Кто и как должен бороться с проявлениями терроризма и экстремизма в Казахстане?
Терроризм вошел в наш общий дом, словно пьяный сосед - не постучал в двери, а просто вломился и стал буянить. А сами виноваты, надо было закрывать двери на ключ, тем более зная, что этот сосед из себя представляет.
Мы долго утешали себя мыслью, что Казахстан - это островок мира и спокойствия, что у нас не может быть конфликтов на межнациональной и религиозной почве. Мы позволяли вольно проникать в нашу страну верующим любых конфессий, в том числе и всевозможным сектантам. Результат сказался в виде военных операций в Актюбинской области, взрывами в Атырау и трагедией в Таразе.
Терроризм появился не сегодня и не вчера. Первые его тревожные проявления обозначились еще в конце 90-х годов. Но если до 2009 года силовики боролись с внешними проявлениями терроризма, то после побега из актауской колонии строгого режима группы заключенных летом 2010 года стало ясно, что мы имеем уже своих доморощенных экстремистов. Остро встал вопрос о поправках в закон о религиозном обучении молодежи.
В школах появился предмет «Религиоведение», но новый учебник не выдерживает никакой критики, поскольку от начала и до конца напичкан ошибками, причем не орфографическими, а историческими и религиозными. Так у авторов учебника Евангелие делится на два раздела - Старый и Новый завет. Простите, уважаемые профессора, но даже дети в воскресных школах знают, что Евангелие — это Новый завет. А на старый и новый делится Библия.
Встал так же вопрос о поправках в Закон «О религии». И он появился, но очень многим не понравился. Речь о приверженцах нетрадиционных течений в исламе и христианстве. И появились на арене некие «Солдаты халифата» с угрозами в адрес властей. Не понравился им новый закон, который не позволяет экстремистски настроенным молодчикам чувствовать себя свободно
А вот духовенство традиционных для Казахстана конфессий отнеслось к новшествам в Законе «О религии» не только лояльно, но даже поддержало их, при этом осудив появления экстремизма. После терактов в Атырау глава Духовного управления мусульман Казахстана заявил, что терроризм противоречит исламу и человек который подрывает себя, убивая при этом других, вовсе не шахид, не воин Аллаха, а обыкновенный самоубийца. А таковых ислам осуждает. Глава ДУМК так же отметил, что ношение хиджаба противоречит традициям казахского народа.
Во всех областях страны созданы территориальные департаменты по делам религий. Они контролируют религиозную ситуацию в местности. В частности, при этих департаментах созданы информационно-пропагандистские группы, в которые входят имамы и религиоведы.
Вопрос о нововведениях в Закон «О религии» настоятель Актауской православной церкви отец Игорь ответил коротко: «В разработке проекта этого закона принимали участие представители нашей православной церкви. Их пожелания учтены, поэтому нам грех жаловаться. Более того, я считаю, что благодаря новшествам в законе, разным мутным личностям будет труднее копаться своими грязными ручонками в головах и душах наших граждан, особенно молодежи. Христиане по заветам Иисуса Христа никогда не противопоставляли веру власти, даже если в чем-то были с этой властью не согласны. Как говорил Иисус, «отдай Богу богово, а Кесарю кесарево».
Глава Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф отметил, что подавляющая часть духовенства в Казахстане новый Закон приняли положительно. Имамы и священники это все же духовная поддержка государства. А с терроризмом бороться надо, используя силовые органы.
Рядом с народом в его гуще находятся обыкновенные патрульные полицейские. Именно на них в таких условиях необходимо рассчитывать. А роль института участковых инспекторов вырастает в разы. Им предстоит научиться не только пьяных по подворотням собирать и семейные скандалы разбирать. Им надо изучать население, знать - кто в микрорайоне во что верит, о чем думает и чем дышит.
Игорь Нестеров
Фото Ольги Ярославской
ВЕРА ДОЛЖНА БЫТЬ В ДУШЕ
По мнению представителей этнокультурных объединений города, усиление государственного контроля в религиозной сфере жизни страны – это рациональная мера.
Свою оценку актам, подписанным в октябре нынешнего года - Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» - дали председатель чечено-ингушского этнокультурного центра «Вайнах» Магомед Лорсанов, председатель Актауского филиала Ассоциации корейцев Казахстана Раиса Маденова-Хван и председатель еврейского этнокультурного объединения «Шалом» Юрий Кержбаум.
«Лада»: Магомед Умарович, затронули Вас и ваше объединение, внесенные в Закон «О религии», изменения?
М.Лорсанов: Мы много обсуждали этот закон. В нашей стране в последнее время происходят страшные события, в свете которых мы и обсуждали эти вопросы. Был такой российский премьер-министр, Примаков. Так вот он как-то раз сказал, что если прочитать Коран, то не надо никаких университетов. И никаких велосипедов изобретать не надо. Я считаю, что указ этот правильный, но вводить его надо было, на мой взгляд, не так резко. Нужен был, мне кажется, референдум. Может быть, надо было посоветоваться с народом.
«Лада»: Чем на Ваш взгляд была продиктована необходимость таких изменений?
М.Лорсанов: Я оправдываю их вот чем. Однажды мне пришлось посетить зону, где я наблюдал такую картину – преступные авторитеты сейчас почему-то стали почитать ислам. Но трактуют они его по-своему. Это ваххабиты, а мусульманство такого толка не приемлемо в Казахстане. Мы видели, сколько молодежи погибло на Северном Кавказе из-за этого. И когда я побывал на зоне, я посетил их мечеть и молился вместе с заключенными. Тогда я и увидел, что там, среди верующих заключенных, преобладает экстремистское направление – ваххабизм. Весь мир подтверждает, что на сегодня самой развивающейся религией является ислам.
