К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
«Шевченко начался с баржи...»
Актау, тогда еще Шевченко, был построен по распоряжению Ефима Павловича Славского (советский государственный деятель, один из основателей и руководителей атомной промышленности и ядерной индустрии).
- Его все время отговаривали, уверяя, что на Мангышлаке нет урана и затея провальная. Но Славский упорно стоял на своем. В итоге, он приткнул к абсолютно безжизненной степи старую списанную баржу — с этого и начался Шевченко. Ефим Павлович очень любил этот город, вкладывал в него душу, и привлекал лучших людей для строительства, - вспоминает Игорь Беляев. - Архитектор Александр Коротков, которому доверился Славский, спроектировал город европейского типа — с широкими улицами, множеством зелени. Все саженцы привозили из Европы. Рабочие рыли огромные ямы, засыпали хорошим грунтом для посадки растений. Было создано целое хозяйство, где подбирали деревья, способные выжить в суровом степном климате. Вообще Короткова можно назвать легендой Минсредмаша СССР. Он был человеком неординарным, как обособленное ядро. Не просто архитектор, а художник городов. За свою жизнь он построил в голом поле и дал неповторимый архитектурный облик десяткам городов — Шевченко, Навои, Заравшану, Красноярску, Степногорску. Он был любимцем Славского. Ефим Павлович брал его с собой в командировки, но не указывал ему, что делать, а просто говорил, сколько в будущем городе будет проживать людей и чем они будут заниматься. Коротков был очень добрым человеком, всегда готовым к дискуссии, со своим мнением, но не упрямый, любил, когда человек с понятием доказывал свою правоту. Это была целая эпоха, и, видимо, она больше не повторится...
«Итальянцы купили ЗПМ, чтобы убрать конкурента...»
Сам Игорь Беляев приехал в Шевченко в 1981 году, чтобы завершить строительство завода пластмасс по итальянской технологии. Здесь он и познакомился со Славским, которого до сих пор считает и называет своим кумиром.
- Какая-то надёжность всегда была в его действиях. Его появление на стройке внушало полную уверенность в выполнении любых задач, какими бы трудными они не были. И вообще Славский очень любил Шевченко. Будучи уже на пенсии, он говорил: «Как мне хочется сейчас в Шевченко попасть, я этот город второй Родиной считаю». Любой приезд в Шевченко был для него событием. Я был горд, когда мне доверили строительство ЗПМ. Мы строили его в ускоренном режиме. До моего приезда стройка тянулась уже три года. Какого было мое удивление, когда по приезду я увидел на стройплощадке за малым исключением - «ноль». Отстроены были только зоны для заключённых. Так как стройка была «компенсационная», не закончить ее в срок было нельзя. За каждый просроченный год государство должно было бы платить огромные неустойки. Но мы справились. В назначенный день ЗПМ был запущен. Радость, слезы — все слилось воедино. Наладчики, французы и американцы, не верили в случившееся, они тоже радовались и плакали...
Сейчас жалко, конечно, что развалили такое предприятие. Казахстанская пластмасса была высокого качества и недорогой, в три раза дешевле итальянской. Кстати, итальянцы и купили ЗПМ в последующем, не для того, чтобы поднять производство на новый уровень, а для того, чтобы развалить. Не потому, что завод был не ликвидным, а просто, чтобы убрать конкурента, - рассказывает Игорь Беляев.
«Методикой строительства Шевченко интересовались даже американцы...»
Завод пластмасс был первым проектом, который Игорь Беляев осуществил в качестве главного инженера Прикаспийского Управления Строительства(ПУС). После он запустил в работу хлебозавод, который до этого четыре года стоял заброшенным. Всего за год под руководством Беляева стройка завода была закончена, и получена первая булка хлеба. И тем ни менее, большее внимание уделялось строительству жилого сектора города.
- Стройка шла очень медленно. Тогда я разработал методику, которой после заинтересовались даже американцы. Идея заключалась в поставке бетона на стройки по часовому графику. У этой методики было много противников среди заинтересованных лиц. Но я отстоял свое решение. В итоге стройка резко сдвинулась и дома стали расти, как грибы после дождя, - рассказывает Игорь Беляев.
«Купол! Такого нет во всем мире...»
После запуска заводов и строительства жилого сектора очередь дошла и до ТРК «ШУМ». Недостроенный торговый центр стоял «законсервированным» три года из-за конусообразного купола, к которому инженеры не знали как подступиться. Практики строительства подобных архитектурных сооружений в то время еще не было.
- Я решил применить «мокрый» метод бетонирования. Не буду вдаваться в технические подробности этого метода, скажу только, что были в нем и плюсы и минусы. Сложнее всего было убедить начальство «расконсервировать» торговый центр. Применить новый метод — это вообще в приказном порядке. Все вокруг следили, что получится, никто не верил в осуществимость затеи. Но ведь получилось и получилось прилично. Такого бетонного купола нет во всем мире. И в этом особая гордость — мы справились! - говорит Игорь Аркадьевич.
Последний раз в городе у моря Игорь Беляев был 15 лет назад.
- Все вокруг изменилось, - признается инженер. - Что-то стало лучше, что-то безвозвратно утеряно... В Шевченко я проработал шесть лет. Шесть лет — их никуда ни денешь, они постоянно в мозгу и памяти... Но главное, люди. Легендарные люди, которые стояли у истоков этого города, для которых он был мечтой! Сегодня их разбросало по миру — кто-то умер, кто-то не дает о себе знать, но все они живы в моих воспоминаниях. Память о них хранят и улицы города...В канун 50-летнего юбилея я хочу пожелать нынешним и будущим жителям этого уникального уголка земли беречь то, что было построено стараниями тысяч людей, сохранить уникальность города, сейчас уже Актау, в память о тех, кто вложил в него душу...