Бердибек Нсанбаев: Обвинять всех полицейских, по меньшей мере, некорректно

Заместитель начальника ДВД Мангистауской области Бердибек Нсанбаев о пешеходных переходах, бродячем скоте, причинах ДТП и повышении штрафов
С начала года дорожные аварии унесли жизни двух десятков человек. Среди них есть и дети. А люди никак не начнут учиться на чужих ошибках. Это касается и гостей свадеб, участников свадебных кортежей, которые почему-то упорно ищут приключения, точнее, рискуют головами. Уже с начала мая «ездунов» и их шумливых беспечных пассажиров будут наказывать пуще прежнего - штрафы за нарушения ПДД выросли вдвое, а за некоторые нарушения одним штрафом уже не отделаешься, придется расстаться с железным конем. Не позавидуешь и «выпивохам», теперь за первый залет накажут строже - не на два, а на три года придется стать пешеходом. Об этом и многом другом мы говорим сегодня с заместителем начальника ДВД Мангистауской области, полковником полиции Бердибеком Айтжановичем Нсанбаевым.

- Бердибек Айтжанович, какова сегодня обстановка на дорогах области?
Б.Нсанбаев: За три месяца текущего года в Мангистауской области зарегистрировано 84 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 19 и получили травмы различной степени тяжести 99 человек. В сравнении с прошлым годом отмечается небольшое снижение по всем показателям. Рост по количеству погибших в ДТП, однако, есть по двум районам - Мунайлинскому и Бейнеускому, а также по Жанаозену. За этот период зарегистрировано одно крупное ДТП, в котором погибли пять человек. Дорожная авария произошла на автотрассе, где 27-летний водитель автомашины «Митсубиси Монтеро Спорт» не справился с рулевым управлением и опрокинул автомобиль.

- Скажите, как показывает анализ ДТП с погибшими, что становится причиной дорожных аварий - неопытность водителя, бравада или может быть усталость?
- Все эти и другие причины. Разумеется, по каждому ДТП с погибшими проводится тщательное расследование. Мы устанавливаем причины, приведшие к аварии, степень вины каждого из участников ДТП, выясняем все обстоятельства. Вот, к примеру, в случае, о котором я рассказал выше, причиной ДТП стал, в первую очередь, сам водитель «Митсубиси». Как было установлено, накануне поездки он возвратился с вахты, был очень уставшим и хотел спать, однако вместо этого сел за руль вместе со всей семьей, которую в итоге погубил. Сам он был пристегнут и остался жив, а родители и другие родственники погибли. Для нас каждая человеческая жертва - это большая боль, ибо нет ничего важнее жизни. Надеюсь, что с завершением ремонта и строительства автодорог аварий на них станет меньше. Конечно, сейчас погоду делает трасса Актау-Жанаозен, дорога - дрянь, что там говорить. Однако, водители зачастую сами торопятся на тот свет, когда обгоняют авто на крутых поворотах или выезжают на встречную полосу. Заметил, что наши водители в большинстве своем почему-то ездят по левой стороне почти по разделительной полосе, хотя надо придерживаться правой стороны. В итоге столкновения.
Поэтому мы выставляем больше постов на этой автотрассе. В субботу и воскресенье там дежурят по семь-восемь нарядов, в будние дни - по четыре. Анализ показал, что движение интенсивнее именно в выходные. Впрочем, поток увеличивается с каждым днем, количество автотранспортных средств растет.

- Еще одна беда автотрасс - домашние животные, гуляющие, что называется, сами по себе. Почему наказывают только водителей, сбивших их, а владельцы скота отделываются разве что материальным ущербом?
- Я бы так не сказал. Владельца сбитого скота разыскать не так просто, как кажется на первый взгляд. У животных не всегда имеются бирки, а если речь идет о гибели или тяжелых травмах людей, то владельцы скота, скажем так, отрекаются от сбитых животных, с целью уйти от ответственности. Чтобы доказать что-то, уходит много времени. И все же многих находим, штрафуем, им и всем остальным владельцам скота популярно объясняем правила, что перегонять животных разрешено только в специальных местах. Руководители отделов лично выезжают и предупреждают, что, в первую очередь, наказывать будут тех, кто бросает скот, где попало в ночное время. До кого-то доходит... В любом случае, в этом году ДТП с наездом на домашних животных не зарегистрировано. Чтобы этого не происходило и впредь, я намерен вернуться к старой практике, когда домашний скот опоясывали светоотражающими лентами. Кстати, многие владельцы скота сейчас так и поступают, и это очень радует. Как бы к этому не относились скептики, эта мера действенна.

