с ними, направляли на путь истинный, в конце концов, это их призвание. А родители должны понимать, что если их сын не пьет, не курит, это еще не значит, что у него все в порядке. Часто оказывается, что у парня в голове полный бардак, все понятия искажены. И для того, чтобы этого не произошло с вашими сыновьями, с ними нужно просто говорить.






Айрапет Курдоглян, председатель армянского НКЦ «Ехпайрутюн»:

- Трагедия просто страшная. Подобное было в Турции, во Франции, Бельгии... И нам казалось, что это где-то далеко, но вот беда у нас на пороге, она уже в нашем доме. И кто бы мог подумать, что такое возможно в нашей стране. Без сомнения, этот теракт направлен на подрыв авторитета нашего президента, на свержение существующего строя, кому-то уж очень не нравится, что мы живем в мире и согласии. В такой ситуации думаю, что необходимо искать источники, то есть тех, кому это выгодно. Подрыв идет извне, государству необходимо усилить работу по пресечению финансирования подобных преступных группировок. Но это работа не только государства, спецслужб, полиции, это дело каждого из нас. Если бы руководитель любой компании, начиная рабочий день, говорил о проблеме, о мерах предосторожности со своим коллективом, то пользы было бы много. Я, к примеру, собрал 68 молодых людей, с которыми мы создали сайт, группу и теперь держим тесное общение, передаем информацию, сообщаем о каких-то странных на наш взгляд вещах, я контролирую каждый шаг всех членов нашего сообщества. Ситуация, действительно, серьезная, может вспыхнуть в любой момент, если мы этого не поймем, то террористы достигнут своей цели.