Нужен нам берег турецкий

Одной из громких новостей текущего политического сезона стала возможность присоединения Турции к Таможенному союзу и далее к Евразийскому Экономическому Союзу (не сразу конечно, но со временем). В свете происходящих постепенных, а местами очень резких подвижек на мировой арене, вопрос несомненно очень интересный и, разумеется, весьма дискуссионный. Одной из громких новостей текущего политического сезона стала возможность присоединения Турции к Таможенному союзу и далее к Евразийскому Экономическому Союзу (не сразу конечно, но со временем). В свете происходящих постепенных, а местами очень резких подвижек на мировой арене, вопрос несомненно очень интересный и, разумеется, весьма дискуссионный.

Прежде всего обозначим несколько, скажем так, контрольных точек для последующего, более конкретного изложения доводов и возражений.
Во-первых, Таможенный союз и еже с ним ЕврАзЭС – не есть нечто застывшее и неизменное, при необходимости, с учетом взаимной выгоды стран участниц и государства «новичка» - расширение интеграции только приветствуется.
Во-вторых, уникальное географическое и проистекающее из этого геополитическое, геоэкономическое и геостратегическое положение Турции, иметь такую страну в друзьях и партнерах хотели бы все.
В-третьих, нынешние страны Таможенного союза и ЕврАзЭС уже прошли значительный путь от некогда «командно-административной» до рыночной экономики, но до конечной точки маршрута расстояние еще есть, и в этом отношении у Турции дела более чем в порядке, страна давно уже в «рынке», соответственно, есть чем поделиться и передать позитивный опыт.
И посему инициатива Президента Казахстана: а не взять ли нам в более тесную интеграцию Турцию – весьма и весьма полезна, и посему достойна внимательного изучения.

И вот тут возникают вопросы, а что мы собственно знаем про Турцию, и согласна ли Турция на интеграцию?
Казалось бы, ну что за вопрос, нам ли Турцию не знать. Значительная часть наших соотечественников была там хотя бы раз, некоторые отдыхают там регулярно. Такая страна с такой историей (некогда империя в трех частях света), с такой культурой, а теперь почти кандидат в Европу, в числе двадцати сильнейших экономик мира (между прочим), член НАТО! (причем очень не рядовой).
Все верно, при поверхностном и общем взгляде так и есть.
При более пристальном взоре вырисовывается более детальная картина, которая показывает нам следующее.
После долгих социальных конфликтов между правыми и левыми в 70-е годы последовал военный переворот в 1980-м, далее, обретя стабильность, Турция с конца 80-х и все 90-е годы прошлого века очень настойчиво стремилась в Европейский союз. Идея захватила всю политическую повестку дня, по сути вытеснив на обочину все иные альтернативы будущего страны. В едином порыве все слои общества грезили мечтой о скором членстве в ЕС. Этому способствовали перманентные кризисные явления в экономике Турции, которые проявились прежде всего в безудержно нарастающей инфляции. При этом, не сказать, что демократии в Турции не было… еще какая! Выборы чуть ли каждый год, одна отставка громче другой… ляпота, вот только «инфлясьон джанавары» (зверь инфляции по турецки) не сдавался, простому люду жить лучше не становилось. К примеру, минимальная зарплата уже начиналась от миллиона турецких лир, проценты по кредитам достигали 65 годовых. Тем временем, светские политические партии оказались не в состоянии одолеть экономический кризис, и все чаще сменяли друг друга на Олимпе власти, постепенно теряя доверие масс.
Туркам казалось, что Европейский союз есть та панацея, которая все исправит и позволит расти дальше, эволюционировать в страну первого мира работающей демократией, порядком в экономике и прочими благами.
Но вот Европа явно не спешила.
Как часть большого Запада, пребывая в состоянии эйфории от «победы» в холодной войне, уверовав в наступивший «конец истории», ощущая себя истиной в последней инстанции и носителем высшего непререкаемого морального авторитета и, видимо считая, что незаменим, Европейский Союз нудно выдвигал для Турции (да для других стран) все новые и новые требования, и порой откровенно мелочился по пустякам. А может Европа изначально не хотела принимать Турцию. Куда девать столько молодой, энергичной и, самое главное, такой дешевой (по меркам Европы конечно) рабочей силы, только ведь недавно приняли Восточную Европу и еще не «переварили» как следует, а тут столько сразу, да еще и мусульман.
Турки до поры до времени ждали и терпели, а потом, видимо, просто устали. Устали от своих светских политиков, которые заигрались во власть и попутно напрочь забыли об экономике, и устали от ожидания вступления в Европу.
Аккурат в это время на политическую авансцену триумфально взошли товарищи из Партии справедливости и развития и, в частности, новый премьер-министр Реджеп Эрдоган. Умеренная исламская партия или исламистская, кому как нравится, сами себя они называют АК Парти. В конце концов, почему нет, есть же в той же Германии Христианский социальный союз или Христианский демократический союз, лидером которого является небезызвестная Ангела Меркель. Не важно, как люди себя обзывают, лишь бы работали.
Да, в первый раз голосовали не столько за АК Парти, сколько против тех, кто уже надоел и ничего толком не смог сделать, а так глядишь свежие персоналии, может и не кинут. В первое время словам Эрдогана, что все наладим - не особо внимали, но… заработало, мал-помалу страна ожила, экономика пошла в гору. Инфляцию задавили, для пущего эффекта провели денежную реформу, убрали из купюр лишние нули и даже вернули куруш (турецкая копейка), которую все уже почти забыли и похоронили, и которая была интересна разве что только нумизматам.
Вместе с экономикой пошел в рост политический вес Турции. Тем более, по периметру границ то тут, то там стали возникать кризисы (американская интервенция в Ирак, ядерное досье Ирана, война Израиля и Хамас), в которых роль Турции была очень востребована.
Граждане призадумались – если сами так можем, может и без Европы… Вскоре по казавшейся незыблемой тяге Турции в Европу побежали первые трещины. Все больше турков разочаровывалось в Европейском будущем, романтизм прошел, уступив место трезвому расчету и прагматизму. Это заметили в Европе. И если большинство политического бомонда Европы вздохнуло с некоторым облегчением (ну и славно, сами передумали), то другая, меньшая часть, но явно более дальновидная, высказались в том смысле, что переиграли и упустили. Больше того, именно недопущение Турции до Европы стало тем спусковым крючком, который запустил процессы, направленные на то, чтобы Турция стала самостоятельным игроком сначала на региональном уровне, а там глядишь и на мундиальном. Ту самую политику, которую сейчас в Европе принято именовать как «неоосманизм» (памятуя ту самую Османскую империю в трех частях света).
Тут самое время вспомнить о военном потенциале Турции. Как было сказано выше, Турция является членом НАТО. Причем не абы-кабы, не ошибемся, если скажем, что после армий Штатов, Германии, Великобритании и Франции Турецкая армия самая боеспособная, не то, что большинство армий стран участников Североатлантического блока, которые после первых выстрелов либо сдадутся, либо разбегутся. Именно в Турции, рядом с г.Адана находится одна из крупнейших за рубежом база ВВС США, соответственно, с этой базы при необходимости «простреливается» весь Ближний Восток.

