Пресс-конференция Алика Айдарбаева в Астане
Для того, чтобы максимально удовлетворить интерес журналистов к нашему отдалённому региону, в состав делегации были включены начальники нескольких областных управлений, заместители акима области и аким Жанаозена Серикбай Трумов. Ему пришлось дать интервью сразу нескольким газетам, телеканалам и Интернет-ресурсам ещё до начала основного события.
Интерес к пресс-конференции Алика Айдарбаева в Службе Центральных коммуникаций был большим. Аккредитацию получили более 60 средств массовой информации. Выступление акима длилось более получаса. Он коротко рассказал о Мангыстау, привёл много цифр и фактов. Не замалчивались и проблемы. Репортаж из Астаны был опубликован на сайте lada.kz и там же шла прямая Интернет-трансляция мероприятия. Почти час аким отвечал на вопросы журналистов. Чтобы не повторяться, мы приводим в статье самые интересные, на наш взгляд, вопросы и ответы. Нужно отметить, что столичная пресса, для которой подобные мероприятия уже стали рутиной, особенно не готовилась. Журналисты задавали вопросы, на которые, казалось, давно уже были даны все ответы, вроде «Расскажите о судьбе проекта Актау-сити?». Были неудобные вопросы и откровенно провокационные.
Первый канал Евразия: Как Вами, как акимом области, был допущен к реализации проект завода по выпуску планшетников, который был заведомо провальный?
А.Айдарбаев: По этому заводу информация общеизвестна. Сегодня там финансовая полиция расследует уголовное дело. После его завершения мы будем думать, что делать с этим проектом дальше.
Oilnews.kz: Компания «Лукойл Оверсиз» осуществляет социальный проект «Арай» в регионах, где она работает. Существуют ли такие проекты в Мангистау?
А.Айдарбаев: Я знаю об этом проекте. Я думаю, он очень хороший. Он направлен на обучение сельских бизнесменов и на их поддержку. Этот проект нужно и дальше продвигать. Я призываю не только «Лукойл», но и других крупных недропользователей присоединиться к проекту. Внести вклад в социальное развитие нашей области.
Лада: Как у нас решается вопрос продовольственной безопасности? Что делается местными властями для решения проблемы нехватки овощехранилищ?
А.Айдарбаев: В Мангистау 80 процентов продуктов завозится извне. Сельское хозяйство у нас не развито. Тем не менее, Актау расположен вблизи регионов, где в избытке имеется продовольствие. Я думаю, что именно развитие транспортного потенциала и логистики улучшит ситуацию. Мы знаем, что у нас недостаточно хранилищ, и это одна из причин дороговизны продуктов питания в области. Мы предпринимает меры по улучшению ситуации. Я поручил заняться этим делом СПК «Каспий». У них уже есть несколько проектов, которые будут реализованы. Мы поручаем нефтяным компаниям посмотреть свои овощехранилища и нацеливаем их на увеличение их мощности. Вы знаете, что в этом году успешно реализуется проект строительства автодороги Бейнеу-Шетпе. Он завершится через полтора года. И когда пойдут транзитные грузы, Актау будет стоять в самом центре пути. Тогда мы посмотрим, где продукты питания будут дешевле.
Zakon.kz: Вы один из немногих акимов, которые вернули неосвоенные средства в бюджет республики. Это очень смелый поступок. Что это были за проекты, по которым вышло неосвоение средств, и как теперь Вы будете выходить из ситуации?
А.Айдарбаев: Мы вернули в бюджет порядка четырёх миллиардов, потому что понимаем, что мы их уже не освоим. И это не какой-то мой поступок. Это поручение президента – вернуть все неосвоенные деньги и изживать в будущем эту практику. А причина – строительство жилого комплекса «Акку», там есть проблемы. Стройка была остановлена. Нужно было тщательно пересмотреть проект, чтобы в будущем не было негативных последствий. А второй проект – строительство комплекса матери и ребёнка. Можем сказать, что там проекта вообще не было. Его надо сначала разработать, утвердить на госэкспертизе и только потом поднимать вопрос о финансировании.
Жас Казак: Вопрос и ответ прозвучали на казахском языке. Журналиста интересовало решение проблемы водоснабжения региона.
А.Айдарбаев: Сейчас «Тенгизшевройл» ведёт проект расширения на месторождении Тенгиз. Для его реализации им нужна вода. Они хотели завернуть волжскую воду, которая идёт на Мангистау. Но мы им сказали - нет. Обсуждается вариант такой – они эту воду возьмут там, а для нас построят крупную опреснительную установку. Это один вариант. Есть и другие. Сейчас разрабатываем ТЭО, считаем разные варианты. Это в глобальном масштабе. А для решения локальных вопросов, есть другие пути. «Озенмунайгаз» ведёт переговоры с потенциальным инвестором о строительстве небольшой опреснительной установки в Кендерли.
