Дом №156«а» в 3 микрорайоне Актау стал не только пилотным, но и «проблемным» в Программе модернизации ЖКХ
Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства существует второй год. И если в других регионах страны она пользуется большим спросом, то в Актау ее боятся, как огня.
- В прошлом году мы провели более 80 встреч с собственниками квартир, а также выезжали в районы. Хочется отметить, что в отдаленных уголках региона население более понятливо подходило к данной программе. Но в областном центре мы столкнулись с проблемой. Большинство населения недопонимает и относится к Программе модернизации с недоверием, - рассказывает Токбиби Дуюшева.
Актау в Мангистауской области стал пилотным проектом. В прошлом году здесь, по словам директора филиала, за счет государства был сделан энергоаудит ветхих зданий. 20 домов прошли ревизию, в ходе чего было выявлено, где и в каком объеме необходим ремонт.
- Это очень серьезная технологическая процедура, которая дает возможность понять, что необходимо отремонтировать в доме. Энергоаудит был сделан специально в нижних микрорайонах, где жилье за многие годы пришло в негодность. Мы пытались встречаться с жильцами именно этих 20 домов, чтобы разъяснить им что к чему. К примеру, мы разработали сразу несколько вариантов проектно-сметной документации по ремонту одного из домов 4 микрорайона – от наиболее дешевого до более дорогого, в зависимости от объема работ. Хотели, чтобы люди увидели, насколько эта программа удобна и важна. Но, к сожалению, достучаться до жильцов мы не сумели, - говорит Токбиби Дуюшева.
В остальных регионах страны, программа, по словам директора филиала, пользуется большим спросом.
- В Актау же все наоборот. В этом году мы получили на область более 800 миллионов тенге. Это отличный вариант. В других городах 1,5 миллиарда выделяют и не хватает, а мы не можем освоить. Толком ни один дом из этих 20 мы в прошлом году выставить на модернизацию так и не смогли. При этом мы потеряли очень много времени. Всего за прошлый год было отремонтировано два дома – дом №156«а» в 3 мкр. и №45 в Мунайлинском районе, - говорит Токбиби Дуюшева.
По словам директора филиала, 156«а» дом был в крайне плохом состоянии. Ремонт прошел, но проблемы остались.
- Пока разъяснили все жильцам, пока оформили бумаги. В итоге к непосредственной работе мы приступили практически в конце года. И необходимо было торопиться, ведь если мы не освоим средства, нам необходимо делать возврат в бюджет. И в принципе, несмотря ни на что, дом сделан неплохо. В каком он состоянии был, и в каком сейчас – две большие разницы. Я оцениваю абсолютно объективно и хочу сказать, что если и есть какие-либо недостатки, то все они устраняются. Уже сейчас, глядя на них, жильцы соседнего дома просят, чтобы и им сделали ремонт.
Программа модернизации предусматривает беспроцентный займ у государства сроком на 7 лет. Также учитывается совокупный доход семьи. В случае, если сумма долга на ремонт жилищно-коммунального хозяйства превышает 7% от общего дохода, разницу покрывает государство.
- Плюс еще и в том, что модернизация предусматривает такие новшества, как автоматический тепловой пункт, который регулирует тепло в доме; энергосберегающие лампы, которые также позволяют экономить средства. Кроме того, государство предусмотрело и тот факт, что в течение 30 месяцев после ремонта подрядчик несет ответственность за качество выполненных работ. То есть, если что-то поломалось, он приходит и устраняет это бесплатно. Также в высотные дома государство бесплатно ставит новый лифт. Очень много домов, в особенности в нижних микрорайонах, которые на сегодняшний день нуждаются в ремонте. И люди должны радоваться, что их дом попадает под этот проект. А у нас же, не обходится без скандалов, - говорит Токбиби Дуюшева.
На сегодняшний день рассматривается также вопрос о том, чтобы жильцы сами выбирали себе подрядчиков для проведения ремонтных работ.
Жильцы 156«а» дома 3 микрорайона самой программой довольны, но недовольны проведенными работами, которые, по их мнению, выполнены некачественно.
Валентина Николаевна Пасынкова:
- Ремонтировать дома надо, причем обязательно. Программа сама отличная. Но надо делать все с умом и поэтапно, как это положено. То есть провести собрание, все обсудить, действовать постепенно. Нам ведь предлагали не просто провести капитальный ремонт, а именно модернизацию. То есть - утепление стен, установить автоматический тепловой пункт в подвале, крышу отремонтировать с гарантией на 50 лет.