Если возвратиться к ДТП на автотрассах, можно ли сказать, что чаще их допускают таксисты?
- Да, они делают погоду в аварийности на дорогах. Обычно таксисты за день совершают по два выезда туда и обратно, это около 800 километров. Конечно, устают, теряют контроль над собой и в итоге не справляются с управлением. В советские времена было правило проводить за рулем не более семи часов. Но мы же не можем запретить водителю ездить. Было и так, что если тебе нет 21, никто пассажиров не доверит. Сейчас курсант получает права, и айда за руль - таксовать. Частников у нас сотни, и с каждым днем становится все больше и больше, всех проверить нереально. Одного оштрафуешь, на его место приходят три. Тем не менее, рейды по выявлению таксистов-нелегалов проводятся, в них участвуют представители налоговой и транспортной инспекции.

- По словам автовладельцев, сотрудники ДПС никогда не наказывают пешеходов-нарушителей, обращая внимание только на грехи первых...
- Снова неправда. Каждую неделю в среднем за нарушения ПДД штрафуют как минимум 40-50 пешеходов, есть даже такие, которые побывали под административным арестом. Мы наказываем, в основном, именно тех, кто перебегает дорогу перед близко движущимся транспортом и рядом с «зеброй». Конечно, среди оштрафованных больше водителей, но ребята, в конце концов, те защищены железом, они управляют источником повышенной опасности и спроса, разумеется, больше. Хотя согласен со многими водителями - пешеходы на «зебре» часто ходят так, словно находятся в музее. На деле выясняется, что многие не знают, что переходить дорогу следует по правилам, то есть не только по «зебре», а, посмотрев, то есть, убедившись в безопасности перехода. А наши граждане, не глядя по сторонам, ступают на переход, чувствуя себя центром Вселенной. Похоже у них отсутствует инстинкт самосохранения. Когда мы спрашиваем у задержанных пешеходов-нарушителей, почему они бегут, где попало и что делают, чтобы не попасть под машину, они отвечают, что не обязаны ничего делать, ибо водители сами должны их заметить, если у них включены фары. Поразительная мысль, вы не находите, Гульнара. То есть, свою жизнь они отдали в руки другим людям. И что таит в себе это - если у них включены фары.... Тут без комментариев. Увы, но граждане никак не могут освоить простейшую мысль - если ты никак не заботишься о своей жизни, никто не обязан это делать за тебя.

- И все же, что в городе делается для того, чтобы снизить количество ДТП с участием пешеходов, не все же такие камикадзе?
- Как уже освещалось на вашем сайте, на сегодня осуществлена одна из задумок - светоотражающий пешеходный переход. Думаю, что это даст свой эффект, и далее в областном центре появятся другие такие «зебры». Знак «Пешеходный переход» виден издалека, и это увеличивает шансы пеших граждан не попасть под колеса автомашин. Я думаю, что в ближайшее время мы реализуем проект, связанный с надземными переходами. Власти одобрили идею, думаю, положительно решится вопрос и с финансированием. В первую очередь, такие переходы появятся возле рынка «Магаш», напротив монумента «Самолет» в 7 районе и далее по необходимости. Конечно, возможны корректировки. Необходим, думаю, такой переход и у ТРК «Актау», который каждый день посещают не менее 10 тысяч человек.

- Расскажите о повышении штрафов за нарушения ПДД, я думаю, это волнует многих автовладельцев.
- Прежде всего хочу отметить, что на днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О дорожном движении». Этот Закон определяет права и обязанности участников дорожного движения, которые ранее регулировались Правилами дорожного движения. То есть, если участник дорожного движения нарушает ПДД, то он уже нарушает Закон. Соответственно, усилена и ответственность за нарушения ПДД. Размер штрафов вырос вдвое - в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения. В официальной прессе Закон опубликован 19 апреля - в действие документ вводится через 10 дней, то есть 30 апреля 2014 года. Всю информацию читатели могут прочесть в интернете, отмечу только некоторые моменты. Водители ощутят увеличение штрафов за самые распространенные нарушения - превышение допустимой скорости на величину от 10 до 20 километров в час, остановка в неположенном месте, разворот в запрещенном месте, создание затора на перекрестке (часто это касается свадебных кортежей). За их совершение административный штраф вырос в 2 раза и составляет 10 МРП (18 520 тенге) вместо прежних 5 МРП (9 260 тенге). Управление транспортным средством в состоянии алкогольного и иного опьянения, а равно отказ от освидетельствования теперь наказываются тремя годами лишения права управления транспортным средством, ранее, как помните, было два года. Если раньше за невыполнение требования полиции об остановке автомобиля нарушитель платил 5 МРП, то теперь это наказывается лишением прав на один год.
Не только крупному штрафу, но и аресту на длительный срок, подвергнутся те, кто будучи без прав оставил место ДТП или отказался от освидетельствования.