Многих журналистов интересовало, чем будут заниматься жители Жанаозена, когда там закончится нефть? Будучи профессиональным нефтяником, Алик Серикович имеет свой взгляд на эту проблему.
А.Айдарбаев: Нам нужно разрабатывать не только существующие месторождения. Надо и разведку проводить. Перспективное направление – создание химического кластера на Мангистау для нужд нефтяного сектора. Что я имею в виду. Есть коэффициент нефтеизвлечения. Есть геологические запасы, и есть извлекаемые запасы. Этот коэффициент у нас очень низкий, всего лишь 30 процентов. А вот в Китае на месторождении Дацин достигли 60 процентов. За счёт применения новых технологий. Вместо воды, как мы, для поддержания пластового давления закачивают полимеры, и если мы увеличим коэффициент на 10 процентов, это будет равносильно открытию одного крупного месторождения. И тогда в Жанаозене нам ещё на долгие десятилетия хватит нефти.
Агентство «ХАБАР»: У Вас в регионе с начала года произошло семь трудовых конфликтов. Почему Вашей администрации не удаётся решить эти проблемы на протяжении такого времени?
А.Айдарбаев: Если бы эти трудовые конфликты переросли в более сложные, то можно было бы говорить, что нам не удаётся решить эти вопросы. Нам удаётся локализовать эти конфликты. Нам удаётся вовремя принимать необходимые меры. Конфликты они есть и будут. Поэтому вопрос стоит в том, чтобы вовремя принимать меры. Работать со всеми сторонами конфликта. Этим мы в области и занимаемся. В области существует трехсторонняя комиссия. Когда необходимо – мы вмешиваемся в эти процессы.
Журналисты поинтересовались, остались ли в Жанаозене проблемы, которые не удалось решить за два года, и будет ли продолжена программа переселения жителей в Жанаозен и оттуда?
А.Айдарбаев: Сказать, что все проблемы решены, было бы неправдой. Они есть. Самая главная – недостаточное количество рабочих мест. Мы принимаем меры в этом направлении. Есть и другие: водоснабжение, строительство дорог. На это у нас есть и Комплексный план и поддержка правительства, и программа развития моногородов. Все эти вопросы мы будем решать. Что касается роста численности населения и переезда. Сегодня утверждён генеральный план развития города. Город дальше расти не может. Это надо всем понимать. И жители сами должны думать на перспективу. Результата большого от попыток переселения в другие регионы не было. Я недавно встречался с жителями Жанаозена. Они сказали, что некоторые хотели бы переехать. Я спросил: а почему, когда было конкретное предложение, никто не поехал? Они сказали, что тогда была не та обстановка. Тогда я сказал: давайте конкретно, сколько бы человек хотело переехать, и тогда уже будем снова этот вопрос поднимать перед правительством.
Мы стараемся в Жанаозене стимулировать создание новых рабочих мест. Хотя для того, чтобы там что-то крупное построить, должны быть предпосылки. Нефтегаз остаётся и будет оставаться стержнем экономики Жанаозена. «Озенмунайгаз» предпринимает меры по созданию новых рабочих мест. И уже кое-что сделано. Например, открыт цех по ремонту нефтепромыслового оборудования. Мы призываем акционеров наших нефтяных компаний инвестировать. Будет больше нефти, и будет больше отдача.
24KZ: Не секрет, что в Мангистауской области наблюдается острый дефицит медицинских кадров. Эта проблема есть во всех областях. Но когда в нашу редакцию обращаются Ваши жители, они ещё жалуются на низкое качество медуслуг. Среди медиков нет конкуренции и нет стимула к улучшению качества. Какие меры Вы намерены предпринимать, чтобы решить этот вопрос?
А.Айдарбаев: На самом деле такая проблема имеется. Есть нехватка и врачей, и учителей. Мы знаем о ней и будем предпринимать меры. Что нужно сделать, чтобы привлечь в регион высококвалифицированных специалистов? Понятно, надо строить жильё. Этим мы должны заниматься. Сегодня мы обучаем наших медицинских работников. Сейчас 23 человека обучаются на магистра в сфере здравоохранения в Международной Академии бизнеса. Пусть пока их будет мало, но они должны быть клиентоориентированными. Они должны работать над устранением тех проблем, которые есть. Нужно построить хороший менеджмент. Этому мы сейчас и обучаем наших специалистов. Просто заклинания и запугивания ничего не дадут. Везде нужно обучать людей. Вкладывать в людей. И чтобы они сами были заинтересованы в решении тех проблем. Всё сверху не решишь.
