Уркен Бисакаев: О некоторых моментах развития автодорог Мангистауской области
Протяжённость всех автомобильных дорог Мангистауской области составляет – 1553,2 километра, из них областного значения – 1012 километров, районного значения – 541,2 километра.
К сведению, доля асфальтированных дорог по Мангистауской области составляет более 65 процентов. Это сравнительно с другими регионами – неплохой показатель. В то же время более 20 лет дороги не подвергались системному обслуживанию, что привело к ухудшению эксплуатационных качеств.
При выделении средств на ремонт автомобильных дорог, львиную долю затрат составляют работы по капитальному ремонту. Проектная стоимость таких работ может достигать от 110 до 120 миллионов тенге на один километр.
Такой уровень затрат обеспечивает повышение прочности дорожных конструкций, но при этом не обеспечивает покрытие значимых расстояний. К примеру, в текущем году, при затратах в размере 736,7 миллионов тенге, нами в ноябре текущего года сдается участок 132-122 километр автодороги «Актау – Форт-Шевченко», длиной всего 8,7 километров.
При этом важность и целесообразность подобного ремонта при длительных сроках эксплуатации очень важна. В этой связи, в последующие годы капитальный ремонт на указанной дороге будет продолжен. Так, нами планируется в период с 2014 по 2017 года провести капитальный ремонт участка в направлении города Форт-Шевченко, общей протяженностью 32 километра. Из них на 2014 год запланировано 500,0 миллионов тенге, что составляет около шести километров дороги. Ежегодно годовой уровень финансирования будет увеличиваться.
Наши решения обусловлены тем, что акватория Каспийского моря в районе поселка Баутино активно развивается, как база поддержки северокаспийских нефтяных проектов. Наравне с этим, на сегодняшний день, в бухте построено более 3000 метров причальных стенок, что дает в будущем возможность использования данного места, как грузового и торгового порта. Эти факторы подразумевают рост интенсивности и изменения состава транспортного потока, т.е. повлекут увеличение нагрузки на дорожную конструкцию и увеличение износа покрытия.
Хотелось бы отметить, что в данном проекте по рекомендациям Министерства транспорта и коммуникаций в состав проектов включаются современные технологии с использованием соответствующих новых для казахстанской индустрии материалов, которые обеспечивают повышение прочности дорожной конструкции и увеличение сроков эксплуатации.
В то же время, факт необходимости сохранения существующих дорог с асфальто-бетонным покрытием, послужили основанием для принятия решения о проведении масштабных работ по среднему ремонту, начиная с текущего года. То есть в оперативном порядке стоит задача удержать существующий уровень, восстановить слой износа, не дать довести ситуацию до полного разрушения асфальтового покрытия. Нами разработана соответствующая сметная документация на ремонт участков протяженностью около 200 километров. При этом стоимость работ составит от 20,0 до 22,0 миллионов тенге на один километр, что в пять-шесть раз дешевле капитального ремонта. Со второго полугодия текущего года начаты и произведены работы на участке протяженностью 15 километров. Затраты составят 249,5 миллионов тенге. В 2014 году работы будут продолжены, планируется восстановить около 50 километров автодорог, на сумму 970 миллионов тенге.
Средним ремонтом в период с 2014 по 2015 год также будут охвачены автодороги Каракиянского и Тупкараганского районов. К примеру, подготовлена сметная документация на ремонт участков автодороги «Кызылсай – Сенек», протяженностью 14 километров и «Баутино – Форт-Шевченко – Аташ», протяженностью 12 километров. Общая стоимость указанных дорог составит 308,0 миллионов тенге и 264,0 миллионов тенге, соответственно.
В акимат области неоднократно поступают просьбы жителей области о необходимости асфальтирования существующей гравийно-щебеночной автодороги «Кызылсай – Шопан ата – Огланды». Аналогичные просьбы звучат касательно автодороги «Шетпе – Кызан – Акшымырау». Нами эти просьбы рассмотрены, и на этот счет имеется поручение акима области о начале этапов разработки проектно-сметных документаций по переводу дорог на асфальто-бетонное покрытие. В настоящее время работы начаты, срок завершения первый квартал 2014 года.
Для сведения, асфальт в общем объеме затрат на материалы занимает долю равную более, чем 60-70 процентов, поэтому в обоих случаях, в целях рационального и экономного использования средств будет применен более облегченный тип асфальтового покрытия. Для компенсирования подобного шага нами будут использоваться современные материалы, повышающие прочность дорожной конструкции.
В текущем году 30 ноября будут сданы в эксплуатацию две автодороги в Мангистауском районе: 10 километров «Жынгылды – Шайыр» и 23 километра «Киякты – Тущикудук». Эти дороги позволят ряду сел указанного района сократить путь до областного центра на 60-70 километров, а это с учетом всех факторов даст экономию во времени до 3 часов. Стоимость строительства указанных дорог составляет 1,6 миллиардов тенге.
В 2014 году начнется строительство новой грунтовой дороги «Сынгырлау – Сам – Ногайты – Турыш», протяженностью 73 километров. Стоимость строительства – 1,8 миллиардов тенге. Стоит отметить, что в целях уменьшения затрат, по проекту в конструкции дорожного полотна также используются новые современные материалы и технологии. Это позволило уменьшить стоимость более, чем на 30 процентов. На следующий год запланированы средства в размере 861,1 миллионов тенге. Срок сдачи в 2015 году. На сегодняшний день в направлении этих населенных пунктов имеются лишь степные дороги.
Не останутся без внимания автомобильные дороги сельских населенных пунктов. Аким области распорядился предусматривать на эти цели в бюджете области сумму не менее 1,0 миллиарда тенге. Данное решение позволит поэтапно год за годом значительно улучшить качество и комфорт проживания населения в сельских населенных пунктах. К примеру, со следующего года планируется начать строительство асфальтированных дорог в населенных пунктах Акшукур, С.Шапагатов, новые жилые массивы поселка Жетыбай, села Шайыр, Жынгылды и Кызан. В настоящее время идет разработка проектно-сметной документации, срок завершения январь-февраль 2014 года.
Реконструкция автодороги «Бейнеу – Шетпе» идет полным ходом, согласно утвержденного Министерством транспорта и коммуникаций графика производства дорог. Акимат области со своей стороны постоянно ведет мониторинг хода работ. По информации Министерства транспорта и коммуникаций полное завершение работ будет обеспечено в начале 2015 года, при этом, движение по трассе будет открыто уже в конце 2014 года.
Фото Ольги Ярославской