Памятка по основным штрафам и нововведениям в законе РК «О дорожном движении». (с) Жандос Курманбаев

- Вам не кажется, что такое ужесточение развяжет руки инспекторам, другими словами, будут поборы на дорогах?
- Я так не думаю. Сегодня все патрульные автомобили в области контролируются при помощи системы спутникового слежения на базе системы GPS. GPS-навигаторами оборудованы все патрульные машины. Дежурный в ЦОУ контролирует их работу не вставая из-за стола, наблюдает, как идет служба на том или ином участке, на месте ли все сотрудники, кто куда отлучился, сколько не был времени на месте, и с какой скоростью передвигается. Все разговоры инспекторов друг с другом и водителями записываются, их можно прослушивать. Кроме того, патрульные автомашины на автотрассах области оборудованы черными ящиками. Это, помимо прочего, обезопасит самих сотрудников, в том числе от угона. Если недоброжелатель угонит машину и снимет аккумуляторы с системой, все равно нахождение машины можно отслеживать на протяжении двух часов. В перспективе все патрули области будут оснащены подобным оборудованием.
В целом же, что касается взяток, то я считал и считаю, что водители, прежде всего, сами виноваты, если их дают. Согласитесь, нормальный человек, если он не чувствует за собой вины, он просто не соглашается с претензиями инспектора и оспаривает решение в суде.
Если водитель не согласен с мнением инспектора, то при составлении протокола он может отказаться его подписывать и составить объяснительную, указав, с чем именно и почему он не согласен. Одновременно он может написать заявление о превышении инспектором служебных полномочий на имя начальника ДВД. Каждое такое заявление подлежит обязательной служебной проверке. Кроме того, едва ли не весь город оборудован системами видеонаблюдения ЦОУ, и можно без труда найти и просмотреть видеозапись того времени, когда было совершено нарушение. Данная видеозапись может быть представлена в качестве доказательства в суде. К тому же сейчас практически у каждого автомобилиста есть мобильный телефон с диктофоном и видеокамерой. Но что-то я не помню, чтобы именно в нашем городе кто-то из недовольных их применял для оспаривания, предъявления, никто и писем почему-то не пишет и с заявлением почти никто не идет. Стоит ли говорить, что водитель этого не делает, потому что чувствует за собой вину. Еще раз повторю, никто не запрещает вам жаловаться, в том числе мне или в прокуратуру. Может быть, пора научиться защищать свои права и понять, что огульно обвинять всех полицейских, по меньшей мере, некорректно.
Здесь бы хотел добавить актуальную ныне тему наказания водителей-нарушителей из свадебных кортежей. Если кому-то хочется посмотреть на эту работу, просим милости, составьте компанию, возьмем в рейд любого. Я это уже отмечал вам в интервью, но что-то желающих не вижу. У нас все бойкие, смелые и дерзкие только в комментариях под чужими именами. Ну, а гражданам, у кого намечается свадьба, могу сказать одно - научитесь вести себя культурно, право, это не красит ни вас, ни город, мы же в конце концов, не в средневековье живем. Свадьба свадьбой, но наказывать будем всех нарушителей без разбора. И потом не говорите, что вас не предупреждали.


За три месяца инспекторами ДПС выявлено более 25 тысяч нарушений ПДД, в прошлом году - около 16 тысяч. Самые частые нарушения - превышение скорости, выезд на встречную полосу, управление ТС без документов, разговор по мобильному телефону при управлении и другие.
В судебные органы направлен 541 административный материал для принудительного взыскания. Таким образом, взыскано более 9 миллионов тенге.
Всего с начала года взыскано 118214884 тенге.