Aqtau.kz: Планируется ли в рамках диверсификации экономики возрождать уранодобывающую промышленность, ведь когда-то она была стержнем экономики области?
А.Айдарбаев: Я задавался таким вопросом. Изучал его. Обсуждал его с руководством «Казатомпрома». Да, на самом деле уранодобывающая промышленность на Мангышлаке была очень хорошо развита. И весь город был построен предприятием ПГМК, мы все это знаем. Но сейчас специалисты говорят, что содержание урана в нашей руде низкое. При нынешних условиях возрождать эту отрасль нецелесообразно. В других регионах добывают с меньшей себестоимостью и большей рентабельностью. Но кто знает, как ситуация изменится? Может, когда-нибудь и это станет актуально для нашего региона.
Полное видео пресс-конференции Алика Айдарбаева в Астане. Видео - bnews.kz
Спросили акима и о том, какую помощь власти оказывают пострадавшим в жанаозенских событиях. По словам Алика Сериковича, встречи с ними проходят постоянно, и ситуацию власти знают.
А.Айдарбаев: В этом году я с ними встретился летом, мы договорились, что создадим специальный благотворительный фонд. Они его сами создали. В попечительский совет вошли представители пострадавших, авторитетные аксакалы. В этот фонд наши бизнесмены, предприятия и рядовые граждане вносят деньги. За счёт этого фонда мы сегодня точечно помогаем пострадавшим. Например, Аманжолу Абдешеву, отцу с четырьмя детьми и без жилья мы выделили землю в посёлке Рахат, а люди методом асара построили дом. Мы никогда этих людей не оставим. Будем помогать всегда. Эту работу я держу под контролем.
На вопрос журналистки телеканала КТК о затягивании строительства онкологического диспансера в Актау А.Айдарбаев ответил, что там произошло удорожание проекта. Об этой проблеме общереспубликанского масштаба говорил и президент страны на расширенном совещании правительства РК в октябре.
А.Айдарбаев: Пока нам правительство не сказало о том, что удорожание проектов не будет финансироваться из республиканского бюджета, понятно, что местная власть хотела достроить его за счет РБ. Теперь у нас есть чёткое понимание, что республика денег не даст, кроме тех, что уже дала. Проект подорожал. Будем теперь закладывать деньги в местном бюджете, и этот диспансер построим.
Мегаполис: Западный Казахстан считается очагом радикальных религиозных течений. Как Вы оцениваете данную ситуацию по Мангистау, и что делается для уменьшения количества радикалов?
А.Айдарбаев: Я не думаю, что в Мангистау ситуация отлична от других регионов. По конституции у нас свобода вероисповедания. Никто никому не может запрещать, какую религию он должен исповедовать. Но вы же знаете, что в последнее время нашей молодёжи прививаются чуждые для традиции элементы. Иногда экстремистского и нетерпимого характера. Мы должны оградить от этого нашу молодёжь. Работа в этом направлении проводится. Во всех областях созданы управления по делам религий. Мы должны пропагандировать каноны нашего традиционного ислама. Должны готовить теологов. Из-за их нехватки, я думаю, разные течения и существуют. Скоро мы планируем провести международную конференцию с приглашением экспертов-теологов для обсуждения этого вопроса. Мы на данном этапе привлекаем теологов из других регионов, а также мы предлагаем открыть в нашем университете специальность «Теология», чтобы готовить специалистов для западного региона страны. Эта работа неразовая. Её надо проводить постоянно. И мы будем это делать. Самое главное, сохранить мир и спокойствие в регионе.
Был также задан вопрос о том, каковы отличия от работы в крупном бизнесе и нефтяной компании от работы в должности руководителя региона. Алик Айдарбаев отметил, что разница есть и огромная.
А.Айдарбаев: Если на производстве вы отвечаете за один конкретный участок и работаете над ним, и вам там всё понятно, то работа акима многоплановая. Приходится разбираться и вникать во все вопросы. И принимать ответственность на себя за всё, что происходит на территории области. Это большой труд, и на личную жизнь практически времени не остаётся. Но я благодарен судьбе, что президент поверил и направил меня туда, где я могу реализовать свои возможности. Могу служить своему государству. Не у всех такая возможность, наверное, есть. Буду делать всё, чтобы оправдать доверие и президента, и доверие жителей нашей области.