Все материалы, как нам изначально сказали, будут привозиться с Европы, работать будут также приезжие специалисты, потому что наши люди не умеют работать с этими материалами. А в результате что получилось? Нас никто ни о чем не спросил. Добились нашего разрешения, что мы согласны на 18 миллионов провести ремонт, остальное со сметы повыбрасывали. Сказали: «Зачем вам такой дорогой тепловой пункт? Если сломается, что будете делать?».
Нам навязали подрядную организацию. Их никто не контролировал, они делали все, как хотели. Мы говорим «Не надо!», но нас никто даже не слушает. Говорят: «Не мешайте, пусть делают». Мы приходили, говорили «Вот нам это не нравится», на что нам отвечали: «Подпишите договор». Конечно, если бы все качественно и хорошо сделали бы, люди бы не возмущались. Кроме того… Разве зимой ведутся работы? Штукатурка уже осыпается. Зима, мороз, а они плитку кладут на улице. Кто так делает? Весной, конечно, все это потрескается. С документами с самого начала были проблемы.
Мы заключили договор с ЖЭКом 2-го микрорайона и подписали тройственный договор. ЖЭК пригласил специалистов, которые осмотрели выполненные работы и сказали, что подвал и крышу надо полностью переделывать. Теперь практически все придется ломать и делать заново, потому что сделали абы как, лишь бы побыстрее уйти.
У нас в доме живет сантехник, так он залазил и смотрел, сколько поставили труб, какие трубы и так далее. Они же надеялись, что мы не будем проверять, подпишем бумаги и все. Хотя за подвал по смете нам предлагают 7 миллионов, не включая коммуникации. В общем, по смете один только подвал выходит на 11 миллионов. А там еще и переделывать придется. А нам такой ремонт не нужен! И даже, учитывая, что платить выходит немного каждому. Но дело не в этом. Даже если я вообще платить не буду, зачем мне такой ремонт? Он рассыплется через год и мы опять будем просить деньги у государства. Конечно, бояться этой программы не стоит. Просто нужно все самим проверять и все бумаги оставлять у себя.
Тамара Балабекова:
- Программа сама очень хорошая, потому как домов очень много и все они нуждаются в ремонте. Деньги брать людям неоткуда. Но главное, я считаю, правильно донести ее до людей. Кроме того, нужно, чтобы люди сами все контролировали, а то у нас получилось, что в ноябре мы зарегистрировали кондоминиум и только в январе забрали документы.
Хотя по положению, в течение месяца должен быть избран орган управления. Лучше, если жители сами выберут фирму, с которой они будут работать. Выяснилось, что и ПСД мы должны были сами разрабатывать, но нам никто и не сказал об этом. В итоге, мы задним числом подписали согласие на ту фирму, которая уже работает. Мы также в нашем трехстороннем договоре указали, что компания «Тургын уй», которая выступает от государства, гарантирует нам 3-летнее качество выполняемых работ.
Не понравилось нам также, что нас постоянно держали в неведении. Хотя мы сколько раз обращались к представителям программы, но они нам так пространственно все объясняли. Приходила и рекламировала, как должен выглядеть ремонт - одна фирма была. Начала делать ремонт совсем другая с единственным разъяснением: «Нас наняли». Кто их нанял? Не знаем...
Документов утвержденных у нас нет. Хотели теплоизоляционную краску - в итоге обычная фасадная краска, крышу с нанотехнологиями - в итоге самая обычная кровля. На вопрос «Почему так произошло?» нам лишь отвечали: «Не укладываетесь в смету», хотя мы ее утверждали и своими глазами видели, что должно было быть. В итоге мы получили обычный капитальный ремонт вместо модернизации. При том, что прошло совсем мало времени, уже падает штукатурка, краска облезает, стекла лопаются. Впоследствии мы написали заявление в прокуратуру, поскольку ремонт у нас по бумагам вышел на 18 миллионов, а по факту там даже половины не было освоено. Просили показать, что в подвале сделано на 7 миллионов, но они так и не смогли этого сделать.
Компания-подрядчик, выполняющая ремонт в 156«а» доме 3 микрорайона по Программе модернизации ЖКХ, заканчивает строительные работы за свои средства.
О том, что работа предстоит не из простых, подрядная организация ТОО «Ондасын строй» знала, но вот к тем трудностям, с которыми столкнулась в процессе, была совсем не готова.
- Трудности с жильцами дома у нас возникли практически сразу. Налицо человеческий фактор и, наверное, плохая разъяснительная работа. Несогласованность жильцов очень влияла на сроки выполнения работы. Например, если на установку домофона требуется пара часов, то у нас этот процесс занимал 10 дней. Одни жильцы требуют установить домофон, другие категорически отказываются подписать документ, настаивая, что им домофон вообще не нужен. Еще одна трудность, с которой мы столкнулись, это неграмотность жильцов.