Это и есть Турция сегодня, сильная, развитая, ищущая новое подобающее место на мировой арене, готовая выслушать не только Вашингтон и Брюссель, но и Москву, Астану и Минск.
Поэтому «Турецкая» инициатива Нурсултана Назарбаева очень своевременна. Экономические выгоды, а за ними и политические - очевидны, и посему не буду утомлять цифрами существующего и будущего товарооборота, ростом налоговых поступлений от развития бизнеса, количеством новых рабочих мест и т.д.
Есть еще один очень весомый аргумент. В случае присоединения Турции к проекту Евразийской интеграции разом окажутся несостоятельны все разговоры о втором пришествии Советского Союза. Если кто не помнит – Турецкая Республика никогда не была в составе СССР.
Возможное участие Турции в Таможенном союзе и далее, если повезет, в ЕврАзЭС несомненно укрепит проект Евразийской интеграции. Перестав быть междусобойчиком стран бывшего Советского Союза, выведет проект на действительно новый уровень.
Уговорить Турцию будет нелегко.
А какая будет на это реакция со стороны «мировых авторитетов» в лице Вашингтона и Европы! Будут предприняты возможные, при необходимости и «невозможные» меры, дабы как можно крепче привязать Турцию к сонму «мирового сообщества», причем без принятия Турции в Евросоюз, и исключить попытки сближения Турции с Таможенным союзом и ЕврАзЭС. Как говорится, ничего личного… джаст бизнес.
Но работа в этом направлении крайне необходима и очень важна. Не то, чтобы без Турции совсем никак, прожить без нее конечно можно, но… чем больше государств Евразии (особенно таких как Турция) будет вовлечено в процесс интеграции, тем безопаснее будет на континенте, тем проще, лучше и эффективнее будут работать экономики стран и общая экономика Евразии.

По заказу ОО "Интеграция.Век Евразии".
Материал подготовил председатель ОО "Интеграция.Век Евразии" Куаныш Есетов.



НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