Проблемы почты озвучил директор мангистауского филиала АО «Казпочта»
Как отметил директор областного филиала АО «Казпочта» Ильяс Сатыбалдиев, в последние два года жители Актау все чаще стали получать интернет-заказы. А вместе с тем, участились и случаи хамства в отношении сотрудников почты. Ильяс Сатыбалдиев предполагает, что такая картина сложилась в связи с тем, что новым для региона видом услуг пользуется преимущественно молодежь, которая не хочет стоять в очереди, не умеет ждать и не знает, что такое терпение и понимание.
- В последнее время у нас, к сожалению, участились случаи, когда в адрес сотрудников почты поступают оскорбления. В интернете пишут: «Вот быдло, трубку не могут поднять, час дозвониться не могу». А между тем, в отделении стоят люди, которые пришли получать свои посылки, и если наши сотрудники в это время будут отвечать на телефонные звонки, им некогда будет выполнять основную работу, поскольку телефон звонит, не умолкая, а в день, бывает, приходит до 500 посылок. Кроме того, мы не имеем права говорить по телефону персонально человеку о его вкладах, пенсионных отчислениях и посылках в том числе, поскольку это материальная ценность, и мы несем за нее ответственность, пока она на почте. Кроме того, у нас не хватает работников и держать человека, который отвечал бы только на звонки, мы не можем, поэтому мы возлагаем эту ответственность на начальника участка, на котором отчеты и многое другое. Оператор, в свою очередь, вообще не имеет права подходить к телефону. И когда начальника нет на рабочем месте, соответственно, телефон не отвечает. А для того, чтобы узнать, пришла вам посылка или нет, сегодня можно воспользоваться интернетом, где вся эта информация доступна и ее можно отследить. У нас отработана процедура занесения прихода посылок в интернет, и те, кто часто делает заказы в интернете, знает об этом, - говорит директор областного филиала.
Рабочий день почтальона начинается в 9:00 часов и заканчивается в 18:00. В это время обычно все остальные тоже на работе. Как говорят на почте, почтальонам по нескольку раз приходится ходить по одним и тем же адресам. На почте готовы звонить клиентам, как говорит директор ведомства, и это даже облегчило бы задачу почтальона. Но зачастую телефонов адресаты просто не оставляют.
- Для того, чтобы найти телефоны адресатов, у нас по полмиллиона тенге набегает за оплату справочной. И почему мы должны эти затраты брать на себя, если адресат сам не удосужился оставить свои контакты, - говорит Ильяс Сатыбалдиев.
По словам заместителя директора Дариги Утебалиевой, по правилам доставки почты, если у адресата нет почтового ящика, почтальон вообще не имеет права оставлять ему каких-либо документов, в том числе уведомлений. Но, чтобы клиент все-таки смог получить свою посылку или письменную корреспонденцию вовремя, на почте стараются найти выход - оставляют извещения в щелях дверей или у соседей. Но этот метод, по словам специалистов, далеко не всегда действенен.
- В домах сейчас практически везде домофоны, подъезды закрыты, и одно время наши работники стали клеить извещения на подъездных дверях. После клиенты стали приходить и возмущаться, что есть тайна переписки, и почему соседи должны знать об их делах. Но по закону о жилищных отношениях и по закону о почте, сам адресат несет ответственность за установку почтовых ящиков, а если нет почтового ящика, почтальон не должен заботиться об этом. И эту проблему в целом никто не решает уже сколько лет. Мы обращались и в акимат, и в ПКСК. Но воз, как говорится, и ныне там, - говорит Дарига Утебалиева.
По словам заместителя директора, параллельно здесь стоит и вопрос текучести кадров на почте. Почтальоны из-за непростых условий труда не работают дольше года.
- У нас по городу работает 38 почтальонов, и представляете, какой у них объем работы. Мы стараемся запрашивать номер сотового телефона адресата, и то почтальоны сами за свои единицы звонят по этим номерам. Но по крайней мере, так удобно работать, когда сам отправитель указывает свой сотовый номер, учитывая, что в Алматы и Астане с почтовыми ящиками вообще проблем нет. А у нас привыкли всю вину сваливать на почту. Между тем, почтальон обязан носить извещение по нескольку раз хоть на 10 этаж, а нам хочется, чтобы нас уважали и к почтальонам относились по-человечески, - отметила заместитель директора.
Что касается задержек писем и бандеролей, их сегодня, как говорит Ильяс Сатыбалдиев, практически не бывает. В основном, адресат получает их с запозданием, только если не получил вовремя извещение. Опять-таки по причине отсутствия почтовых ящиков.
- Если до недавнего времени у нас была проблема с почтой, задержки посылок происходили до 30 дней, то сегодня у нас есть служба мониторинга, мы учитываем сроки прохождения, у нас есть нормативы. Недавно мы подписали договор с нашим партнерами в России, которые обещают ускорить доставку почты к нам. Объем письменной корреспонденции сегодня по-прежнему большой. Просто если раньше, в 80-90-е годы это была частная переписка, поздравления с Новым годом и так далее, то сейчас это чаще уведомления из судов, налоговой и так далее. Как таковых задержек писем сегодня не бывает. В основном, если только адресат своевременно не получил информацию о поступлении почтового отправлений. Но это не вина почты. Единственный вариант, который мы видим, чтобы решить такую проблему — это написать заявление на почту, указав в нем, что вы постоянно на работе, оставить свои контактные данные, в том числе сотовый телефон, чтобы при поступлении вашей почты, мы могли вам позвонить. Эту работу мы проводим с клиентами сами, и наши сотрудники стараются давать такие разъяснения, - говорит Ильяс Сатыбалдиев.
Что касается жалоб на очереди в отделениях, по словам Дариги Утебалиевой, все живые люди, и эта проблема, в основном, складывается из-за человеческого фактора.
- У нас работают, преимущественно, женщины. Бывает, что ребенок заболел, не может выйти на работу, а у нас определенный штат. Чтобы снять с производственного участка другого сотрудника и перевести на этот участок, требуется время, а клиенты у нас не умеют ждать. Взять большее количество сотрудников мы не можем, поскольку у нас низкие зарплаты, а отсюда высокая текучесть, - говорят специалисты.
Проблемы с компьютером на сегодняшний день, как отметила Дарига Утебалиева, тоже решены. И если некоторое время назад они действительно работали медленно, то сейчас мощность сервера и сама техника позволяет работать в нормальном режиме, заявляют сотрудники почты.
Фото Ольги Ярославской и автора