«Лада»: Как вам кажется, на сегодняшний день увеличение числа людей, которые переходят в ислам из других религий, продиктовано искренними убеждениями или просто потому, что это стало модно?
М.Лорсанов: Часто из-за моды. И трактуют они его как «чистый ислам». Такое ощущение, что нынешняя молодежь считает себя умнее и в большей степени продвинутой в вопросах веры, нежели представители старшего поколения. Отсюда ошибочные трактовки Корана. Поэтому это носит более агрессивный и даже экстремистский характер. Закон этот поможет в упорядочивании в умах людей всех этих тонкостей. Ведь он разрабатывался не спонтанно, ситуацию сегодняшнего дня изучали теологи, политологи, поэтому изменения эти, несомненно, полезны. Но все-таки я повторю – нужен был хоть какой-то референдум.
«Лада»: Раиса Ивановна, а как Вы можете объяснить необходимость изменений, внесенных в Закон «О религии»?
Р.Маденова-Хван: Казахстан – это светское государство. Я педагог и я только за то, чтобы ребенок или молодой человек знал молитвы и посещал храмы той религии, которой он придерживается. Но меня страшит то, что появилось большое число сект, и секты эти не контролируются государством. Почему молодежь уходит туда? Меня это очень страшит. Поэтому работа в этом направлении нужна. Это нужно делать еще с детского возраста. Когда человек под влиянием своих экстремистских убеждений решается на крайние меры в виде смерти за веру, он, к сожалению, забирает с собой людей невинных. Я считаю, что контроль за этими сектами просто необходим. Необходимо просто и доступно разъяснять основы религии и тогда будет правильное понятие. При неправильном понятии человек отделяется от семьи, а это страшно. И наши этнокультурные объединения обязаны организованно принимать участие и в религиозной жизни, способствовать популяризации правильных трактовок.
«Лада»: Насколько по Вашему мнению обоснован запрет на обрядовые действия в государственных учреждениях?
Р.Маденова-Хван: Государство у нас отделено от религии. Если человек, который лежит в больнице захочет помолиться, я думаю, что ничего плохого в этом нет. Но в государственных органах этого быть не должно. Если идет запрет, то он должен в одинаковой мере распространяться на все учреждения, в противном случае это приведет к тому, что сегодня один мой студент во время занятия поднимет руку и попросит отпустить его на молитву. Другой при этом тоже просто захочет выйти по своим делам, так как по времени это будет занимать примерно столько же. Или на производстве все бросят свою работу и пойдут молиться. Это может вообще привести к тому, что руководителям выгоднее будет брать на работу чуть ли не атеистов. Безусловно, деятельность государственных учреждений (образовательных в том числе) должна быть отделена от религии. Для этого есть дом, есть церковь и есть мечеть. Поэтому, я считаю эти изменения правильными.
«Лада»: Юрий Израильевич, как Вы оцениваете эффективность изменений, внесенных в Закон «О религии»?
Ю.Кержбаум: Во-первых, я считаю, что государство и создавалось для регулирования отношений. Ведь абсолютной свободы не бывает. Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Поэтому законы и устанавливают правила игры, которым должны подчиняться абсолютно все. И я не вижу в этих изменениях ничего такого, что могло бы нарушить мои права как человека, гражданина и верующего человека. Те, кто протестуют сегодня против этих изменений, говорят о запрете на молельные комнаты. Но где и когда они у нас были? В нашем государстве нет привилегированной религии. И если следовать логике протестующих, то в одном учреждении должны быть, по меньшей мере, не менее четырех разных молелен. Представим себе ситуацию – идет совещание или урок, или другая важная работа. И тут пришло время молиться, значит все нужно бросать? Протестующие кричат о том, что нарушаются права верующих. Чьи права нарушаются? Я читал закон несколько раз и нарушений прав там не увидел. Эти все изменения должны были выйти раньше.
«Лада»: Не приведут ли эти меры, на Ваш взгляд, к обратному действию – не усилится ли влияние сект и других экстремистских религиозных организаций?
Ю.Кержбаум: А вот для этого государство и установило правила. Все это будет отслеживаться. Теперь нарушения будут пресекаться – для этого есть все законные основания. Надеюсь, что до революции по этому поводу в Казахстане не дойдет. Двадцатилетний опыт существования государства показывает, и я верю в это сам.
Посмотрите, что делается со многими другими государствами бывшего Союза. Все они имеют болевые точки. После развала Союза на энтузиазме была дана чрезмерная свобода во всем. К сожалению, это имело не очень хорошие последствия. Сегодня пришла трезвость. Ассамблея народов Казахстана – это та вертикаль, через которую наше государство сумело народную политику не довести до столкновения. И все эти реакции – это политический PR. Каждый вытаскивает из этих изменений то, что ему выгодно. Для меня, в таких вопросах, усиление государственного контроля оправдано. Все это административные меры, а вера – она в душе. Всегда найдется тот, кто влезет в душу и поймает. И выстроит свою ячейку, которая составит систему этих экстремистских течений. Поэтому контроль уже продиктован жизненной необходимостью.
Беседовала Фатима Курмансеитова
Фото Ксении Шелуховой