И ведь доказать ничего не можем. Когда в доме дошла очередь до замены штробы, мы попросили всех вскрыть её в своих квартирах. Многие отказались, другие настаивали на том, чтобы мы меняли им сам санузел, то есть заменили унитаз. Это не входит в общедомовой ремонт и мы не должны этим заниматься. В итоге, дабы избежать конфликтов, побыстрее закончить работу и сдать уже наконец этот дом, мы за собственные средства поменяли унитазы в 6 квартирах. Такая же ситуация сложилась и с покрытием на крыше.
Мы закупили материалы, предоставили жильцам смету, но они отказались ее подписывать. Где-то в интернете они нашли сайт по продаже рубероида, где цена ниже той, что представили мы. Несколько дней вместе с сотрудниками акимата мы вели переговоры, объясняли жителям дома, что, во-первых, на сайте указана цена производителя, в которую не входит растаможка и транспортировка товара, во-вторых, мы заказали материал качеством намного выше, следовательно, и цена другая. Когда дело дошло до заливки галерей, мы, естественно, сделали стяжку из того материала, который был оплачен. Жильцы дома подняли скандал, пришлось на свои деньги нам закупать керамогранит и перестилать пол по новой, - рассказывает Бердикожа Боранбаев, директор ТОО «Ондасын строй».
Фасад дома подрядчик так же перекрашивал три раза.
- Изначально с жителями дома был оговорен цвет краски для фасада. Они единогласно выбрали светло-салатовый цвет. Когда мы уже покрасили дом, им цвет не понравился. Попросили перекрасить в голубой. Когда работа была уже практически завершена, жителей опять колор не устроил, в итоге, уже в третий раз, мы перекрасили дом в розовый цвет. В общей сложности на капремонт дома мы затратили более 3,5 миллионов тенге собственных средств. Понимаете, приходится уже идти на поводу у людей, чтобы побыстрей сдать и уйти с этого объекта. Это и морально тяжело, - сетует Б. Боранбаев.
ТОО «Ондасын срой» была первой организацией, участвовавшей в Программе модернизации ЖКХ. По словам Бердикожи Боранбаева, для себя он вынес много уроков. Во-первых, здесь как нигде действует поговорка «без бумажки, ты букашка», то есть каждый шаг строительной бригады нужно фиксировать документально и подписывать с жильцами. Во-вторых, считает директор компании, главным минусом было то, что еще до начала работ строители не зафиксировали наглядно (фотоотчет) квартиры жильцов, это могло бы сократить затраты самой компании в разы, то есть устанавливать те же унитазы за свой счет им бы не пришлось. Так же, изначально необходимо прописать обязанности компании-подрядчика подробно — что он должен делать, а чего не должен. Сейчас у нас жители, получается, защищены, а подрядная организация нет.
Заместитель акима города Уркен Бисакаев не разделяет недовольство жителей.
- Я считаю, что все эти скандалы возникают из-за того, что жители дома по завершении ремонта просто не хотят платить деньги. Если сравнивать то, что было, с тем, что стало, видно, что работа проделана колоссальная. Раньше в подвал этого дома стекала вся канализация. Туда невозможно было зайти — вонь, воды выше колена. Подрядчик вывез 5 цистерн воды, полностью поменял трубы. Загляните туда сейчас — там чисто, сухо. Когда составлялась первая смета, жильцы дома выбрали мембранное покрытие для крыши, теплосберегающую краску для фасадов, новейшее оборудование в подвал — сумма ремонта составила 37 миллионов тенге. Это людей не устроило. Несколько раз с ними вместе, мы переделывали, пересчитывали, подбирали материалы, которые устроят их по цене и качеству.
В итоге сошлись на обычной фасадной краске, обычном покрытии крыши и обычном пластике в подвальном помещении. Когда работы были уже выполнены, на нас посыпались жалобы: «Обещали теплосберегающую краску, а покрасили обычной. Обещали керамогранитную стяжку, а залили пол цементной» и так далее. Но позвольте! Все это было оговорено в последней смете и жители получили именно то, за что согласились заплатить. Сейчас подрядчику во избежание лишних скандалов и для того, чтобы побыстрее сдать объект, приходится тратить собственные средства, хотя он не обязан этого делать. По завершении ремонта, при сдаче объекта будет приглашена специальная независимая комиссия, которая будет проверять каждую жалобу жильцов — действительно ли подрядчик сделал что-то некачественно или обвинения в их адрес беспочвенны, - сказал Уркен Бисакаев.
Станислава Куцай, Светлана Антонова
Фото авторов